Найти тему
Просто об импакте

Сила историй: сторителлинг в оценке социального воздействия

Оглавление
иллюстратор Никита Бестужев
иллюстратор Никита Бестужев

В 2023-м году конференция Американского общества оценки была посвящена силе историй. И это, конечно, не случайно, ведь эксперты в сфере сторителлинга уверены, что область применения историй значительно шире привычного маркетинга и продвижения. Сторителлинг в оценке — вот один из трендов последних лет.

Собирая истории, мы можем не только увидеть проект изнутри глазами благополучателей, выявить эффекты и социальные результаты, но и понять мотивацию, ценности и эмоции, оказавшие влияние на результат. Истории помогают нам определить, почему эти изменения происходят или не происходят.

Но как же превратить истории в данные и смыслы? Разбираемся в нашей статье.

ЗАЧЕМ НАМ СОБИРАТЬ ИСТОРИИ?

Истории позволяют прожить чужой опыт и рассказать о том, кто мы, во что мы верим, что для нас важно и зачем мы делаем то, что делаем.

С их помощью можно не только подводить итоги работы программы или собирать данные о результатах проекта, но и формировать внутреннюю культуру организации, исследовать вместе с командой ваш путь развития, презентовать проекты потенциальным партнерам и инвесторам.

Работа с историями помогает людям, командам и организациям прояснять смыслы и цели, мотивировать, создавать уникальные программы, вдохновлять и сопровождать изменения, транслировать ценности и передавать опыт.

КАК СОБИРАТЬ ИСТОРИИ? МЕТОДИКА КРУГА ИСТОРИЙ

При проведении оценки и, соответственно, поиске историй важно, чтобы процесс сбора данных проходил максимально комфортно и доверительно, а еще лучше — походил на разговор по душам. Один из подходящих для этого инструментов — круг историй.

Определитесь с целями и задачами встречи

Подумайте, кого вы собираетесь пригласить и для чего. В зависимости от цели можно собрать текущих благополучателей проекта и их родственников или, например, проектную команду.

Найдите или создайте «третье место» или подготовьте онлайн-встречу

Для очной встречи подберите пространство, которое не является офисом организации или залом, где проходили мероприятия проекта. Это может быть парк, антикафе или обычный рабочий кабинет. Главное здесь — сесть лицом друг к другу для эффекта полноценного присутствия.

Разбейте всех участников на мини-группы

Разделите случайным образом участников встречи на группы по четыре-пять человек. Заранее подготовьте наводящие вопросы вопросах, которые помогут им вспомнить ключевые события.

Такими вопросами к благополучателям могут быть, к примеру:

Расскажите о случае, когда вы с удивлением и радостью подумали: «А ведь моя жизнь действительно в последнее время изменилась к лучшему и проект способствовал этим изменениям». Что конкретно изменилось? Как это происходило?

или

Изначально мы не всегда уверены в том, что проект что-то даст — и это абсолютно нормально. Но порой в процессе мы убеждаемся, что он полезен для нас. Расскажите о моменте, после которого ваши сомнения в ценности проекта развеялись. Что происходило?

Подбирайте вопросы в зависимости от вашей цели. Чтобы услышать истории проектной команды и рассмотреть проект с их точки зрения, можно использовать вопросы:

Расскажите о моменте, когда, выходя с работы, вы подумали с улыбкой: «Ради таких изменений я готов и бесплатно работать!» Что происходило?
Вспомните о случае из вашей работы, когда вы почувствовали, что не просто вышли из зоны комфорта, а шагнули в неизведанное. Что происходило? Как вы набрались храбрости сделать такой шаг?

или

Вспомните о моменте, когда вам стало по-настоящему тепло на душе от того, что благодаря вашей работе и этому проекту жизнь другого человека стала хотя бы чуточку лучше. Что происходило?
Вспомните о случае, когда вы искренне гордились тем, как поступил член вашей команды в ситуации, когда он вполне мог бы поступить иначе. Что происходило? Как вы можете помочь вашей команде чаще проявлять себя именно так?

Начните круг историй

Спросите участников, у всех ли получилось вспомнить конкретное событие. Если кто-то из участников качает головой, скажите, что истории часто рождаются в ответ на историю другого — а значит, как только начнется обмен, своя история тоже вспомнится.

Поделитесь с участниками инструкцией обмена историями. Она может выглядеть так:

• Первый рассказчик в группе делится своим воспоминанием. Другие участники внимательно слушают. На один рассказ — 5 минут.

• После этого слушатели откликаются на историю с помощью обратной связи.

• Рассказчик говорит, что ему больше всего откликнулось в словах слушателей.

• Далее вы переходите к следующему рассказчику и продолжаете обмен историями.

Завершите круг историй

После кругового обмена историями задайте вопрос, который поможет участникам понять, что, на их взгляд, им следует извлечь из историй, например: «О каких неожиданных результатах программы вы услышали?», «Какие новые пути решения вы теперь видите?»

Предложите участникам написать на стикерах по одной важной мысли, которую они извлекли из каждой истории, и разместить их на флипчарте или онлайн-доске. Скажите, что их нужно сгруппировать по принципу сходства, а потом определить, какая большая тема объединяет заметки в каждой из этих групп.

Завершить сессию можно следующими вопросами:

«Какие большие темы мы выделили?», «Что из услышанного вас удивило?», «Что нового эти сведения сообщают о проекте?», «Что необходимо дальше делать с этими выводами?»

С полным текстом статьи вы можете ознакомиться на сайте журнала «Позитивные изменения».