Найти в Дзене
Отражение науки

Ключ к российской микроэлектронике.

В последние годы наше государство наконец повернулось к отечественной микроэлектронике лицом. Что не может не радовать. Советский Союз был одной из трёх стран наряду с США и Японией, которые в принципе смогли создать комплексную микроэлектронную промышленность. Но с развалом СССР для отечественной микроэлектроники наступили трудные времена. Надо сказать, что для японской микроэлектроники они тоже были совсем невесёлыми. На мировом рынке практически безраздельно стали хозяйничать американцы: где напрямую, а где через зависимые от них компании Тайваня и Южной Кореи.

Микропроцессор американской компании AMD, изображение: unsplash.com
Микропроцессор американской компании AMD, изображение: unsplash.com

Те или иные программы развития электронной промышленности начали приниматься ещё в начале двухтысячных. После 2020 года резко увеличилось госфинансирование разработок конкретных продуктов, прежде всего литографического оборудования и продуктов чистой химии, необходимых для производства микрочипов. Сейчас на слуху у общественности, неравнодушной к проблематике отечественной микроэлектроники, такие предприятия как «Зеленоградский нанотехнологический центр» Национального исследовательского университета «МИЭТ», зеленоградское НПП «ЭСТО» (Электронное специальное технологическое оборудование), нижегородский Институт физики микроструктур РАН, зеленоградский НИИ молекулярной электроники. Да и вниманием средств массовой информации положение дел в этой отрасли тоже не обделено.

Но вот что интересно: гораздо меньше освещается вопрос, где в будущем будут использоваться разработанные и произведённые отечественные микросхемы. Иногда возникает ощущение, что микроэлектроника рассматривается как «вещь в себе»: на первом этапе будем производить чипы таких-то нанометров, на следующих этапах — эдаких… А кто их будет покупать, в каком количестве и по каким ценам? Сразу напрашивается ответ: государство. Но государственные потребности ограничены. Оно закупит только то, что необходимо, а дальше производители полупроводников должны будут продавать свою продукцию на свободном рынке. А на этом свободном рынке будет реальный спрос?

На подмосковный Зеленоград возлагаются главные надежды по возрождению отечественной микроэлектроники, фото: unsplash.com
На подмосковный Зеленоград возлагаются главные надежды по возрождению отечественной микроэлектроники, фото: unsplash.com

Если же основным покупателем будет выступать государство, то для того, чтобы поддерживать на плаву предприятия микроэлектроники, оно должно будет дотировать их деятельность, то есть по-сути переплачивать. Но ведь государственный карман не безразмерный. По-хорошему производители должны быть прибыльными сами по себе, иметь собственные средства для финансирования передовых разработок и т. п.

Для этого полезно задать несколько простых вопросов: Для чего производителям оборудования его разрабатывать? Чтобы производители микрочипов смогли выпускать на нём продукцию. А кто будет потребителем этих микрочипов? Очевидно, производители электроники. И вот на этом этапе проявляется большая проблема. Поток всевозможного импортного оборудования, поступающего в страну, уже напичкан импортной же электроникой.

Современная мебельная промышленность требует точных электронных вычислений. Изображение: пресс-бокс homag.com
Современная мебельная промышленность требует точных электронных вычислений. Изображение: пресс-бокс homag.com

Пример из мебельной промышленности. В России она в целом находится на высоком уровне. Качественная мебель — это, бесспорно, очень хорошо. Но при этом наши мебельные предприятия преимущественно работают на импортном оборудовании: станки для раскроя плит, кромкооблицовочные станки, шлифовальные станки… Понятно, почему импортные: своих такого уровня нет. Самыми лучшими считаются станки мировых лидеров: немецкого Homag и итальянского Biesse. Последнее время своё присутствие на российском рынке нарастили ведущие китайские производители: WoodTec и Nanxing.

Облицовка торцов мебельных элементов кромочной лентой — один из самых ответственных производственных этапов. Изображение: пресс-бокс homag.com
Облицовка торцов мебельных элементов кромочной лентой — один из самых ответственных производственных этапов. Изображение: пресс-бокс homag.com

Современное мебельное производство — это множество станков с ЧПУ, которые, естественно, содержат различные микросхемы. Если бы у нас в стране было развёрнуто широкомасштабное производство таких станков, то наши отечественные производители микроэлектроники смогли бы в будущем импортозаместить иностранные микросхемы. Но если импортируются готовые станки, то отечественную микросхему попросту некуда «прикручивать». Разумеется, это касается не только мебельных станков, но и вообще всего производственного оборудования: от обработки металлов до пищевой промышленности.

Ситуация в области отечественного автопрома обстоит лучше. Понятно, что сейчас, в основном, происходит сборка авто из китайских машкомплектов. И всё же это происходит на нашей территории. Это означает, что по мере появления наших отечественных микрочипов, можно постараться договориться с китайцами об импортозамещении их чипов. А ещё лучше озаботиться созданием своего автопрома, независимого от китайского. Тогда для нашей микроэлектроники будет обеспечен гарантированный сбыт огромного количества полупроводниковых устройств. К слову говоря, электромобили содержат гораздо больше электронных компонентов, чем автомобили традиционные. Раз уж у нас не очень получилось с легковыми автомобилями на двигателях внутреннего сгорания, то почему бы не попробовать создать полноценный «электрический» автопром: и экологию поддержим, и отечественную электронику.

Популярный китайский электромобиль NIO ET7 2023 г., изображение: Alexander Migl, CC BY-SA 4.0, commons.wikimedia.org
Популярный китайский электромобиль NIO ET7 2023 г., изображение: Alexander Migl, CC BY-SA 4.0, commons.wikimedia.org

А вот в области производства компьютеров, ноутбуков, серверов дела у нас идут всё лучше и лучше. Такие отечественные компании как «Гравитон» и «Аквариус» поставили производство такой техники на поток. Понятно, что на данный момент используются в основном импортные компоненты, но главное, что производства эти принадлежат российским компаниям и работают на нашей территории. По мере выпуска наших компонентов, можно будет замещать импортные.

Установка микрокомпонентов на российской фабрике «Аквариус», изображение: пресс-центр aq.ru
Установка микрокомпонентов на российской фабрике «Аквариус», изображение: пресс-центр aq.ru

Производственная модель Тайваня, миррового лидера в производстве полупроводников, ориентирована на внешние рынки. У нас, очевидно, такой возможности нет: наш главный рынок — внутренний. Поэтому, если мы хотим построить сильную отечественную микроэлектронику, придётся параллельно принципиально нарастить производство самой разнообразной техники внутри страны. Одно без другого нормально работать не может.

Знаменитый российский трактор «Кировец» востребован как внутри страны, так и за рубежом, изображение: commons.wikimedia.org
Знаменитый российский трактор «Кировец» востребован как внутри страны, так и за рубежом, изображение: commons.wikimedia.org

К тому же в этом случае нас ожидает бонус: возможность спокойно продавать свою продукцию на рынки дружественных нам стран. Никто в этом случае не запретит им у нас покупать из-за использования тех или иных подсанкционных материалов или технологий. Ведь "мегапродвинутые" немецкие станки нужны далеко не всем. Советский Союз в своё время предлагал надёжное и добротное оборудование многим странам мира, и те с удовольствием его покупали. Когда каждый проданный как внутри страны, так и за рубежом, отечественный станок, трактор, грузовик будет содержать микросхемы отечественного производства, тогда нашу микроэлектронику не придётся субсидировать: она, наоборот, может стать локомотивом российской экономики.