В последние годы на рынке шин наблюдается заметный рост популярности нешипованной зимней резины, известной как "липучка". Тренд особенно актуален среди жителей городов средней широты и южных регионов, где зимы мягче и нет постоянных сильных морозов.
Отличительной чертой этих шин является способность обеспечивать отличное сцепление на заснеженных и обледенелых дорогах, при этом они значительно тише шипованного варианта и более комфортны в управлении на сухом асфальте.
Однако, вопрос экономии и надежности при использовании нешипованных зимних покрышек в течение всего года вызывает много дискуссий и споров.
В статье мы рассмотрим, действительно ли эксплуатация нешипованной зимней резины круглогодично – экономически выгодное решение, и как это скажется на общем состоянии автомобиля и безопасности вождения.
Особенности нешипованных зимних шин
Нешипованные зимние покрышки, хотя и имеют общее назначение, значительно различаются в зависимости от модели. Они разделяются на два типа: "скандинавские" и "европейские".
⮕ "Европейские" шины
Предназначены для эксплуатации в условиях умеренных зим, обычно до -20°C. Изготавливаются из более жесткой резины, что обеспечивает им долговечность и устойчивость к износу в менее суровом климате. Отличная производительность на мокрых и сухих дорогах, хорошее сцепление на чистом асфальте, меньший шум по сравнению с шипованными вариантами. Однако, при сильных морозах резиновая смесь будет терять свою эластичность ухудшая сцепление с дорогой.
⮕ "Скандинавские" шины
Рассчитаны на экстремально низкие температуры, до -50°C. Производятся из более мягкой резины, что позволяет им сохранять эластичность даже в экстремальных обстоятельствах. Исключительное сцепление на льду и по снегу, но значительно быстрее изнашивается протектор.
Проблемы эксплуатации зимней резины летом
Использование нешипованных зимних шин в летний период может привести к ряду проблем, связанных с безопасностью и управлением автомобиля.
⚠️ Аквапланирование
Зимние шины не так эффективны для отвода воды, как летние. Летняя резина имеет специальный рисунок протектора, который продуктивно отводит воду и снижает риск аквапланирования.
⚠️ Ухудшение управляемости
Резиновая смесь зимних покрышек в жаркую погоду становится мягкой, управление становится менее отзывчивым. В то время как состав в летних шинах, напротив, учитывает температуру летнего сезона, за счет чего обеспечивается лучшая управляемость и стабильность.
⚠️ Повышенный износ
Зимние покрышки производятся из мягкой резиновой смеси, которая при высоких температурах изнашивается гораздо быстрее. Это не только увеличивает расходы на замену шин, но и становится причиной снижения безопасности из-за ухудшения сцепных качеств. Всесезонные покрышки, хотя и не идеальны для экстремальных условий, предлагают более сбалансированные характеристики для использования в различную погоду.
Исходя из вышесказанного, лучше покупать шины, соответствующие сезону. Они обеспечат максимальную безопасность и уменьшат эксплуатационные расходы.
Экономический аспект
Использование зимней резины круглый год, на первый взгляд, кажется выгодным, однако при более детальном анализе могут обнаружиться скрытые составляющие.
1. Изначально, эксплуатация нешипованных покрышек круглогодично выглядит более экономичной, поскольку избавляет от необходимости приобретения и хранения второго комплекта. Однако, в этом случае из-за состава резиновой смеси они стираются быстрее и требуют более частой замены, что в долгосрочной перспективе оказывается дороже, чем наличие второго комплекта.
2. Ухудшение управляемости и повышенная вероятность аквапланирования может привести к авариям, что влечет за собой уже, действительно, серьезные проблемы, чем сезонная замена резины.
Законодательный аспект
Действующее законодательство в области использования автомобильных покрышек строго регламентирует их эксплуатацию в соответствии с сезоном. Согласно постановлению Правительства РФ № 837 от 1 сентября 2023 года, введены четкие ограничения на применение различных типов резины в зависимости от времени года.
Закон запрещает езду на летних шинах в зимние месяцы (декабрь, январь, февраль) и на шипованной зимней резине в летний период (июнь, июль, август). Это означает, что движение на нешипованных зимних покрышках летом разрешается, но требует к состоянию колес особого внимания. Учитывая, что климатические условия в разных регионах России значительно отличаются, местные власти имеют право устанавливать собственные правила. Например, в районах с более суровыми зимами продолжительность обязательного использования зимних шин может быть увеличена.
Несоблюдение требований законодательства может привести к административной ответственности, включая штрафы. Наказывать будут согласно статье 12.5 КоАП "Управление транспортным средством при наличии неисправностей или условий, при которых эксплуатация транспортных средств запрещена…" и сумма взыскания составит 500 рублей, а можно обойтись и предупреждением. Однако, если одновременно со штрафом будет выписано предписание на устранение нарушения в течение определенного времени, и оно не будет выполнено, в случае повторной остановки водителя привлекут к ответственности уже по более серьезной статье 19.3 КоАП "Неповиновение законному распоряжению сотрудника полиции ".
Таким образом, мы рекомендуем выбирать шины в соответствии с сезоном и климатическими условиями. Отказ от использования нешипованной зимней резины летом является не только более безопасным, но в долгосрочной перспективе более экономичным решением.