Шиномонтажный станок - это оборудование, которое есть в каждой шиномонтажной мастерской или крупном автосервисе. Несмотря на достаточно простой принцип работы, он имеет свои конструктивные и функциональные особенности.
При выборе оборудования следует обратить внимание не только на технические характеристики, но и на условия применения. Для это стоит учитывать типы клиентов сервиса, размер помещения и бюджет.
Устройство шиномонтажного станка
Шиномонтажный станок - устройство для замены шины на колесе, которое применяется на СТО, в шиномонтажных мастерских и на других автотранспортных предприятиях.
Оборудование для шиномонтажа выделяется многофункциональностью, надежностью и высокой производительностью. На рынке представлено столько различных модификаций, что они даже не поддаются счету. На постоянной основе разрабатываются и выпускаются новые. На станках могут обслуживаться любые виды транспорта: легковые, коммерческие, грузовые, спецтехника и мотоциклы.
Шиномонтаж на станке дает следующие преимущества:
- Рост пропускной способности мастерской;
- Оптимизация рабочего процесса;
- Ускорение выполнения работ по шиномонтажу;
- Улучшение качества оказываемых услуг.
Профессиональное шиномонтажное оборудование может иметь относительно большие габариты. Обычно шиномонтажные станки имеют следующие размеры:
- 960x750x970;
- 1 000x1 140x950;
- 972х1 210х1 998;
- 1 810х900х765;
- 1 450х1 000х1 000;
- 1250х1190х1650;
- 2000х1580х950;
- 2 600х880х2 350.
На станине установлена консоль, которая включает монтажную головку, расположенную над поворотным рабочим столом с зажимными кулачками. Сбоку на стенде имеется пневматическая отжимная лопатка. Это оборудование оснащено пневматическими устройствами, поэтому требует подключения сжатого воздуха от компрессора или стационарной пневмосети.
Перечислим все элементы конструкции шиномонтажного станка: станина, колонна(вертикальная консоль), рабочий стол с зажимными кулачками, рукоятка с системой двойной блокировки, отжимная лопатка, воздушный клапан, панель управления, педали и манжеты.
В комплектацию большинства шиномонтажных станков входят: манометр, пистолет для накачки колес, мультироллер, прижимное устройство, роликовые подъемы нижних бортов.
Работа на станке проводится следующим образом:
Мастер размещает колесо на поворотном столе, диск фиксируется зажимными кулачками. Затем стол начинает вращаться. Управление производится с помощью педалей, расположенных в нижней части станка. Съем шины с диска производится при помощи отжимной лапы, которая фиксируется в одном положении, пока колесо крутится.
Чем грузовой шиномонтажный станок отличается от легкового?
Человек, который не имел дела с грузовым шиномонтажным станком, будет считать вес и размеры основными его отличиями от легкового станка . Но есть несколько главных признаков, по которым возможно отличить оборудование для работы с колесами грузового транспорта:
- фиксация колеса зажимными кулачками без поворотного рабочего стола;
- вертикальное положение колес на станке;
- большие размеры и масса;
- в силовых устройствах применяются гидравлические механизмы;
- на многих моделях имеются подъемные устройства для упрощения фиксации колес на станке;
- стоимость больше в разы, чем на легковые стенды.
При помощи грузового шиномонтажного станка возможно проводить бортировку колес крупногабаритного транспорта и спецтехники. А с помощью моделей, на которых возможно работать с колесами от 14”, можно обслуживать еще и легковой транспорт.
Виды шиномонтажных станков
Станки для шиномонтажа в зависимости от механизмов, которые в них работают, делятся на три основные группы: ручные, пневматические и электрические. Первая группа является самой простой конструкцией, которая работает по принципу обычного рычага.
Пневматические станки, как можно понять из названия, работают за счет поршня, который приводится в движение сжатым воздухом.
Почти в каждом станке для шиномонтажа есть механизмы, которые работают от электричества.
Далее более подробно расскажем о типах станков:
Ручной шиномонтажный станок
Когда срочно нужно заменить резину на колесах, например, если пробило колесо или пора менять летние шины на зимние, каждый автовладелец делает выбор между ближайшей шиномонтажной мастерской и самостоятельным шиномонтажом. Во втором случае придется использовать ручной шиномонтажный станок.
Эти устройства работают с использованием мышечной силы человека. С их помощью можно обслужить колеса легкового автомобиля.
Полуавтоматический шиномонтажный станок
Это оборудование подойдет для автосервиса, СТО и шиномонтажа с низкой или средней загруженностью. Полуавтоматический станок для шиномонтажа позволяет производить монтаж и демонтаж шин гораздо быстрее, чем ручной способ шиномонтажа. Стоят они в разы дороже ручных, но это компенсируется увеличенной пропускной способностью благодаря большей производительности.
На станках такого типа имеется поворотный рабочий стол и зажимные кулачки, которые фиксируют колесо.
Они могут оснащаться пневматическим или гидравлическим приводом. Второй вариант имеет больший вес, но имеет большее усилие и крутящий момент. Пневматические полуавтоматические шиномонтажные станки являются менее мощными, но более мобильными за счет меньшего веса.
Автоматический шиномонтажный станок
Это оборудование позволяет проводить шиномонтаж с минимальными усилиями оператора.
На таких станках монтажная головка, с помощью которой происходит демонтаж и монтаж шины, фиксируется в одном положении, чтобы ускорить работу с колесами одного автомобиля. Монтажная стойка, на которой располагается монтажная головка, откидывается на всех автоматических станках.
На некоторых станках есть функции проверки надежности фиксации колеса, которая работает в автоматическом режиме.
Если нужно обслужить большое количество автомобилей за наименьшее время, то этот станок - идеальный вариант.
3 главных принципа подбора шиномонтажного станка
Если не знаете точно какой шиномонтажный станок лучше приобрести, то стоит учесть несколько важных факторов при выборе.
Типы автомобилей, которые планируете обслуживать
Важно заранее определить какие работы будут проводиться и с каким транспортом придется иметь дело, то есть нужно определить размер колес, которые будут обслуживаться на станке.
Для крупных автосервисов подойдут универсальные стенды, которые могут работать и с легковым, и с грузовым транспортом. Такое оборудование может работать с колесами до 50” или 60” в диаметре. Среди популярных фирм, которые выпускают такие станки, можно выделить AE&T, Trommelberg и «Сорокин».
Если планируете обслуживать только легковые автомобили, то выбирать можно из станков, которые могут работать с дисками до 39”-46”.
Не менее важным параметром является ширина колеса. У крупногабаритных колес этот показатель может варьироваться от 12” до 30”. Например, у грузовиков, автобусов и сельхозтехники колеса имеют ширину более 16”.
Имейте в виду, что при выборе балансировочных стендов учитывают ширину колесных дисков, а не шин, как при выборе шиномонтажных станков.
Когда подбираете комплект из балансировочного и шиномонтажного станков, убедитесь, что они соответствуют друг другу по габаритам обслуживаемых колес.
Более мощные станки расходуют больше электроэнергии и создают большую нагрузку в электрической сети. Это тоже нужно учесть при подборе оборудования.
Возможности подключения станка к сети
Для небольших частных мастерских достаточно будет станков мощностью до 1 кВт, которые обслуживают исключительно легковой транспорт и работают от бытовой электросети 220 В.
В автосервисное предприятие, которое обслуживает грузовые автомобили, лучше брать модель с большей мощностью. Станки с мощностью от 3 кВт и более способны бортировать большие и тяжелые колеса. Подключение производится через трехфазную сеть 380 В.
Для предприятий, где в качестве основной используется трехфазная сеть 380 В, а в качестве резервной однофазная 220 В, отличным вариантом будет шиномонтажный станок, который может работать и от 220 В и от 380 В.
Площадь под установку оборудования
Шиномонтажные мастерские обычно не обладают помещением с большой площадью. Это может быть помещение общей площадью от 6 до 8 м2. Если нужно разместить несколько станков, то стоит заранее рассчитать свободную под эти цели площадь, чтобы мастер выполнил работу без дискомфорта при перемещении.
Даже если мастерская располагается в помещении с большой площадью, то рационально будет выбрать более компактное оборудование, чтобы в будущем было место для установки нового оборудования.
Основные технические характеристики шиномонтажного станка
Радиус захвата
На шиномонтажных станках есть зажимные кулачки, которые удерживают диск колеса. Для них существует две характеристики: внешний зажим и внутренний зажим.
Чтобы понять какое значение данных характеристик нужно вам, определите минимальный и максимальный диаметр дисков, с которыми придется работать.
Рекомендуем подбирать станок, рассчитывая обслуживать колеса на 2-3 размера меньше, чем заявлено производителем. Колесо максимально допустимого размера, который указал производитель, будет очень тяжелым для этого станка. Он будет работать на износ и прослужит меньше. Поэтому, если выбираете легковой шиномонтажный станок для обслуживания колес диаметром до 18”, то стоит остановить выбор на станках со значением максимального внутреннего зажима 20”-21”.
В большие автомастерские выбирают более универсальные станки, которые могут работать с колесами и легковых, и грузовых автомобилей.
Взрывная накачка шин
Функция взрывной накачки шин может быть уже установленной в станок, а может быть представлена в качестве дополнительной опции. В первом случае в станок уже установлен ресивер, который сжимает воздух. Для управления этой функцией на станке размещают специальную кнопку.
Если на станке не установлен ресивер для взрывной накачки, то вместо него можно приобрести бустер, который является отдельным устройством. Стандартная комплектация некоторых станков содержит бустер.
Как следует из названия, эта функция позволяет подать воздух в шину под большим давлением, чтобы она заняла правильное положение на диске. Но не накачивает колесо полностью, это нужно выполнить с помощью обычного компрессора.
Опция “третья рука”
Это устройство, которое фиксирует шину на столе шиномонтажного станка. Работает оно за счет пневматического привода.
Опция “третья рука”, как и функция взрывной накачки, хорошо работает при обслуживании низкопрофильных шин легкового автотранспорта, в том числе для колес с жесткими бортами.
Основными характеристиками, на которые стоит обратить внимание при выборе шиномонтажного станка являются: питание и способ подключения к электросети, размеры станка, диаметр захвата диска, возможность оснащения дополнительными функциями(при необходимости). Если тяжело определиться самостоятельно, то при покупке специалисты обязательно вас проконсультируют.
А в одной из следующих статей поделимся с вами 3 легковыми шиномонтажными стендами, которые рекомендуют наши специалисты по подбору автосервисного оборудования. Подписывайтесь, чтобы не пропустить!