- Погулять по цирку со смыслом можно за 2500 рублей. В прошлый раз я устроил пиратский показ
- самого шоу, а сегодня расскажу, что за клоуны создали «Трогательный спектакль». Почему в нем нет животных, отчего создатели хотят видеть именно взрослую аудиторию и как долго просуществует это представление.
- Скандал на скандале
Погулять по цирку со смыслом можно за 2500 рублей. В прошлый раз я устроил пиратский показ
самого шоу, а сегодня расскажу, что за клоуны создали «Трогательный спектакль». Почему в нем нет животных, отчего создатели хотят видеть именно взрослую аудиторию и как долго просуществует это представление.
Скандал на скандале
Давайте начнем с понятия, что вообще такое «иммерсивный театр»… Это уникальное явление в мире искусства. В отличие от классического театра, где зрители разделены с актерами сценой и занавесом, здесь аудитория становится частью спектакля. Зрители не просто смотрят на происходящее, они погружены в среду представления, часто перемещаясь по разным пространствам. Это создает ощущение реального участия в событиях.
Впервые я попал на подобное представление в Киеве лет 20 назад. Тогда отсутствие каких либо границ между актерами и зрителями меня потрясло. В Казани еще больший эффект на меня произвела «Анна Каренина» в стенах бывшего казанского центрального ЗАГСа. На спектакле с элементами эротики у нас происходил новогодний корпоратив, и мне очень понравилось, как все это было обставлено, и что одновременно в разных локациях происходили разные сюжетные линии романа.
То, что Казанский цирк пошел по модной тенденции – это очень круто. Наконец-то учреждение почти перестало лихорадить. В 2018 году ушел с поста директор казанского цирка Дамир Шарифуддин, который руководил учреждением 25 лет. По всей видимости, по состоянию здоровья. Через 3 года авторитетный руководитель скончался.
Модный татарстанский минкульт вроде бы объявил конкурс на вакантную должность, но занял ее, наверняка в результате честного голосования Рамиль Шарифуллин, сын бывшего директора цирка, который на тот момент работал замом главного в Рязани. Ну и не смог отпрыск нести доброе семейное знамя. В 2021 году в сети появилось видео, как начальник пытается вломиться с ножом в дверь, за которой забаррикадировалась женщина – кассирша. Якобы, он приревновал ее и таким образом пытался выяснить отношение.
Естественно, ни о каком продолжении династии речи быть уже не могло. И к руководству пришла Эльмира Булатова, работавшая до этого в Москве. Минкульт уже решил на всякий случай не проводить открытого конкурса, приглашал на собеседование специалистов. Будущий директор цирка скрыла, что приехала в Казань в положении, но ей дали карт-бланш. Разрешили приступить к обязанностям чуть позже, когда ребенок немного подрастет.
- Через пять лет Казанский цирк должен стать не просто местом, где свое искусство показывают дрессировщики, клоуны и акробаты, но объектом культурной жизни, способным проводить смелые эксперименты, в том числе с коллегами из смежных отраслей, - заявляла она после своего назначения в 2022 году. Вот, по всей видимости, и еще одна монета в виде «Трогательного спектакля» в эту копилку.
Сначала испытали на москвичах
Новое иммерсивное шоу придумали два клоуна - Мик и Мак. Андрей Шарнин и Борис Никишкин работавшие более 20 лет в смешном тандеме, теперь еще и режиссеры необычных постановок.
Сначала они опробовали свое оригинальное творчество на москвичах, в цирке на проспекте Вернадского поставили иммерсивный спектакль «INTRAЦирк». На тот момент в истории мирового цирка такой формат представления аналогов не имел. Спектакль с успехом шел пол года. Причем, зрители не только гуляли по разным помещениям цирка, но и спускались в самое чрево вулкана. Дело в том, что манеж на Вернадского имеет двойное дно и трансформируется в зависимости от задачи представления. И не многочисленная публика имела возможность познакомиться с этой уникальной технологией.
- Московский опыт и сподвиг нас на то, чтобы сделать аналогичный проект в Казани, - признается Андрей Шарнин. Директор цирка Эльмира Булатова предложила нам делать нечто подобное, и мы решили попробовать.
Цирк вокруг нас
Авторы проекта надеются, что «Трогательный спектакль» в Казани будет идти долго и к нему будет интерес. В отличие от манежа, где помещается 2 тысячи зрителей, тут группы рассчитаны на 40-45 человек. И то, учитывая маленькую площадь, где происходят цирковые действия, эту группу приходится делить на две. Маленькие подсобки цирка просто физически не могут принять больше человек. Прежде, чем создать шоу, режиссеры облазили все уголки цирка, чтобы понять, где гостю будет максимально интересно и необычно.
- Главная задача - чтобы зритель в результате нашего спектакля почувствовал цирк внутри себя. Потому что каждый человек имеет внутри себя свой маленький цирк, - говорит Андрей Шарнин. – Тут главное раскрыться, и цирк начинается не только на манеже, а вокруг нас…
Подготовка шоу заняла практически год. Сами идеи пришли в голову довольно быстро, но так как цирк государственное учреждение, пришлось какое-то время ждать необходимого финансирования, чтобы сделать все качественно. Нужно было декорировать помещения, поставить необходимый звук и свет. На самом деле, не каждый цирк впустит зрителей в свои «внутренние органы».
Подсознательно, наверное каждый, кто пришел в цирк, ждет встречи с животными. Но в «Трогательном спектакле» ожидания остаются напрасными. Животные так и не появляются.
Специфика цирковых животных в том, что они переезжают из города в город, - признается Андрей Шарнин. – А наш спектакль статичен, мы не можем двигаться по гастролям. Хотя само шоу будет постоянно меняться. К примеру, вы попали по сюжету в кинотеатр на месте действующей конюшни. В данный момент в цирке нет парнокопытных в программе, но через какое-то время они появятся. А это значит, что данную локацию нужно будет исключить из спектакля и заменить чем-то другим. Главное, что у нас есть запас из номеров.
Детям не входить
В представлении задействованы артисты казанской школы цирка, конферансье – профессиональный актер драматического театра. Зрителей постоянно сопровождают звуки живого оркестра. И самое удивительное, что в некоторых сценах играют сами музыканты, которые обычно на представлении сидят в своем «скворечнике» и никуда не выходят.
Не сильно иногда понятно, на кого рассчитано данное представление. Ходьба по коридорам и узким пространствам с открывающимися манежами мне напомнило экскурсию по телецентру Останкино. Ну и местами бывает немного жутковато, а порой чуть чуть пошловато.
- Мы поставили ограничение 12 +, - парирует режиссер. – Наверное, это все-таки не детский спектакль. Конечно, само слово «цирк» у многих ассоциируется с детством. И с чем-то не серьезным. А нам хотелось наоборот, чтобы взрослая публика приходила. Посмотрите кинохронику 50-летней давности! На вечерние представления в зрительном зале никаких детей! Вот и нам хотелось, чтобы посещали не мама с ребенком или бабушка с внуком, а люди приходили потому, что цирк интересен вне возрастов. И это место притяжения всего самого необычного.
Не забываем лайкать, а то все билеты на все представления кончатся.