Найти тему
Дива Флеппер

Миру нужен киноавангард!

Оглавление
Дзига Вертов
Дзига Вертов

В истории киноискусства было уже много кризисов, которые запускали процесс внутренней модернизацией искусства. Но самый яркий - это эпоха 20-х годов прошлого, которая ознаменовалась расцветом немого киноавангарда.

Это время было поистине самым ярким в истории кино. Настолько ярким, что даже может собой затмить другие проявления революционных течений в кинематографе, которые изменили само понятие фильма, как объекта искусства или же аудиовизуального продукта, нацеленного на массового зрителя.

Прогресс движет революция!

Кадр из фильма Ман Рея "Морская Звезда"
Кадр из фильма Ман Рея "Морская Звезда"

Для начала стоит понять, что же такое киноавангард.

Киноавангард - это направление в кинематографе, появившееся во Франции в 20 веке как противопоставление коммерческому кинематографу. По своей сути это было экспериментальное кино, которое старалось расширять возможности кинематограф тех лет и попытаться создать новое направление к этом жанре искусства.

В самом своем начале, он был ответом именно на массовое зрительское кино, которое строилось по типичным шаблонам: драма, любовная история и конечно же противостояние со злодеем. И все оно до боли простым, понятным зрителю. А вот некоторые киноделы хотели произвести свою мини революцию в данном направлении Ну французы, чего еще говорить.

Вообще, откидывая все шутки в сторону стоит сказать, что эти ребята не просто хотели совершить революцию в области кинематографа. Они хотели двинуть его развитие вперед, видя, как киноискусство медленно сдыхает, хотя имеет огромнейший потенциал. И кто знает, если бы не эти неравнодушные люди, каким было было кино сейчас. И что бы оно потеряло... Ну как минимум одну революцию в области кино так точно.

Так вот, киноавангард появился в ответ на застой. И был по сути одним большим экспериментом, который превратился в революцию. И это был первый и самый яркий пример подобного явления в истории кино, которое круто меняло всю индустрию вообще внешний облик кинофильма.

Следующие примеры:

  • Киноэкспрессионизм - зародился в Веймарской республике в одно время с киноавангардом. Появился в следствии экономических и социальных факторов. Был способом показать на экране различные чувства и эмоции через экспрессию и причудливые визуальные образы.
  • Советский киноавангард - по сути, самый первый жанр кино в Советском союзе. Появился вследствие экспериментов советских кинопромышленником и их поисков в области киноязыка. Впоследствии именно благодаря этому направлению сформировалась советская школа монтажа.
  • Итальянский Неореализм - течение, которое появилось в послевоенной бедной Италии. Стремилось показывать обычную жизнь обычных людей (Преимущественно низшего класса) Фильмы снимались на натуре без использования дорогой цветной пленки и дорогущего светового оборудования и павильонов. Это было обусловлено экономическими причинами.
  • Французская новая волна - опять французы - революционеры. Направление рьяно отказывалось от устоявшихся норм кинофильмов 30-40-х и преследовало цель - создать авторское кино. Режиссер в данном случае выходил на первый план и шел против принятых норм, не обращая внимания на все каноны кино, что были раньше.

Кадр из фильма "Страница Безумия"
Кадр из фильма "Страница Безумия"

  • Движение за чистое кино (Джунгагеки Ундо) - движение энтузиастов в 10-х годах прошлого века в Японии, которые выступали за отказ от театрализованности в кинематографе и продвигали идеи реализма. Одно из самых первых и ярких движений за реализм в этом виде искусства, которые оказали большое влияние на формирование Японской школы кино.
  • Абсолютный (Абстрактный) фильм - фильм, лишенный четкого образа и приближенный к абстрактной живописи. Такой фильм не содержал действий, нарратива, сюжета и драматургии. Это был просто красивый видеоряд из объектов, либо абстрактных рисунков, которые сменяли друг друга на монтаже, либо под музыку. По сути - предок Видео-арта.
  • Медленное кино - фильм, который отрицает принципы клипового монтажа и динамики. Такие ленты отличаются длинными кадрами, медленным повествованием, философским наполнением, либо отсутствием глубинного смысла в сюжете. По разным данным появилось в 60-е либо в 90-е. Хотя первые представили данного жанра мелькали в 20-е годы.

Каждое из этих направлений имеет своих определённых представителей, которые либо выступали против принятых норм и приемов в кино, либо просто хотели сделать что-то новое. И каждая лента, выпущенная в рамках этих жанров позднее становилась примером, по которой современный зритель и знает о таких тонкостях развития эпох кинематографа.

Почему современный кинематограф переживает кризис?

Кадр из фильм "Андалузский пес"
Кадр из фильм "Андалузский пес"

Итак, в этом подпункте я бы хотела разобрать очевидные причины того, почему кинематограф вошел в кризис.

  • Голливудские киностудии переживают кризис идей (Особенно крупные киностудии, которые взяли ставку на франшизы и ремейки уже классических произведений. Очевидно, что многие из этих идей являются провальными, но все же окупаются из-за скандалов в прессе и интересу зрителя. Увы, студии в данном случае берут не качеством, а именно интересом к продукту, который быстро проходит.)
  • Стриминговые сервисы задают новые стандарты потребления контента с определенными требованиями к этому контенту (Яркий пример - все известные сериалы, которые были запущены на стримингах и которые прогремели на весь мир.)
  • В странах, где раньше наблюдался бум потребления телеэфиром сейчас наблюдается бум потребления стриминговых сервисов, поэтому понятие телепродукт уже стало сильно модернизироваться, чтобы залетать и на стриминги. (Особенно ярко это наблюдается в Штатах и Азии. Хотя бум стриминговых сервисов приходится в основном на аудиторию до 45-50 лет. Старшее поколение как и раньше предпочитает телеэкранное потребление продуктов)
  • Эра коротких вертикальных видео внесла свои правила потребления аудиовизуального контента и создала уже несколько сотен отдельных жанров видеороликов, которые стали проникать и в нашу повседневную жизнь. (Например эстетики, которые повысили спрос на "красивые и эстетичные" фильмы, либо формат влогов - поднявший спрос на фильмы об обычной жизни обычных людей. Не стоит забывать и про формат вертикальных сериалов)
  • Зарекомендовавшие себя тенденции нулевых и десятых уже изжили себя (Эра супергеройских фильмов прошла и дальше ее ждет не перезагрузка. А мощнейшая трансформация, если не революция. Прогнозирую, что случится это после премьеры сиквела Джокера. И вероятнее всего ведущей студией станет не Марвел, а как раз DC. Прилизанность Голливудской картинки уже давно всем осточертела и зрители стали чаще отдавать предпочтение фильмам снятым в Европе, либо Азии. В странах СНГ же наблюдается бум на Российские проекты. И да, у людей появился запрос на новое кино. Но не то, которое вылизано до чиста и имеет совершенную картинку. Нет, людям нужен реализм. Либо полный эскапизм в фантастику и ирреальность. А не "Красивая жизнь")

Где ждать зарождения новой кинокультуры и какими будут направления будущего?

Кадр из фильма "Сталкер"
Кадр из фильма "Сталкер"

Отчасти это вопрос риторический, потому что сложно предугадать на сотню процентов, где объявится очередной киноцентр и как он будет выглядеть. Но учитывая некоторые события, происходящие с индустрией уже сейчас можно предугадать некоторые вещи.

Итак, смотря на общемировые тенденции, нетрудно заметить бум Азиатского кинематографа. В частности Корейского. Особенно дорам. В последние годы они набрали прямо бешенную популярность и уже зародили вокруг себя целый фандом дорамщиков и стали частью так называемой увлеченной культуры куда давно уже входили любители гик культуры, мас фильмов, аниме и манг, а с некоторых пор и тех, кто слушает К-Поп. Так вот, азиатское кино явно в ближайшее десятилетие будет на пике и задаст еще не один десяток трендов и обратит внимание на традиционную культуру.

Следующая точка на карте - Якутия. Я думаю, не стоит пояснять про Якутский феномен и как громко он гремит последние лет 5. И что-то мне подсказывает, что это только начало. В ближайшие лет 5 мы увидим еще много ярких фильмов из этого региона. Вероятно, туда польются деньги и масштабы проектов станут выше, но вот самобытность и определенный колорит все равно будет брать сердца зрителей.

Дальше - Франция. Да, это может и банально говорить, но на мой субъективный взгляд - это самая кинематографичная страна. Авось тут кинематограф зародился и тут же прошел множество этапов развития, которые оказали влияние на всю культуру кино (самое понятие авангард появилось именно там). Так вот, в этот рад бум произойдет на поприще анимации и короткометражном "ламповом" кино о жизни.

Скандинавское кино - здесь трудно выделить конкретную страну, так как все страны Скандинавии последнее время выдают очень хорошие продукты. Особенно на сериальном поприще. При этом нельзя не заметить их стремление к реализму и рассказу об обычной жизни.

Русская новая волна. Пожалуй, пока так я объясню этот феномен. Скорее всего, у него появится другое название, когда уже станет четко ясно, что с собой принесет новое поколение кинематографистов, которое прямо сейчас приходит на смену старому. Вообще этот процесс происходит всегда, но именно после пандемии он стал более явным и ярким, ведь новое поколение стало привносить в кинопроцесс свои знания о сетях и их использование и свое вдохновение... Прошлым... Это вызывает восторг, что молодежь старается переосмыслить киноопыты прошлого века и модернизировать их уже в наше время с использованием современных технологий. Ну и активно отталкивается от теории, написанной 100 лет назад.

Направления кинематографа будущего:

Кадр из фильма "Морская звезда"
Кадр из фильма "Морская звезда"

Ну чтож, поиграю предсказателя и попробую назвать направления в кинематографе, которые чисто теоретически могут совершить революцию в ближайшем будущем и стать тем самым киноавангардом 21 века.

  • Якутская волна - это все фильмы снятые в Якутии и попавшие под термин "Якутского феномена".
  • Эстетический фильм (CoreFilm) - это фильм созданный в духе одной из сотен эстетик, что сейчас существуют. Лента отличается красотой и обилием предметов, которые и создают нужную атмосферу. При этом сам сюжет и сценарий могут отходить на второй план, ведь в таких лентах важнее всего чувственная и визуальная составляющая.
  • Ностальгический фильм - это фильм созданный с ностальгическими мыслями и настроениями касательно какой-либо эпохи, либо эпизода человеческой жизни. От CoreFilm отличается отсутствием эстетичности картинки и централизацией на смысле и рассказе определенной истории, либо подробным воссозданием времени действия.
  • Фильм, созданный с помощью нейросети - это лента созданная с помощью нейросети. Не могу пока сказать, будет ли нейронка использоваться на этапе написания сценария, но вот при монтаже, колористике и создании спецэффектов точно. Сейчас это активно применяется.
  • Вертикальный фильм - фильм снятый в формате вертикального видео внутри соц сетей. Трудно сказать, выйдут ли данные ленты за пределы соц сетей и будут ли транслироваться в кинотеатрах, так как трансляция вертикального видео на широком экране - вещь странная. Вероятно, это будет направление внутри медиа искусства.
  • Медленный жизненный фильм - фильм созданный в духе "медленного искусства"
  • Экологичный фильм - лента созданная по законам экологичности. В центре всего должен стоять экологичный способ создания ленты исключающий использование вредящих природе и экологии технологий и вещей. Создатели так же придерживаются подхода к отказу от использования грима, идеальной картинки и специальных прожекторов для создания яркой картинки. Чем-то это может показаться похожим на Догму 95. Только вот Экологичный фильм может иметь жанровость, игру с оптикой и быть монохромным. Главное, чтобы создание ленты не вредило окружающей природе.
  • Аудиовизуальная феерия - это переосмысление абсолютных фильмов 20-х и 30-х годов. Отличается использованием новых технических средств и попыткой создать ленту с использование только оптических и звуковых средств выразительности. Может не иметь сюжета.
  • Отрицательный фильм - это лента отрицающая все тенденции современности. Фильм нарочно создается в духе прошлого (Не сценарно, а именно драматургически и с использованием теоретических подходов прошлого) с использованием современных технологий кинопроизводства.

Вот такие направления я бы хотела выделить. Безусловно, я не футурист и не могу с точностью предсказать будущее. Но все же на основе тенденций современности и знания истории могу проанализировать некоторые фильмы и события и сопоставить их для данного списка и данного материала о киноавангарде 21 века. Да, я верю, что 20-е годы этого века тоже пройдут под знаменем авангарда, изменившего кинематограф и всю индустрию!

#кино #окино #немоекино #киноавангард #логрид #лонгпост #блогокино #киноблог #ревущиедвадцатые #староекино