Бывает так, что мама не тянет с чадом домашнее обучение или ему не подходит обычная общеобразовательная школа, тогда можно отдать его в частную платную школу по ценам университета.
Есть школы различных направлений, с расширенным списком предметов – там уже можно найти даже пару иностранных языков, латынь, физику и биологию уже в 8 классе, а кроме того – кройка и шитье, классы керамики. Там принято носить униформу, а сами здания построены по интересным проектам под старину.
Не Хогвардс, конечно, но что-то отдельными элементами присутствует. Но и там тот же детский произвол, немного завуалированный, не такая откровенная агрессия к учителю. Но учитель от этого не перестает быть аниматором.
В целом, во всей северной Америке среднее образование абсолютно ненапряжное, повсюду «хев фан», не стыдно быть неграмотным, не стыдно не уметь читать и писать. Да, на такой случай предусмотрена возможность сдачи экзаменов в 9 классе УСТНО!
У хороших знакомых, замечательных людей, сын сдавал именно так – читал по слогам и решил сдавать экзамен устно и …конечно, сдал! Иначе учителю новых учеников не доверят. А государство таким образом убивает сразу нескольких зайцев – бесплатное образование обходится недорого, легко продвигать ювенальную юстицию и граждане получаются наивные и нетребовательные – легко кормить всякой чепухой по телеку.
Нельзя сказать, что совсем нет узко-специального образования, например, в Канаде есть пара балетных школ, где учатся талантливые дети со всей страны. В Виннипеге такая балетная школа называется Королевской. Балет — самый красивый из самых тяжких работ, продвигаются выше по сценической лестнице самые трудолюбивые и неленивые ученики.
Наверное, поэтому там русский балет постепенно приобретает азиатский разрез глаз. Учителя же в основном – наши, талантливые русские педагоги, особенно у старших и выпускных классов. Зачастую, приглашенные из России. Также и аккомпаниаторы – наши профессиональные музыканты помогают ставить первые спектакли воспитанникам. Держим марку, продвигаем русское искусство.
Интересное мнение о русских учителях я услышала от своей студентки, примерно моего же возраста. Она сказала, что, как только начинаешь расти в каком-то виде искусства – на более профессиональных ступенях – начинаешь повсюду встречать русских (русскоговорящих) учителей. В молодости она серьезно занималась скрипкой, готовила себя к карьере профессионального музыканта, но попала в аварию и повредила спину и руку, больше музыкой заниматься не могла, но осталась память о прекрасных учителях из России.
Теперь она была рада попасть на мои занятия по рисунку после нескольких лет в городской студии. Ее мнение мне очень приятно, горжусь советской системой Школ искусств, ДШИ, ДМШ и т.д.
К сожалению, полноценной системы дополнительного образования не существует – только отдельные разрозненные курсы или репетиторы, частные уроки.
То есть, никаких «музыкалок» и «художек». Главное – это самовыражение. Хорошо, если есть чего выражать. Например, захотел посамовыражаться в акварели – записался на курс акварели, на 3 месяца, по итогам можешь называться акварелистом.
В этой связи - особенность положения учителя дополнительного образования в том, что он не имеет постоянного места работы. Его нет и быть не может – крутись, как хочешь по временным контрактам. То есть, набрали курс под твое имя – будет работа на полгода. Такая же контрактная система существует не только в ДО, она же в колледжах и университетах для педагогов узких направленностей.
Только ректоры и администрация может похвастаться постоянной работой. Остальные набираются временно, по необходимости. Этому способствует и сама организация учебного процесса в университете. Например, привлекается преподаватель по гидравлике или, там, истории искусств. За полгода по временному контракту отчитывает ВСЕ свои лекции для всех курсов, в конце принимает экзамены у всех и … исчезает с горизонта универа на пару лет.
Под это заточена и система обучения у студентов – ты, студент, можешь пройти четырехлетний курс обучения за 2 года, если будешь и дневать и ночевать, пройдешь все лекции и экзамены гидравлики или, там, истории искусств за все темы своего курса. В колледжах обучаются студенты очень конкретным специальностям, и уж если кто выучился на электрика, то теперь кран он не поменяет.
В обучении делается упор на очень узкую специализацию. Например, наш электрик, у которого специализация – подстанции высокого напряжения, то он лампочку в своем светильнике не поменяет, он же не бытовой электрик по домашнему оборудованию…
Зато очень интересный и крайне необходимый курс для мальчиков презентовал Ред Ривер Колледж – на площадке колледжа заявлен курс дополнительного образования «Как правильно и максимально весело ребятам готовиться к Гей-параду». Легко представить того преподавателя. То есть, у него мальчики должны обучиться, как правильно подобрать одежду, парики, каблуки и макияж и какие танцы разучить. Эти чрезвычайно важные умения пропагандировали журналисты в новостях на местном ТВ. Мы этот бурлеск видели своими глазами, аж поперхнулись за ужином.
Выход для преподавателей дополнительного образования, например, ИЗО искусства – это система государственных грантов. Целый большущий офис забит людьми, далекими от искусства, но «в теме» распределения средств. Чтобы учителю живописи получить такой грант (порядка 20-30 тысяч канадских денег) нужно написать красивую презентацию своего проекта из предложенных тем, и быть готовым, что, если повезет, и его проект утвердят на грант – ехать на несколько месяцев на север в какую-нибудь маленькую индейскую общину и реализовывать его с местными ребятишками. Это хорошее подспорье бедному художнику, но требует немало здоровья и… хороших дружественных многолетних связей в том офисе.
Боже упаси, никакой коррупции, просто одни и те же талантливые люди выигрывают и выигрывают грант за грантом. Вот такое чистое совпадение.
И тогда, уж делать нечего, преподаватель, к примеру, музыки, уходит с головой в частное репетиторство. Уроки хорошего музыкального педагога – это удовольствие не из дешевых. О чем говорит тот факт, что записывает педагог своих учеников на год вперед и все расписание забито под завязку.
Если студент пропустил занятие – сам виноват, оплачивай по полной. Показателен случай с семьей, все трое детей которой обучались по классу виолончели и фортепьяно (педагог же многостаночник). Решила вся семья поехать, навестить бабушку в Новой Зеландии на три месяца. Все три месяца отсутствия были оплачены вперед по тарифу без изменений по отсутствию учеников, дабы сохранить место в расписании учителя.
Еще есть спорт. Например, хоккей – имеет спецшколы с кусачими ценами (в серьезно-профессиональных школах порядка тысячи канадских рублей в неделю, плюс форма и оборудование).
К чести Канады надо отметить огромное количество залитых катков по всей стране, на которых дворовые команды разыгрывают захватывающие домашние чемпионаты. Как-то раз видела матч команд мальчиков и девочек (поняла это только по торчащим косичкам и хвостикам из-под шлемов). Девчонки рубились по-настоящему, не дали спуску, выиграли со счетом 6:4. Любые спорт-активити доступны в школьных командах, межшкольных турнирах, летних спортивных лагерях.
А вот еще интересные образовательные программы принято проводить в музеях и галереях. Приезжает обычно школьный автобус не только из соседнего района, а бывает, что из далекого городка (иногда 300 км, Канада – большая страна).
Встречали мы такие группы сонных лохматых, ребятишек, которые протряслись в желтом автобусе порядка четырех с половиной часов, заходят неровными рядками с центрального входа, мальчишки в огромных куртках, штанах, девочки в огромных сапожищах, большущих парках, юбочках и иногда… с голыми ногами. То есть, без колготочек, без лосин, гамаш и еще бог знает, без чего… а на улице -20, на минутку…
Мы, гиды, разбираем группы по очереди. Сначала ребятишки идут на интерактивную экскурсию. Например, в Галерее была выставка скульптур, керамики и артефактов Древней Греции и Рима. Ребята не только знакомились с выставкой, но и наряжались в тоги, рисовали на черной бумаге белые скульптуры, играли в «демократию» опуская черные или белые камушки в кувшин, примеряли первые театральные маски.
После экскурсии группа перемещается сначала в столовую (пустой класс со стульями и парой столиков), где каждый разворачивает свой бутерброд и термос, а потом все идут в студию (при галерее несколько студийных классов) и с преподавателями рисуют или маски, или греческих богов, или орнаменты кувшинов.
Все прекрасно, только вот преподавателями работают в основном волонтеры, то есть вообще бесплатно. И образованием особо никто не интересуется. Что действительно волнует администрацию – так это знание преподавателем второго государственного языка – французского.
Завершая школьный роман, хочу подытожить, что из забугорного опыта нужно перенимать только самое хорошее… против всего плохого…
На снимке – чудом сохранившаяся старинная сельская школа начала 20 века. Количество рядов – по количеству классов, для каждого класса – своя доска на стене. Собственно, эта классная комната и есть вся школа, в центре комнаты – чугунная печь-буржуйка.