Найти в Дзене
Похоже на правду

Лагерь для русских военнопленных в японском Нарасино, как проявление последней «джентльменской войны»

<Добрый день всем нашим подписчикам! Мы приносим глубокие извинения за наше внезапное исчезновение из Интернет пространства. Нет смысла объяснять объективные и субъективные причины нашего молчания, мы решили продолжить публикации на нашем канале без ненужных комментариев по поводу более чем годового перерыва в работе канала «Похоже на правду…». Меня, как историка по образованию всегда волновали и продолжают волновать наиболее парадоксальные, с трудом поддающиеся рациональному объяснению, те или иные исторические события. К числу подобного рода событий смело можно отнести русско-японскую войну 1904-1905 г.г. Постоянные подписчики нашего канала помнят серию моих очерков о Цусимском морском сражении. Это сражение нельзя рассматривать вне контекста хода всей русско-японской войны. А русско-японская война, в свою очередь является двухлетним отрезком истории взаимоотношений двух соседних держав: России и Японии. Во время работы над серией очерков о Цусимском сражении я неоднократно обращался
Контрольно-пропускной пункт в лагере для военнопленных Нарасино. Фото 1904 г
Контрольно-пропускной пункт в лагере для военнопленных Нарасино. Фото 1904 г

<Добрый день всем нашим подписчикам! Мы приносим глубокие извинения за наше внезапное исчезновение из Интернет пространства. Нет смысла объяснять объективные и субъективные причины нашего молчания, мы решили продолжить публикации на нашем канале без ненужных комментариев по поводу более чем годового перерыва в работе канала «Похоже на правду…».

Меня, как историка по образованию всегда волновали и продолжают волновать наиболее парадоксальные, с трудом поддающиеся рациональному объяснению, те или иные исторические события. К числу подобного рода событий смело можно отнести русско-японскую войну 1904-1905 г.г.

Постоянные подписчики нашего канала помнят серию моих очерков о Цусимском морском сражении. Это сражение нельзя рассматривать вне контекста хода всей русско-японской войны. А русско-японская война, в свою очередь является двухлетним отрезком истории взаимоотношений двух соседних держав: России и Японии. Во время работы над серией очерков о Цусимском сражении я неоднократно обращался за консультативной помощью к российскому дипломату Виктору Георгиевичу Саксону, двенадцать лет проработавшему в Японии. Родной прадед Виктора Георгиевича служил рядовым матросом на броненосце «Пересвет», входившем в состав Порт-Артурской эскадры, что и предопределило в свое время интерес к Японии правнука…

Виктор Георгиевич Саксон был интереснейшим человеком… К прискорбию – был… И сегодняшний наш первый, после длительного перерыва, материал, мы решили посвятить светлой памяти российского дипломата, много лет проработавшего в Японии на благо России, Виктора Георгиевича Саксона…

Виктор Георгиевич Саксон (1949-2022)
Виктор Георгиевич Саксон (1949-2022)

В 2017 году я работал над сценарием документального фильма о судьбах военнопленных Квантунской армии, попавших на территорию Алтайского края, и тогда же и познакомился с В.Г. Саксоном. После ознакомления с моими наработками он прислал мне письмо, которое мы и решили опубликовать на нашем канале, благо , он не возражал. А, вместе с этим письмом, где четко, лаконично и ясно излагается взгляд профессионала на перспективы российско-японских отношений и, на – военную историю Японии, что особенно актуально в современных условиях, мы публикуем интереснейшие исторические данные о жизни русских военнопленных в стране «восходящего солнца», куда они попали после поражения России в 1905 году.

Все, предложенные вниманию подписчиков, материалы дают возможность по-новому взглянуть на историю взаимоотношения наших стран, как, в – прошлом, так и в настоящем…

С уважением, один из авторов канала «Похоже на правду…» Алексей Резник.

Русские военнопленные и японский надзиратель(справа) в лагере Нарасино.
Русские военнопленные и японский надзиратель(справа) в лагере Нарасино.

Письмо В.Г. Саксона

Уважаемый Алексей Петрович!

Направляю вам для работы перевод c японского статьи из журнала COURRIER Japon о лагере русских военнопленных в городе Нарасино. Это один из 29 лагерей на территории Японии, в которых наши соотечественники содержались во время и после русско-японской войны 1904-1905 годов. Кроме того, направляю электронные копии фотографий, иллюстрирующих жизнь русских военнопленных в Нарасино (с известного Вам диска). К сожалению, пояснительные надписи к фотографиям написаны на старом японском языке начала прошлого столетия, поэтому их перевод сложен и трудоемок. Но рук опускать не будем, сделаем возможное…

Алексей Петрович, хочу также высказать свое особое мнение о японских пропагандистских усилиях по выпячиванию японского гуманизма в отношении военнопленных 1904-1905 годов. Да, на основе имеющихся исторических материалов можно согласиться, что гуманизм с японской стороны в прошедшей более 110 лет назад войне имел место быть. Но бурных аплодисментов не надо! (Выделено автором письма).

Причина проста. Задайте вопрос, а куда делся этот «джентльменский» японский гуманизм спустя 35 лет после Цусимы? Откройте ИНЕТ, посмотрите хотя бы фотодокументы: ЯПОНСКИЕ ЗВЕРСТВА НАД ВОЕННОПЛЕННЫМИ И ГРАЖДАНСКИМ НАСЕЛЕНИЕМ ОККУПИРОВАННЫХ СТРАН ВО ВРЕМЯ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ! Как стало возможным такое беспрецедентное озверение японской нации? Ведь в годы Второй Мировой по зверству японцы ничем не отличались от немцев, а во многом и превосходили своих кровавых союзничков. И об этом на весь Мир объявил Токийских международный трибунал и приговорил к смерти японских военных преступников.

И немцам и японцам дали по ушам по заслугам. До поры они сидели тихо с прижатыми ушами. Но время меняется, память искусственно притупляется. Бывшим преступникам хочется казаться такими беленькими, чистенькими, пушистенькими ангелочками… Поэтому они и пробуют шевелить ушами… Мы с Вами помогать им в этом не должны.

Более того, Алексей Петрович, за 12 лет работы в Японии для себя я пришел к выводу: «Возможность повторения японского озверения сохраняется. Это может произойти при изменении нынешнего курса правящих верхов и при соответствующих пропагандистских усилиях. С учетом национальных особенностей японцев, их преданности императору, монолитности, коллективизма, сплоченности, традиционной законопослушности эта нация может показать свои «звериные» уши уже через полгода работы над нею». Вот такие у меня мысли….

В этой связи, Алексей Петрович, уместно ли пускать слюни по поводу костей и памятников каким-то японским военнопленным на Нашей земле? Японцы-то высоко оценят эту услугу… А вот мой покойный отец, офицер, воевавший и против фашистской Германии, и против милитаристской Японии, имеющий ранения, не поймет. Он скажет: «Сынок, за что же и за кого же Мы кровь проливали? Да Вы сначала достаньте всех русских безымянных солдат, до сих пор ещё лежащих в безымянных могилах. Да воздайте Им заслуженное! Не предавайте Память Предков!».

А могилы японцев, как и немцев, ЗАЧЕМ? Думаю, не гоже Нам «рыдать над их костями, зарытыми в Нашу землю». Пусть себе гниют и сгинут навсегда неоплаканными. Такова моя позиция по замыслу «японского проекта», хотя самого проекта или добротной его аннотации я не видел.

С наилучшими пожеланиями В.Г.Саксон

« 14 » января 2019 года.

Статья из японского журнала (COURRIER Japon) 9/07/2006 года. Передана японской стороной военному атташе России в комплекте документов «О содержании в Японии захоронений русских военных 1904-1905 годов».

ЯПОНИЯ ГЛАЗАМИ МИРОВОГО СООБЩЕСТВА

Пятьдесят бережно сохраненных фотографий открывают правду о русско-японской войне

Жизнь пленных русских солдат в лагере Нарасино

По случаю 100-летней годовщины со дня окончания русско-японской войны 1904-1905 годов Послу России в Токио от имени медицинского училища сухопутных войск Сил самообороны Японии была преподнесена реплика (точная копия) альбома фотографий с пояснительными подписями о жизни русских пленных в лагере Нарасино.

В этой связи в российской газете («Известия», Василий Головин) была опубликована статья о никогда не видавших света важных фотодокументах, в которых раскрываются неожиданные стороны жизни лагеря военнопленных в японском городе Нарасино.

25 мая 1945 года американские бомбардировщики нанесли разрушительный удар по Токио. Для вывоза из объятой пожарами столицы ценных документов и имущества на станции Синдзюку (район Токио) формировались военные железнодорожные составы. Станционные сооружения были разрушены и горели, в этой обстановке загорелся и состав, в который были загружены документы медицинского училища японских сухопутных войск. Он должен был доставить их в город Ямагата. Почти весь состав сгорел, остались нетронутыми огнем только два вагона. В одном из них среди прочих документов был обнаружен потёртый альбом. Под его красноватой матерчатой обложкой на первой странице виднелась надпись: «После русско-японской войны». В альбоме собраны 50 (пятьдесят) фотографий о жизни русских солдат в лагере военнопленных, каждая из фотографий имеет довольно подробную пояснительную запись.

Уцелевший альбом с фотоснимками столетней давности.
Уцелевший альбом с фотоснимками столетней давности.

Трижды на краю уничтожения

Чуть не сгорев в мае 45-го во время пожара воинского эшелона на станции Синдзюку, альбом все-таки попал в город Ямагату, где ещё дважды оказывался в ситуации, когда мог исчезнуть навсегда и не открыть свои потрясающие подробности для истории отношений Японии и России.

Во второй раз опасность уничтожения альбома встала после окончания Второй мировой войны. Тогда был отдан приказ о сожжении совершенно секретных документов, хранящихся в Ямагате. Но через три дня после отдачи приказ об уничтожении был отменен руководством медицинского училища. Альбом был спасен.

В третий раз угроза утери альбома возникла в связи с требованием администрации американских оккупационных войск о передаче всех документов в США, включая те, которые находились в Ямагате. Но документы медицинского училища прошли в списках как уже уничтоженные, хотя фактически не были сожжены из-за отмены приказа. Случайность спасла их от вывоза в США. Так сохранился альбом. (Приводится ссылка на рассказ некого официально представителя медицинского училища).

Первая партия пленных русских солдат доставлена в Японию 10 марта 1904 года. Это были раненые матросы из экипажа крейсера «Варяг». После первого проигранного русскими сражения в 1904 году японцы смеялись над врагом: «100 сражений - 100 поражений». И в действительности Россия во всех военных операциях и на суше, и на море проигрывала. Пленные русские солдаты продолжали прибывать на японскую территорию. К концу войны Япония пленила более 79400 (семьдесят девять тысяч четыреста) русских солдат из состава сухопутных войск и флота Николая II.

Русские военнопленные в лагере.
Русские военнопленные в лагере.

И поездки в онсэн из лагеря военнопленных тоже были

( Онсэн – дословно с японского – горячий источник. Это сугубо японская баня, на русскую походит весьма отдаленно)

В Японии искони понятия «пленный» не было. Самурай либо побеждал, либо умирал в бою, либо делал харакири. Однако была традиция выставлять на всеобщее обозрение голову побежденного врага. Данный ритуал в последний раз был официально осуществлен в 1877 году. Произошло это почти за 30 лет до русско-японской войны.

В связи с войной и появлением военнопленных в 1904 году японское правительство сочло необходимым сделать разъяснение для народа. «Пленные русские солдаты в соответствии с международными законами не являются субъектами для презрения и ненависти, они нуждаются в сострадательном отношении к ним. Это потому, что пленные не преступники, а являются воинами, преданными своей родине». Такое разъяснение было опубликовано в газетах.

Пленные русские солдаты размещались в 29-ти лагерях для военнопленных. Что касается военного командования, то русские командиры отправлялись в сравнительно удобные для жизни буддистские храмы. Пленные офицеры фактически беспрепятственно могли уходить из лагерной казармы в город. Прогуливаясь, они осматривали достопримечательности и даже посещали японские онсэны (бани). Были и такие, кто завязывал любовные связи с местными японскими красавицами. Были случаи, когда офицеры вызывали в Японию членов свои семей.

Японское правительство, строго соблюдая систему ранжирования, размещало русских унтер-офицеров и офицеров раздельно. В частности, в городе Нарасино (префектура Тиба) было размещено 15000 (пятнадцать тысяч) рядовых и унтер-офицеров. Именно здесь японский военный врач, имевший пристрастие к занятиям фотографией, сделал фотоснимки пленных во время их медицинского обследования в лагере. Эти фото и вошли в альбом как исторический прецедент.

Японский офицер с аппаратом для просмотра фотоснимков среди военнопленных.
Японский офицер с аппаратом для просмотра фотоснимков среди военнопленных.

Лагерь военнопленных Нарасино находился под правительственным контролем, но внутренняя жизнь в нём организовывалась на принципе самостоятельности. На сленге пленных здесь выпекался «хлеб с русским духом». На территории лагеря имелся лазарет на несколько больных. За один год существования в этой «маленькой деревне» (лагере) от болезней и ран скончались 34 человека.

В дополнение к выделяемому правительством Японии продовольственному и материальному снабжению все пленные при посредничестве французского посольства в Токио получали жалование от российского правительства. Унтер-офицерам выдавали 1 (одну) иену 50 (пятьдесят) сэн, рядовым - 50 сэн. Участники обороны Порт-Артура получали дополнительно бонусы в размере 15 (пятнадцать) иен. Кстати, тогда за одну иену можно было купить 4 (четыре) литра молока. А одни из ворот лагеря назывались «молочными», потому что городские торговцы подвозили к ним нужное количество молока для продажи пленным.

Японские "умывальники"
Японские "умывальники"

Среди пленных также были одержимые духом торговли, главным образом, в сфере оказания платных услуг в ремонте одежды, обуви и др. Получив разрешение надзирателя «пленные торговцы» выходили в город и обменивали отремонтированные вещи с выгодой для себя. С другой стороны, были и страстные прожигатели жизни. В каждом бараке имелись самодельные билльярдные столы.

Самодельные столы для игры в бильярд.
Самодельные столы для игры в бильярд.

Кроме того, пленные играли на деньги в цветочные карты (карты, на которых нарисованы цветы). Проигравшие с молчаливого согласия надзирателей продавали свои вещи в городе для погашения долга. Но нет основания говорить, что так делали все. В лагере имелся самодеятельный оркестр, школа, в которой учителями были волонтеры из пленных. Действовал православный приход, из центра города приезжал японский священник. Существовали также исламская, еврейская, католическая общины.

Православное богослужение в лагере.
Православное богослужение в лагере.

Последняя «джентельменская схватка»

После окончания русско-японской войны 7 ноября 1905 года в Токио состоялся обмен нотами об обмене пленными. Первая партия русских отправилась на родину. Перед отъездом они осмотрели достопримечательности Токио, полицейский участок Нарасино устроил для пленных концерт, на котором специальным номером стало красочное выступление актеров, одетых в форму самураев. Красавицы города Нарасино делали памятные записи. «С тех пор мы тепло вспоминали этих русских людей. Они были веселые, большие, во время работы всегда пели песни…».

Конечно, в лагере военнопленных Нарасино не всегда царило веселье. По крайней мере, два раза здесь возникали беспорядки. Первый раз это случилось, когда пленных заставили работать против их воли в день православного праздника. Во время усмирения бунта были раненые. Существуют различные подходы к проблеме гуманитарного отношения к пленным. Однако, очевидна недопустимость использования войск для жестокого подавления пленных даже в чрезвычайных случаях, связанных с нарушением порядка.

Русско-японская война считается «исторически последней схваткой джентльменов». Что же касается содержания российской стороной японских пленных, то пока этот вопрос не ясен. Япония после окончания войны официально обращалась к России. Однако поистине прискорбно то, что Россия, тогда заявив о своем намерении изучить вопрос, напрочь забыла об этом.

Перевод с японского языка В.Г. Саксона.

Хотелось бы ознакомиться с Вашим мнением, читатель, поэтому мы просим поделиться своими впечатлениями в комментариях.