Найти тему

Какие бренды ушли из России — ищем замену

Оглавление

Уход из России многих зарубежных брендов сказался на рынке потребительских товаров. Нет привычных бутиков одежды, техники в ритейле электроники, продуктов питания и напитков в супермаркетах. Но критической ситуации нет, у всего есть замена. Попробуем разобраться в альтернативе на сегодня.

Не вернутся?

Бренды ушедшие с российского рынка официально не поставляют товары в Россию. Но многие товары все еще можно найти в магазинах, некоторые и вовсе в избытке. Все дело в возможностях параллельного импорта — товары поставляются через Казахстан, Узбекистан, Таджикистан и через другие соседние страны.

Так, например, через другие страны ввозятся привычные алкогольные напитки, косметические средства и продукты питания. Сети магазинов техники продают устройства ушедших брендов, которые привозят теперь из стран СНГ и ближнего зарубежья. Тем не менее в России на первый план выходят российские и китайские производители, которые успешно заменяют западные бренды почти во всех направлениях рынка потребителей.

Техника

Какие бренды ушли из России? Практически все западные, японские и корейские. Это затронуло и рынок умных гаджетов. Но умные устройства от российских брендов и до санкций были популярны — Яндекс Станция, Сбер Boom, Маруся Капсула. Бренды не остановились на этом и с 2022 года выходят умные телевизоры, а еще раньше были презентованы российские смартфоны. Все это бренды, успешно заменившие иностранные.

Конечно, в сфере техники не обошлось и без большого влияния китайских производителей. Еще в конце 2010-х на рынок России вышли массы китайских брендов с замашками мировых. Например, Xiaomi, Haier, Huawei.

Российские компании активно заключают контракты с китайскими производствами и выпускают технику с новыми брендами. Например, Zugel,

Бытовая техника

С бытовой техникой в России и странах СНГ никогда не было проблем с собственным производством. Многие компании открыли заводы в России еще в начале нулевых. С уходом иностранных брендов повысились продажи у итак уже известных марок: Gorenje, Beko, Haier, Grundig, Candy, Midea.

Также закрепили свои позиции — белорусский производитель холодильников и прочей электроники “Атлант”, российские компании Pozis, Kraft, компания из Узбекистана Artel. Все это было бы неполноценной заменой, если компании появились бы только в этом году и не успели бы завоевать доверие покупателей. Но все компании существуют не первый год, имеют все лицензии, гарантии и высокие оценки в отзывах.

Умная техника

До начала санкционной политики западных стран, компания Haier запустила компьютерное подразделение ThundeRobot, которые в свою очередь выпускают игровые компьютеры и периферию, в том числе эксклюзивные модели для российского рынка. Например, ноутбук на базе РЕД ОС, и офисными программами Р7-Офис.

Не стоит также забывать о китайских производителях, которые завоевали рынок компьютерной техники, а также рынок смартфонов, в том числе в России. На полках магазинов широко представлены Xiaomi, Huawei, появились новые игроки Infinix, Tecno.

Как и написали выше, более быстрыми темпами развивается выпуск техники из Китая под брендами наших компаний. Например, у группы Мвидео есть техника Hi, Novex, у DNS-shop это DEXP и партнер сети Digma с головным офисом в Москве; у МТС это Kion Smart TV, у Озон это Hartens, у Яндекс.Маркет это Tuvio и тд.

Российские бренды иногда критикуют за то, что нет собственного производства в России. Но для такого производства нужна почва, которую сейчас готовят. Сначала нужно отладить поставки комплектующих, выстроить заводы, привезти оборудование, обучить штат сотрудников. Даже западные компании отдают производство и сборку в такие страны как Китай, Малайзия, Беларусь, в страны СНГ.

Одежда и обувь

В категории одежды и обуви все также без изменений — все российские производители работают и повышают свои продажи. Отечественных марок так много, что уход зарубежных брендов затронул по большей части сегмент люкс. Масс-маркет имеет много российских марок, а зарубежные не ушли полностью, а лишь изменили названия. Например, в РФ Zara теперь носит название Maag, а H&M — &other stories.

Если вы сомневаетесь в том, что в масс-маркете много отечественных марок — простые примеры это ТВОЕ; Kari; SHU; Melon Fashion Group: ZARINA, Befree, LOVE REPUBLIC, sela и IDOL; а также многие другие. В спортивной сфере тоже не убыло, так например, сеть магазинов Спортмастер не сократила ассортимент, просто теперь стало больше брендов из Китая и ближайшего зарубежья.

Отдельную и важную роль играют маркетплейсы. Такие площадки как Lamoda и Яндекс Маркет скупили остатки товаров у Adidas и других марок. Одежда, обувь и аксессуары все также доступны, пусть пока и в ограниченном количестве. Крупные селлеры маркетплейсов Wildberries и Озон теперь продают одежду и обувь под собственными брендами с производством в Кыргызстане, Узбекистане, Таджикистане и России.

Продукты питания и напитки

Для потребителей в этом сегменте в первую очередь большую роль играет параллельный импорт. Так как в Россию прекратились поставки многих пищевых добавок, красителей и эмульгаторов. При этом производственные мощности и персонал остались и перешли под управление местных компаний. Так, например, знаменитая кола выходит сейчас под разными брендами, “Русский дар”, “Добрый”, “Cool” и тп.

Крепкий алкоголь и до санкций практически полностью был на странах СНГ и России, кроме виски. Для виски и некоторых других видов крепких алкогольных напитков разрешен параллельный импорт, в основном из соседних стран, например, из Казахстана.

Молочная продукция не претерпела значимых изменений, в России сильное производство всего, что связано с сельхозпродукцией. Тем не менее упаковка стала слабым местом, например, Tetra-Pak и специальные краски под эту упаковку ушли из России, поэтому некоторое время упаковки молока были не самого лучшего качества. Но в этом году ситуация исправилась благодаря поиску альтернативных путей поставок.

Косметика

Выбор косметики в специальных магазинах почти не изменился, на полках все те же бренды. В среднем цены поднялись на 30-100%, что объясняется более сложной логистикой и курсом валют. Часть брендов премиум и среднего сегментов рынка приняли решение вернуться официально в РФ, поэтому ожидается снижение цен.

В бьюти-сфере также большая зависимость от параллельного импорта, многие известные в народе марки ввозятся из стран СНГ. При этом некоторые производства в России от зарубежных владельцев перешли российским бизнесменам, поэтому какие-то названия косметических средств успели измениться.

Здесь снова большую роль играют маркетплейсы — некоторые площадки и их крупные селлеры покупают бренды в соседних странах и продают их в России. Какие-то бренды продали остатки и их также можно приобрести онлайн.

Автомобили

Почти вся спецтехника сейчас активно поставляется из Поднебесной. К примеру, грузовые автомобили - Shacman, Sitrak, спецтехника для строительства или работ по уборке - SANY, XCMG.

Что касается гражданских автомобилей, то на смену европейским автомобилям пришли российские и китайские бренды. Москвич, Evolute — российские бренды, которые заимствовали китайские наработки. В России еще до санкций появились заводы полного цикла таких брендов из Китая как Haval, Chery (позднее закрылись и открылись в Беларуси).

Недостатка в любом классе и бюджете в России нет. Люкс автомобиль для высших чинов — Aurus, прошел успешные испытания, и имеет заказы в дружественных странах. А китайские бренды Haval, Chery, Geely и др - имеют ассортимент автомобилей любого типа кузова.

Европейские, японские и корейские автомобили ввозятся по-прежнему как в б/у, так и новые без пробега. Европейские автомобили частично ввозятся по параллельному импорту, частично из Китая (поэтому мы можем наблюдать “китайские” версии знаменитых моделей с уменьшенным объемом двигателя и меньшей мощностью — BMW X5, Volkswagen Touareg и тп). Из Японии есть определенные сложности связанные с ограничениями по объему двигателя и тп, но это лишь меняет цепочку поставки, то есть японские автомобили могут ввозиться из стран СНГ.

Что в итоге

Несмотря на санкционную политику, многие бренды либо не полностью ушли, перестроив производство, либо ввозятся через параллельный импорт. Российские предприятия повышают продажи и разрабатывают новые продукты.

Соседство с Китаем дает дополнительный стимул для создания новых технологий, а бренды из Китая заменяют большинство западных брендов без потери качества, но с более дешевой стоимостью.

Онлайн-торговля, также известная как eCommerce развивается стремительными темпами, что дает людям возможность покупать все что нужно не выходя из дома.

Появляются собственные бренды торговых площадок, которые уже полюбились покупателям. Замену привычным брендам найти все проще и проще.