Это запись не о путешествиях и интересных местах, а короткий дневник наблюдений. Сейчас активно внедряются разные заемные слова, и одно из таких – кургузое слово бёрдвотчинг… Что за мартышки нам эти слова насаждают? Чем «наблюдение за птицами» не устраивает?
"Воскреснем ли когда от чужевластья мод?
Чтоб умный, бодрый наш народ
Хотя по языку нас не считал за немцев"
Но само это занятие – очень достойное, как его ни назови, на русский ли манер, на английский, да хоть на китайский… Хотя китайский нет, они там привыкли есть все, что движется. Хочу поделится своими наблюдениями за цаплями. В наших местах в настоящее время довольно обычными птицами стали белая и серая цапли. А птицы, как понимаете, крупные, заметные, и наблюдать за ними занятие несложное. По неопытности цаплю можно спутать с журавлем или аистом, они все - длинноклювые, длинноногие, длинношеие. Цапля в полете зигзагообразно прижимает шею к спине, так что шея исчезает и вперед торчит один клюв - ни с кем не спутаешь. Она из тех птиц, что легко помогут втянуться в эту тему, и уже потом перейти к пернатой «мелочи» )))
Мещера по большей части – плоская низкая местность. Бывают холмы кое-где, но в основном – леса, озера и болота. Болота и мелкие озера – самый рай для цапель. На глубоких водоемах им делать нечего, разве только по берегу ходить в поисках корма. А самыми идеальными условиями для цапель стали территории затопляемых торфяников. Торфодобыча Мещере ушла в прошлое вместе с Советским Союзом. Одно время считалось, что выработанные торфяники должны быть сухими, чтобы и климат тут был посуше и поздоровее, да и комаров не стоит плодить. Но лесные пожары заставили пересмотреть эту точку зрения, и сейчас считается, что «хороший торфяник – затопленный торфяник».
Вот такие затопленные торфяники, превратившись в неглубокие пруды и болотца большой площади, оказались раем для цапель. Рыбы, лягушки, ящерицы, прочая живность – цаплям все годится, они охотники очень умелые. Но вот гнездиться предпочитают все-таки на деревьях. В наших местах у цапель практически нет естественных врагов. Человек разве что… А вот гнездо разорить много кто способен. Вот цапли и гнездятся колониями, коллективно защищая свои гнезда.
У меня не получилось найти гнездовье белых цапель, а вот с серыми повезло. Одна такая колония оказалась расположена почти в населенном пункте, на вершинах сосновой рощи прямо за городским кладбищем. Цапли там гнездятся уже несколько лет, и гнезд там множество, хотя не все «задействованы». Не знаю, как это случилось, как это место оказалось облюбовано цаплями, но эта роща – аномально комариное царство. Хотя там сухо, но комары там появляются раньше, чем в других местах, и остаются дольше, чем где бы то ни было. А уж летом туда нос сунуть невозможно, так что наблюдение за гнездами цапель превращается в то еще удовольствие. Может быть, цапли договорились с комарами – цапли не едят комаров, а комары ха это оберегают их покой?))) В период появления птенцов весь подлесок в той рощице усеян половинками скорлупок. Яйца у серой цапли, как оказалось, бледно-голубые и размером с куриные сорта С0.
Я не на той стадии увлеченности, чтобы сидеть часами в укрытии и ждать. Это уже скорее занятие для профессионалов. Но правда и увидеть (и снять) таким образом можно гораздо более интересные вещи, чем чисто случайные встречи с птицами на прогулках или в поездках. Немного помогает в этом деле техника, хороший объектив например. Но дорого это. Хотя в современном мире все, что связано с хобби – или дорого, или очень дорого. Я не увлекаюсь съемкой с квадрокоптеров, хотя чужие снимки рассматривать бывает иногда интересно. Но для наблюдений за животным миром, я считаю, квадрокоптеры просто недопустимы. А если посмотреть шире, то и в качестве демонстрации туристических достопримечательностей снимки с квадрокоптера это надувательство. Вы же, соблазнившись такими видами, и приехав в рекламируемое место, не сможете вживую увидеть эту картину? Только если есть возможность подняться на воздушном шаре, а это экзотика, доступная не всегда и не везде. Скорее, совсем мало где.
Ладно, я отвлекся. Приобретение телеобъектива позволило познакомиться с цаплями несколько ближе. Мне, по крайней мере, это доставило удовольствие. Цапли, хотя и привыкли жить рядом с человеком, но очень осторожные птицы. Метров 50-60 – минимальная дистанция, на которую цапли могут подпустить человека, а потом срываются с места с недовольным криком и улетают. В конце лета - начале осени цапли начинают жить стайной жизнью, и тогда может повезти увидеть стаю цапель в полете – это красиво, честное слово! Особенно если еще и небо будет «неубитое».