Найти тему
Александр Седов

"Изумляет!" - французский кинокритик о фильме "Человек-амфибия"

Господин Маллокс из Франции изумлён. Он увидел советский фильм "Человек-амфибия" и потом долго не мог прийти в себя, о чём и сообщает в своей рецензии. И, правда, фильм яркий, блестящий, романтичный (об этом также сказано в отзыве), но, главное, наводит на актуальные для сегодняшнего дня размышления. Несмотря на то, что режиссёры Геннадий Казанский и Владимир Чеботарёв сняли эту научно-фантастическую ленту в далёком 1961 году, а литературный первоисточник фильма - роман Александра Беляева - написан ещё на тридцать лет раньше. Отзыв господина Маллокса (Mallox, - так подписывает критик свои тексты) относится к той категории зарубежных рецензий на наше кино, которые больше всего нравятся мне. Без поучительства и критиканства, но с вниманием к деталям и заложенным в фильм идеям, а, прежде всего, с уважением к труду нашим кинематографистов.

По многочисленным просьбам читателям я опускаю продолжительное вступление автора, где даётся фабула картины, - мы сразу перейдём, так сказать, к аналитической части. У которой, помимо мысли, есть и эмоция.

-2

Жил да плыл человек-амфибия

автор: Маллокс (Mallox) - Франция

ссылка на оригинальный текст -

http://www.psychovision.net/films/critiques/fiche/909-homme-amphibie-l

Нечасто я так зацикливаюсь на одной истории. Я не очень хорошо умею резюмировать, но в данном случае мне казалось, что история время от времени говорит сама за себя – благодаря изображению, которое, на мой взгляд, делает этот фильм таким красивым и нетипичным. Этот фильм я обнаружил несколько дней назад, и он до сих пор не дает мне покоя.

Политический ли это фильм? Несомненно, поскольку он выказывает неприятие изображаемому капитализму со всеми вытекающими из этого эксплуатацией народных масс, а также полицейской системы, которая на стороне тиранического босса, что есть следствие власти денег. Разумеется, «Человек-амфибия» и его режиссеры предупреждают нас, и всё же мы далеки от параноидальной истерии, присутствующей в американских постановках того же периода, в которых опасность ядерных технологий чаще всего исходит из коммунистической России и намерено показана так, чтобы напугать толпу красной угрозой во всех своих крайних проявлениях. Да и нет в фильме никаких советских вооружённых сил, которые могли бы демонстрировать свою сдерживающую мощь империализму, питаемому финансовым капиталом. Что делает картину столь привлекательной, так это то, что это, прежде всего, романтический фильм, снятый с трогательной наивностью – и при этом не банальный, – который сфокусирован в первую очередь на человеческом измерении и социальных отношениях с этим связанных. Вместе с тем фильм указывает на высокомерие человека по отношению к природе…

…Журналист Ольсен пытается всех предупредить. Сначала длиннозубого буржуа, затем Бальтазара, отца человека-амфибии с его утопической мечтой об основании идеальной подводной республики. Ольсен – мудрый человек, и он сразу видит опасности, связанные с её созданием. По его мнению, это только увеличит разрыв между бедными и богатыми, поскольку именно вторые смогут извлечь выгоду из этой республики. Заметьте, он упоминает (и это в 1962 году!) об опасности двухуровневой медицины. Слова, актуальность которых трудно переоценить. Эта подводная республика вполне может быть эквивалентом американской больницы в Париже, где лечатся социальные классы, которые могут себе это позволить. И это только один пример из множества других.

-3

Прочитав всё это, вы могли бы подумать, что я бросаюсь парадоксальными заявлениями, но, на мой взгляд, здесь нет ничего парадоксального. У обоих режиссеров хватает ума, чтобы в первую очередь показать красивую историю любви, обреченную на провал. Перед нами фильм, окрашенный горьким романтизмом и построенный на сложности отношений между существами с их неспособностью обрести гармонию, несмотря на технологические достижения, которые должны нести спокойствие душе и улучшать нашу жизнь. Хороши или плохи идеалы, но они будут сметены и заменены поиском любви, несмотря ни на что и вопреки всему.

Если любовь с помощью науки выиграет игру против природы, то вместо того, чтобы созидать, она примется разрушать всё на своем пути, включая себя. Фильм «Человек-амфибия» предостерегает об опасностях, которые несут научные технологии, при этом рассматривая их как реально существующие проблемы социального прогресса. Интересно видеть другую, альтернативную американской точке зрения на эту, без сомнения, актуальную тему, которую поднимали в киноиндустрии того времени. Вспомним, например, некоторые фильмы Джека Арнольда, такие как «Ночной метеор» или, конечно же, «Тварь из Чёрной лагуны», которое сразу приходит на ум.

Невозможно не заметить поэзию в подводных съёмках и обитающего в этих краях морского существа. Несмотря на то, что в глазах людей – он образ чужого и потенциальной опасности, именно он становится жертвой «бесчеловечного» обращения.

-4

Учитывая все обстоятельства, у Ихтиандра есть только одно законное желание, которое не должно зависеть от других: утолить свою любовь к молодой женщине, которую он держал на руках под водой, прежде чем её спасти. Он пленник своей судьбы, и, несмотря на то, что он страдает от своего положения, он вынужден регулярно возвращаться под воду.

По большому счёту перед нами почти вариация на тему «Красавицы и Чудовища» с его одержимостью безумной любовью, столь дорогой сюрреалистам. Пессимизм как бы предначертан этой истории – и подтверждается жертвой в лице героя-амфибии. Он знает, что не может оставаться вне воды слишком долго, рискуя повредить свою мутировавшую иммунную систему, однако, чтобы спасти Гуттиэре и даже увидеть её на несколько минут, он пойдет на эту жертву и заплатит своей жизнью.

Если до этого момента фильм смотрится как человеческая и социальная трагедия с политическим подтекстом, то заканчивается он тем, с чего начался, одной из самых красивых романтических трагедий, которые я когда-либо видел в кинофантастике...

Снятый по одноимённому роману плодовитого Александра Беляева, фильм «Человек-амфибия», представляет собой великолепную экранизацию, которой удалось передать всю суть первоисточника. Более того, эта притча о двойственности человека и его неспособности обрести гармонию обрамлена роскошной эстетикой. Не исключено, что у вас возникнет желание поспорить с некоторыми деталями, особенно когда фильм внезапно зависает, уступая место слишком очевидному и бесполезному подводному балету, возможно, близкому к старому банальному китчу, взятому из фильма с Эстер Уильямс. Но это будет единственная оплошность в фильме, единственный момент, на который можно закрыть глаза, потому что почти всё остальное — настоящая красота.

-5

Все эти подводные виды, безусловно, красивы, но всё, что происходит на суше, костюмы рыбаков или ученых, интерьеры, от рыбацкой хижины до современного логова ученого, экстерьеры, которые источают теплоту южноамериканской страны, где предположительно происходит действие, всё это особенно радует глаз. Операторская работа Эдуарда Розовского (на этом фильме почти новичка) с очень тонкими нюансами и парадоксально мерцающей бледностью совершенно ошеломляет своей красотой. Мы можем сказать, что это эстетика Востока, но мы, конечно, не скажем всего, потому что она выглядит удивительно роскошной, в полной гармонии с романтической драмой, которую она иллюстрирует или подчёркивает, проявляя огромную щедрость, перед чем можно только преклониться, созерцая череду великолепных кадров.

-6

Этот необыкновенно зрелищный фильм в сочетании с музыкой Андрея Петрова, представляет собой образцовую гармонию звукового и изобразительного ряда. Когда актеры либо красивы, либо хороши, либо и то и другое одновременно, слова уже не нужны, успех царственный. Не будем ходить вокруг да около: «Человек-амфибия» прочно восседает в царстве жанрового кино, его нельзя не воспринимать с толикой изумления. Это современный модернистский фильм, очень пессимистично настроенный в отношении человеческой природы, фильм, наделенный устойчивым напряжением, постоянным интересом и богатый на прочтение. Я по-прежнему убежден, что всё это мы можем увидеть только, если изначально примем его наивность, которая, тем не менее, лишь кажущаяся, поскольку акценты в нём необычайно серьезны и трагичны. На мой взгляд, это фильм, который вы обязательно должны открыть для себя. Редкая жемчужина, осмелюсь заметить.

-------------------

другие мои статьи и переводы: Игорь Масленников, режиссёр "Шерлока Холмса", так и остался неразгаданным / Будет ли киномузыка снова великой? / "День гнева": советская кинофантастика на американский взгляд / Есть кеце, дядя Вова! Зарубежный отзыв на "Кин-Дза-Дзу" / О фильме "Сказка странствий"/ "Конец вечности": американский киноман о советской кинофантастике / Принц Флоризель против Шерлока Холмса / публикации из цикла ""Их взгляд на нашего Холмса": ...44 часть, 45 часть, 46 часть, 47 часть, 48 часть, 49 часть / и т.д. -- -- вознаградить за публикацию: моя карта Сбербанк - 4817 7602 8381 4634 - Или здесь https://yoomoney.ru/to/410011142676475