Найти тему
ПОД СТУК

Кто едет быстрее - электричка или грузовой поезд? Быстро, но с остановками, или медленно, но без остановок?

Приветствую вас, уважаемые подписчики и гости моего канала! А задумывались ли вы над вопросом - что едет быстрее: электричка или грузовой поезд? Как известно, пригородный электропоезд едет относительно быстро (в среднем развивает скорость на перегонах около 90 километров в час, а на отдельных участках едет все 120), но, при этом, делает много остановок. В это же время, грузовые поезда ездят в районе 60-70 километров в час, но остановок, при этом, не делают.

Фото автора. Снято на перегоне Ланская - Удельная
Фото автора. Снято на перегоне Ланская - Удельная

Остановки, помимо «потерянного времени» на посадку и высадку пассажиров, предполагают, также, разгоны и замедления, что также снижает среднюю скорость электрички.

У меня сейчас в руках (ну точнее на экране монитора) довольно толстая книжечка, которая называется «Служебное расписание движения грузовых поездов», под грифом «для служебного использования», в которой расписаны все нитки под грузовые поезда для Московской железной дороги. Напомню, что если в графике есть нитка под грузовой поезд, то, в реальности, грузовой поезд может по ней поехать, а может и не поехать.

Фото автора. Снято на перегоне Белоостров - Зеленогорск
Фото автора. Снято на перегоне Белоостров - Зеленогорск

Возьмём какой-нибудь участок, например, Тула - Орёл. Между этими городами ходит лишь одна обычная электричка со всеми остановками, а также пять пар «Ласточек». Электричка отправляется в 14:38 из Тулы, прибывает в Орёл в 18:05. В пути находится 3 часа 27 минут.

Вырезка из служебного расписания на 2016 год
Вырезка из служебного расписания на 2016 год

Посмотрим на грузовой поезд №2077 - он следует без остановок. Отправляется от станции Тула-1 Курская в 20:30, прибывает на станцию Орёл - в 23:20. Нетрудно посчитать, что в пути он затрачивает 2 часа и 50 минут, что на 37 минут меньше, чем то время, за которое проедет этот путь электричка. К слову, у электрички №6325 все остановки (в количестве 37 штук) - по одной минуте.

Теперь переместимся в Санкт-Петербург и посмотрим на участок Вырица - Шушары. Он уже покороче, электрички преодолевают его в среднем за 55 минут.

Вырезка из служебного расписания на 2015 год
Вырезка из служебного расписания на 2015 год

Ну а грузовые поезда, как несложно посчитать, если посмотреть на график на поезда №2412/2411, тратят на проследование этого участка без остановок - 56 минут. Что примерно совпадает с временем хода пригородного электропоезда.

Ну и третий пример, пускай будет на участке Волховстрой - Свирь. По этому маршруту ходят две электрички в день, возьмём ту, что побыстрее. Она идёт 3 часа 8 минут, все остановки также по одной минуте.

Вырезка из служебного расписания на 2015 год
Вырезка из служебного расписания на 2015 год

Ну а грузовой поезд, в свою очередь, данное расстояние преодолевает за 3 часа и 11 минут, что на 3 минуты дольше, чем электричка.

Выводы

Как мы выяснили экспериментальным путём, время проследования участка у электрички и грузового поезда - примерно одинаковое. На деле же, цифры могут отличаться в зависимости, во-первых, от профиля пути (подъёмы, спуски) и его плана (то есть кривизны). Динамические характеристики у грузового поезда - хуже, чем у электрички, то есть разгоны и торможения медленнее.

-6

Во-вторых, это также зависит от локомотива, который ведёт грузовой поезд и количества вагонов в составе - мощнее локомотив, или меньше вагонов, значит поезд быстрее разгонится после прохождения мест с ограничениями по скорости.

Для удобства подписчиков Телеграме создан канал, объединяющий несколько Дзен-каналов (в том числе и мой) по теме транспорта. С его помощью вы можете не только быстрее увидеть новые статьи, но и найти канал в случае автоматической отписки, что иногда бывает. Рекомендую подписаться!
-7

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц