В истории киноискусства было уже много кризисов, которые запускали процесс внутренней модернизацией искусства. Но самый яркий - это эпоха 20-х годов прошлого, которая ознаменовалась расцветом немого киноавангарда.
Это время было поистине самым ярким в истории кино. Настолько ярким, что даже может собой затмить другие проявления революционных течений в кинематографе, которые изменили само понятие фильма, как объекта искусства или же аудиовизуального продукта, нацеленного на массового зрителя.
Прогресс движет революция!
Для начала стоит понять, что же такое киноавангард.
Киноавангард - это направление в кинематографе, появившееся во Франции в 20 веке как противопоставление коммерческому кинематографу. По своей сути это было экспериментальное кино, которое старалось расширять возможности кинематограф тех лет и попытаться создать новое направление к этом жанре искусства.
В самом своем начале, он был ответом именно на массовое зрительское кино, которое строилось по типичным шаблонам: драма, любовная история и конечно же противостояние со злодеем. И все оно до боли простым, понятным зрителю. А вот некоторые киноделы хотели произвести свою мини революцию в данном направлении Ну французы, чего еще говорить.
Вообще, откидывая все шутки в сторону стоит сказать, что эти ребята не просто хотели совершить революцию в области кинематографа. Они хотели двинуть его развитие вперед, видя, как киноискусство медленно сдыхает, хотя имеет огромнейший потенциал. И кто знает, если бы не эти неравнодушные люди, каким было было кино сейчас. И что бы оно потеряло... Ну как минимум одну революцию в области кино так точно.
Так вот, киноавангард появился в ответ на застой. И был по сути одним большим экспериментом, который превратился в революцию. И это был первый и самый яркий пример подобного явления в истории кино, которое круто меняло всю индустрию вообще внешний облик кинофильма.
Следующие примеры:
- Киноэкспрессионизм - зародился в Веймарской республике в одно время с киноавангардом. Появился в следствии экономических и социальных факторов. Был способом показать на экране различные чувства и эмоции через экспрессию и причудливые визуальные образы.
- Советский киноавангард - по сути, самый первый жанр кино в Советском союзе. Появился вследствие экспериментов советских кинопромышленником и их поисков в области киноязыка. Впоследствии именно благодаря этому направлению сформировалась советская школа монтажа.
- Итальянский Неореализм - течение, которое появилось в послевоенной бедной Италии. Стремилось показывать обычную жизнь обычных людей (Преимущественно низшего класса) Фильмы снимались на натуре без использования дорогой цветной пленки и дорогущего светового оборудования и павильонов. Это было обусловлено экономическими причинами.
- Французская новая волна - опять французы - революционеры. Направление рьяно отказывалось от устоявшихся норм кинофильмов 30-40-х и преследовало цель - создать авторское кино. Режиссер в данном случае выходил на первый план и шел против принятых норм, не обращая внимания на все каноны кино, что были раньше.
- Движение за чистое кино (Джунгагеки Ундо) - движение энтузиастов в 10-х годах прошлого века в Японии, которые выступали за отказ от театрализованности в кинематографе и продвигали идеи реализма. Одно из самых первых и ярких движений за реализм в этом виде искусства, которые оказали большое влияние на формирование Японской школы кино.
- Абсолютный (Абстрактный) фильм - фильм, лишенный четкого образа и приближенный к абстрактной живописи. Такой фильм не содержал действий, нарратива, сюжета и драматургии. Это был просто красивый видеоряд из объектов, либо абстрактных рисунков, которые сменяли друг друга на монтаже, либо под музыку. По сути - предок Видео-арта.
- Медленное кино - фильм, который отрицает принципы клипового монтажа и динамики. Такие ленты отличаются длинными кадрами, медленным повествованием, философским наполнением, либо отсутствием глубинного смысла в сюжете. По разным данным появилось в 60-е либо в 90-е. Хотя первые представили данного жанра мелькали в 20-е годы.
Каждое из этих направлений имеет своих определённых представителей, которые либо выступали против принятых норм и приемов в кино, либо просто хотели сделать что-то новое. И каждая лента, выпущенная в рамках этих жанров позднее становилась примером, по которой современный зритель и знает о таких тонкостях развития эпох кинематографа.
Почему современный кинематограф переживает кризис?
Итак, в этом подпункте я бы хотела разобрать очевидные причины того, почему кинематограф вошел в кризис.
- Голливудские киностудии переживают кризис идей (Особенно крупные киностудии, которые взяли ставку на франшизы и ремейки уже классических произведений. Очевидно, что многие из этих идей являются провальными, но все же окупаются из-за скандалов в прессе и интересу зрителя. Увы, студии в данном случае берут не качеством, а именно интересом к продукту, который быстро проходит.)
- Стриминговые сервисы задают новые стандарты потребления контента с определенными требованиями к этому контенту (Яркий пример - все известные сериалы, которые были запущены на стримингах и которые прогремели на весь мир.)
- В странах, где раньше наблюдался бум потребления телеэфиром сейчас наблюдается бум потребления стриминговых сервисов, поэтому понятие телепродукт уже стало сильно модернизироваться, чтобы залетать и на стриминги. (Особенно ярко это наблюдается в Штатах и Азии. Хотя бум стриминговых сервисов приходится в основном на аудиторию до 45-50 лет. Старшее поколение как и раньше предпочитает телеэкранное потребление продуктов)
- Эра коротких вертикальных видео внесла свои правила потребления аудиовизуального контента и создала уже несколько сотен отдельных жанров видеороликов, которые стали проникать и в нашу повседневную жизнь. (Например эстетики, которые повысили спрос на "красивые и эстетичные" фильмы, либо формат влогов - поднявший спрос на фильмы об обычной жизни обычных людей. Не стоит забывать и про формат вертикальных сериалов)
- Зарекомендовавшие себя тенденции нулевых и десятых уже изжили себя (Эра супергеройских фильмов прошла и дальше ее ждет не перезагрузка. А мощнейшая трансформация, если не революция. Прогнозирую, что случится это после премьеры сиквела Джокера. И вероятнее всего ведущей студией станет не Марвел, а как раз DC. Прилизанность Голливудской картинки уже давно всем осточертела и зрители стали чаще отдавать предпочтение фильмам снятым в Европе, либо Азии. В странах СНГ же наблюдается бум на Российские проекты. И да, у людей появился запрос на новое кино. Но не то, которое вылизано до чиста и имеет совершенную картинку. Нет, людям нужен реализм. Либо полный эскапизм в фантастику и ирреальность. А не "Красивая жизнь")
Где ждать зарождения новой кинокультуры и какими будут направления будущего?
Отчасти это вопрос риторический, потому что сложно предугадать на сотню процентов, где объявится очередной киноцентр и как он будет выглядеть. Но учитывая некоторые события, происходящие с индустрией уже сейчас можно предугадать некоторые вещи.
Итак, смотря на общемировые тенденции, нетрудно заметить бум Азиатского кинематографа. В частности Корейского. Особенно дорам. В последние годы они набрали прямо бешенную популярность и уже зародили вокруг себя целый фандом дорамщиков и стали частью так называемой увлеченной культуры куда давно уже входили любители гик культуры, мас фильмов, аниме и манг, а с некоторых пор и тех, кто слушает К-Поп. Так вот, азиатское кино явно в ближайшее десятилетие будет на пике и задаст еще не один десяток трендов и обратит внимание на традиционную культуру.
Следующая точка на карте - Якутия. Я думаю, не стоит пояснять про Якутский феномен и как громко он гремит последние лет 5. И что-то мне подсказывает, что это только начало. В ближайшие лет 5 мы увидим еще много ярких фильмов из этого региона. Вероятно, туда польются деньги и масштабы проектов станут выше, но вот самобытность и определенный колорит все равно будет брать сердца зрителей.
Дальше - Франция. Да, это может и банально говорить, но на мой субъективный взгляд - это самая кинематографичная страна. Авось тут кинематограф зародился и тут же прошел множество этапов развития, которые оказали влияние на всю культуру кино (самое понятие авангард появилось именно там). Так вот, в этот рад бум произойдет на поприще анимации и короткометражном "ламповом" кино о жизни.
Скандинавское кино - здесь трудно выделить конкретную страну, так как все страны Скандинавии последнее время выдают очень хорошие продукты. Особенно на сериальном поприще. При этом нельзя не заметить их стремление к реализму и рассказу об обычной жизни.
Русская новая волна. Пожалуй, пока так я объясню этот феномен. Скорее всего, у него появится другое название, когда уже станет четко ясно, что с собой принесет новое поколение кинематографистов, которое прямо сейчас приходит на смену старому. Вообще этот процесс происходит всегда, но именно после пандемии он стал более явным и ярким, ведь новое поколение стало привносить в кинопроцесс свои знания о сетях и их использование и свое вдохновение... Прошлым... Это вызывает восторг, что молодежь старается переосмыслить киноопыты прошлого века и модернизировать их уже в наше время с использованием современных технологий. Ну и активно отталкивается от теории, написанной 100 лет назад.
Направления кинематографа будущего:
Ну чтож, поиграю предсказателя и попробую назвать направления в кинематографе, которые чисто теоретически могут совершить революцию в ближайшем будущем и стать тем самым киноавангардом 21 века.
- Якутская волна - это все фильмы снятые в Якутии и попавшие под термин "Якутского феномена".
- Эстетический фильм (CoreFilm) - это фильм созданный в духе одной из сотен эстетик, что сейчас существуют. Лента отличается красотой и обилием предметов, которые и создают нужную атмосферу. При этом сам сюжет и сценарий могут отходить на второй план, ведь в таких лентах важнее всего чувственная и визуальная составляющая.
- Ностальгический фильм - это фильм созданный с ностальгическими мыслями и настроениями касательно какой-либо эпохи, либо эпизода человеческой жизни. От CoreFilm отличается отсутствием эстетичности картинки и централизацией на смысле и рассказе определенной истории, либо подробным воссозданием времени действия.
- Фильм, созданный с помощью нейросети - это лента созданная с помощью нейросети. Не могу пока сказать, будет ли нейронка использоваться на этапе написания сценария, но вот при монтаже, колористике и создании спецэффектов точно. Сейчас это активно применяется.
- Вертикальный фильм - фильм снятый в формате вертикального видео внутри соц сетей. Трудно сказать, выйдут ли данные ленты за пределы соц сетей и будут ли транслироваться в кинотеатрах, так как трансляция вертикального видео на широком экране - вещь странная. Вероятно, это будет направление внутри медиа искусства.
- Медленный жизненный фильм - фильм созданный в духе "медленного искусства"
- Экологичный фильм - лента созданная по законам экологичности. В центре всего должен стоять экологичный способ создания ленты исключающий использование вредящих природе и экологии технологий и вещей. Создатели так же придерживаются подхода к отказу от использования грима, идеальной картинки и специальных прожекторов для создания яркой картинки. Чем-то это может показаться похожим на Догму 95. Только вот Экологичный фильм может иметь жанровость, игру с оптикой и быть монохромным. Главное, чтобы создание ленты не вредило окружающей природе.
- Аудиовизуальная феерия - это переосмысление абсолютных фильмов 20-х и 30-х годов. Отличается использованием новых технических средств и попыткой создать ленту с использование только оптических и звуковых средств выразительности. Может не иметь сюжета.
- Отрицательный фильм - это лента отрицающая все тенденции современности. Фильм нарочно создается в духе прошлого (Не сценарно, а именно драматургически и с использованием теоретических подходов прошлого) с использованием современных технологий кинопроизводства.
Вот такие направления я бы хотела выделить. Безусловно, я не футурист и не могу с точностью предсказать будущее. Но все же на основе тенденций современности и знания истории могу проанализировать некоторые фильмы и события и сопоставить их для данного списка и данного материала о киноавангарде 21 века. Да, я верю, что 20-е годы этого века тоже пройдут под знаменем авангарда, изменившего кинематограф и всю индустрию!
#кино #окино #немоекино #киноавангард #логрид #лонгпост #блогокино #киноблог #ревущиедвадцатые #староекино