Точнее трехтомника. «Атлант расправил плечи» (точный перевод «Атлант пожал плечами») – это трехтомник американской писательницы Айн Рэнд, написанный в 1957 году. Это 1394 страницы или 65 часов 24 минуты текста в исключительно великолепной озвучке Давида Ломова (издательство «Премиум»). Я вот все думаю, как там господин Ломов, в порядке, после такого испытания? Эта книга символ, монумент и одно из произведений, о которых чаще всего врут, что читали. Это, в конце концов, мой личный Эверест после которого я буду с большей осторожностью относиться к рекомендациям своего маленького книжного клуба.
Итак, коротко о сути. Прежде всего книга написана американкой (по существу, а не по рождению) и философом Айн Рэнд для американцев. Книга - предостережение от излишнего увлечения идеями коммунизма. Напоминание об истоках и основах американского общества. В 1950-х годах призрак коммунизма бродил не только по Европе, но и по США. В то время американцы прекрасно знали кто именно победил во Второй Мировой Войне, с интересом посматривали на то, как там строится новое социалистическое общество и даже близко к сердцу принимали некоторые идеи. ИДЕИ - вещь очень опасная. Если на территории бывшей Российской Империи были какие-то предпосылки для построения социализма (крестьянская община, например), был опыт коллективной поддержки и коллективной же вины, то США строились на прямо противоположном принципе капитального индивидуализма. Америку создали люди, которые продавали все, что было на Родине, бежали от всего, с капиталом или в одном исподним и приезжали на новый континент, чтобы освоить его с нуля. Создать свое и только свое. Это не плохо или хорошо. Просто мы вот так, они вот эдак. И как, скажите на милость, можно было помыслить о том, чтобы подорвать сами основы американского построения государства ради каких-то фантазий об общем благе. Айн Рэнд написала свою философскую антиутопию чтобы показать, как будет, если общество заиграется с чуждыми идеями. Чтение поражающее воображение, конечно.
О книге. Я люблю жанровую литературу, поэтому было вдвойне сложно. Книга содержит элементы производственного романа, но вы не узнаете, как делать сталь или управлять трансконтинентальной железной дорогой, хотя только о них и будете читать. Есть элементы любовного романа. Там просто - все достойные мужики любят одну достойную женщину (строго по очереди и сохраняя достоинство). Есть элементы детектива и даже небольшой экшн (в конце, его надо заслужить). Вот из этих элементов, скрепленных между собой длинными монологами, состоит роман.
О сюжете. В некоем скором времени США основательно подорваны социальной политикой государства. Остальной мир полон руинами голодающих Народных Республик. Крупные промышленники постоянно страдают от новых директив правительства. Их «душат», разоряют и заставляют работать себе в убыток ради «общего блага». Народ стремительно деградирует, так как его учат жить чувствами, а не разумом. Промышленники начинают по одному исчезать. Закрывают предприятия и просто испаряются. Двое из них держатся прямо до последнего, попутно строят свою любовь, ищут «волшебный» двигатель, разбираются с катастрофами и т.д. Будет там и земля обетованная в виде утопически прекрасной долины изобилия, полной деятельных, прекраснолицых людей. Будут заговоры правительственных чиновников, чьи лица безобразно порочны и одутловаты. Сумасшедшие ученые, пират (хоба!) и «похититель» бизнесменов.
Теперь о впечатлениях именно от книги. Мнения книжного клуба резко разделились. Два их трех считают, что это образец хорошей литературы с тщательно и полноценно раскрытыми характерами. Третий – я… Мнения совершенно противоположны, вплоть до того, кому какой том больше понравился. Это… Это довольно странно и наводит на мысль, что общего знаменателя нет. Кто-то найдет в этой книге полноценных героев-личностей. Кто-то типа меня увидит манекены, которые автор передвигает по собственной прихоти, чтобы они в нужный момент произнесли нужную речь.
С первым томом я пережила отрицание и гнев. Потому что не могла понять зачем герои делают «это» - самопроизвольно толкают длиннющие речи. Вот буквально просто так. Я не видела за речами людей и их характеры. Точнее, характеры описывались автором точно так же, как речи, максимально конкретно. Мне просто говорили: он вот такой и таким останется на протяжении всей истории. Героев нельзя судить как обычных людей. Они идеальны и наделены той идеальностью, которую автор накладывает на персонажа, транслируя через него необходимые мысли. В конце концов я погрузилась в депрессию.
Со вторым томом открылось и второе дыхание. В передвижении героев появилась какая-то сюжетная интрига, я следила за действием. Стало понятно, что важны все мелькающие в книге лица, даже если человек появился в первом томе «случайно», это не случайно. Только вспомните его во втором. Ага. Я уговаривала себя, что стало интересно и скоро это закончится. Прошла стадию торга.
Третий том начался с отката в депрессию. Интрига схлопнулась. Но к середине появилось действие и насупило принятие. Для меня все прочитанное скорее манифест, чем художественная литература.
Книга очень размеренная, насыщенная (перенасыщенная) описаниями. Она так старательно создает атмосферу, что хотелось трясти автора под светом настольной лампы, покрытой тонким слоем пыли в разливающихся из окна сумерках, что скрадывают очертания предметов, делая их бессмысленной частью еще нескольких, предстоящих читателю, деепричастных оборотов. Примерно так.
А что в итоге? Уникальная книга, о которой бесполезно читать отзывы. Она вас или поглотит, заставляя переосмысливать, анализировать, волноваться прочитанным. Или выплюнет, что тоже не отменяет ярких эмоций. Меня вот выплюнула, но думать о ней я буду еще долго. Порекомендовать книгу могу с уверенностью. О таком произведении можно и нужно создавать собственное мнение. Есть краткая версия (13 часов 32 минуты), но ее не рекомендую, все должны страдать, как я страдала)))
И под конец. Читая третий том, я начала волноваться. Просто, я еще и статейки о событиях в мире почитываю. Вот почитываю их, и волнуюсь, как-то все смутно знакомо. События в США и Европе что-то напоминают. Конечно, Айн Рэнд с ее отсталым восприятием мира конца 1950-х и в голову не могло прийти до каких «социальных» высот прокачается любимое американское общество. Однако, все это тоскливо напоминает третий том… Что ж, нам остается только пожимать плечами. Читали ли они собственную классику? А если читали…