Найти в Дзене
КиноБуква

Дикий абсурд, пошлая мерзость и пьяный Саша Петров. Что не так с последним фильмом Романа Полански «Дворец»

Оглавление

Как-то даже сложно сформулировать, что вообще тут происходит. Если коротко, то, наверное, предполагается высмеивание сборища крайне неприятных, но очень богатых людей. В противовес им – культурный и интеллигентный, но ко всему привыкший по долгу службы персонал роскошного швейцарского отеля.

В канун нового тысячелетия, в ночь с 31 декабря 1999 на 1 января 2000 года, когда может случиться всякое, например, конец света (помните эти истории про Миллениум и предсказания?) в отеле и случается… всякое. Всякое такое, на что смотреть было крайне неприятно. Сатира? Фарс? Черная комедия? Комедийная драма? Или просто самый неудачный фильм именитого режиссера?

Девяностолетний Роман Полански - личность, окруженная скандалами, и режиссер таких достойных лент, как «Бал вампиров», «Ребенок Розмари», «Китайский квартал», «Горькая луна», «Пианист» и «Резня». Работы Полански – это всегда что-то нервное, на грани психического расстройства, драматичное и сексуальное, ироничное и как бы изолированное. По мнению многих критиков и даже актеров, которым приходится сложно на съемочной площадке с таким нестандартным человеком, Полански - «величайший из ныне живущих режиссёров», сравнимый с гением.

И вот в свой последний проект Полански приглашает Александра Петрова, на роль русского гостя отеля, читай - зажравшегося русского бандита с чемоданами денег. Пьяного, конечно. Всё смешалось в доме Облонских. Люди, кони. Фейерверки, смерти во время секса, собачка с глистами, пингвин в подарок на годовщину свадьбы, море чёрной икры, шампанское за десятки тысяч фунтов, парики, накачанные губы у представителей обоего пола, загар, как у курицы-гриль, золото-бриллианты-меха, речь Ельцина об отставке и упоминание Путина, как приемника.

Горшочек, не вари.

🎬Дворец (2023)

The Palace

В фильме несколько линий, которые развиваются параллельно друг другу. Например, молодые супруги, отмечающие не только Новый год, но и первую годовщину свадьбы. Ему, Артуру Далласу III (Джон Клиз) примерно под 100 лет, ей, пышнотелой Магнолии (Бронвин Джеймс) - едва за 20. Мило, очень мило. Их история - одна из самых вульгарных и неприятных. Просто фу играть чувствами и эмоциями зрителя, показывая такое, причем с легкостью и намеком на юмор. Мол, ребят, застрять на умершем муже, это же так смешно, три ха-ха.

Богатенький Саша Петров с помпой въезжает в отель в окружении друзей, телохранителей и «тёлочек», по-другому сказать никак нельзя. Оружие, деньги (именно в нескольких чемоданах) и прямая речь Ельцина в ожидании «деловой» встречи «по бизнесу». И Петров здесь – это такая клюква, что даже, похоже, своей клюквенности не скрывает, а наоборот, подчеркивает. В компании Петрова, кстати, еще несколько наших – Антон Пампушный, Марина Страхова, Илья Волох и кто-там ещё.

Кадр из фильма «Дворец», 2023 год, режиссер Роман Полански
Кадр из фильма «Дворец», 2023 год, режиссер Роман Полански

Французская маркиза (Фанни Ардан), которая кормит собачонку черной икрой и падает в обморок от слова «глисты». Собачонка может делать свои дела с пометкой «код коричневый» исключительно на травке. В связи с этим прислуга расчищает клочок альпийского снега до земли, но собачка все равно отказывается. Зато мастерски обделывает чуть позже кровать маркизы, в связи с чем вызван едва ли не врачебный консилиум, а потом в ванной сантехник прибивает к полу искусственную «травку».

Просто ужасно выглядящий Микки Рурк в роли Билли Краша (губы, подтяжки, загар – идеальный пример жертвы пластической хирургии) с внебрачным сыном, который не блещет интеллектом, еще куча каких-то поистине страшных, неприятно-перетянутых бесчисленными операциями дамочек, порнозвезда в отставке (Лука Барабарески), тут же пластический хирург с женой, которая как будто под воздействием сильнодействующих препаратов… ААААА!

Кадр из фильма «Дворец», 2023 год, режиссер Роман Полански
Кадр из фильма «Дворец», 2023 год, режиссер Роман Полански

На фоне всех этих миллионеров с прибабахом горничные, управляющие, повара, дворецкие, администраторы и прочий персонал отеля выглядят едва ли не ангелами. И даже за их диалогами наблюдать интересно. Они хотя бы осмысленны. Правда, некоторые их действия тоже вызывают сомнения в адекватности. Но их «оправдывает» главный закон сферы обслуживания и многолетний опыт работы – клиент всегда прав. Богатый клиент прав, даже если Полански потом снимет фильм и покажет всю абсурдность происходящего.

Кадр из фильма «Дворец», 2023 год, режиссер Роман Полански
Кадр из фильма «Дворец», 2023 год, режиссер Роман Полански

«Дворец» — это настолько второсортно и неудобоваримо, что возникает вопрос: что хотел сказать автор? Точнее, что он хотел, понятно, идея то простая, пусть и окружена бутафорией. Но почему таким образом? Почему до такой степени странно, что в какой-то момент начинает подташнивать?

Было ли мне смешно? Нет. Примитивно и пошло? Да. Добила последняя сцена с собакой и пингвином. Быть может, я не настолько циник и потому не оценила идею мастера? Возможно. Но пока это за пределами моего понимания.

Кадр из фильма «Дворец», 2023 год, режиссер Роман Полански
Кадр из фильма «Дворец», 2023 год, режиссер Роман Полански

Что среди этого бреда, поданного под соусом вульгарности, можно найти положительного? Музыку Александра Деспла – он хороший кино-композитор как никак. Отличная работа оператора и в целом визуальная картинка. Понравился Оливер Мазуччи в роли управляющего отелем Хансуэли. Ну и Фанни Ардан, французская маркиза с обоср*вшейся, простите, собачкой, великолепна.

Осмелюсь спросить, видел ли кто этот шедевр?