Найти в Дзене
История Петербурга

ИЗВОЗЧИКИ

Чтобы получить «Извощичий билет» (так назывались в 18 веке водительские права) кучер (не моложе 18 лет!) должен был сдать комплексный экзамен – на знание Правил дорожного движения, географии, и не должен был употреблять спиртное, бранные слова. Также возницы проходили «фейс-контроль». К их внешнему виду предъявлялись особые требования. «Таксисты» 19 века имели свою форму: длинную синюю поддёвку (тип мужской верхней одежды с застежкой сбоку) со складками. Причем, застегиваться она должна была на левую сторону, и иметь металлические пуговицы. Также обязателен был красный пояс, свернутый жгутом. Довершали образ извозчичий цилиндр и высокие сапоги (летом) либо валенки (зимой). Вместе с разрешением на вождение кучер получал номерной знак – кожаную, а позже, металлическую табличку. Ее прибивали слева. Еще один номерок извозчик закреплял на своей верхней одежде. А еще каждый кучер держать под рукой экземпляр действующих Правил, дабы предъявить его в спорных ситуациях. Три нарушения – и изво

Чтобы получить «Извощичий билет» (так назывались в 18 веке водительские права) кучер (не моложе 18 лет!) должен был сдать комплексный экзамен – на знание Правил дорожного движения, географии, и не должен был употреблять спиртное, бранные слова.

Также возницы проходили «фейс-контроль». К их внешнему виду предъявлялись особые требования. «Таксисты» 19 века имели свою форму: длинную синюю поддёвку (тип мужской верхней одежды с застежкой сбоку) со складками. Причем, застегиваться она должна была на левую сторону, и иметь металлические пуговицы. Также обязателен был красный пояс, свернутый жгутом. Довершали образ извозчичий цилиндр и высокие сапоги (летом) либо валенки (зимой). Вместе с разрешением на вождение кучер получал номерной знак – кожаную, а позже, металлическую табличку. Ее прибивали слева. Еще один номерок извозчик закреплял на своей верхней одежде. А еще каждый кучер держать под рукой экземпляр действующих Правил, дабы предъявить его в спорных ситуациях. Три нарушения – и извозчик лишался «водительских прав»!

-2

Дальше – больше. Когда в 90-х годах позапрошлого века лошадей потеснили первые автомобили, возникла насущная необходимость ввести ограничение скорости. Тогда максимально разрешенная скорость составляла 12 верст в час (правда, уже в начале века двадцатого ее увеличили до 20). В пересчете на километры, это составляет немногим более 12 и 20, соответственно. Кроме того, в Правилах закреплялось правостороннее движение.

-3

В 1901 году в Петербурге открылись курсы извозчиков. Обучение длилось два с половиной года. За это время кучеры постигали не только премудрости управления лошадью, но также изучали… французский язык, географию родного города и его окрестностей, астрономию (для тех, кто работал по ночам!) и хорошие манеры.

-4

Теперь о тарифах на извоз. Никаких фиксированных расценок не существовало.

Извозчик был волен запрашивать сумму исходя из внешнего вида гипотетического пассажира, торопится ли он, имеет ли багаж, сопровождает ли его дама (в таком случае торговаться было неприлично!). Цена проезда также зависела от погоды и времени суток. Ночью проезд стоил на 10 копеек дороже. Примечательно, что за удовольствие взять извозчика в праздничные дни – Пасху, Рождество, Новый год – приходилось платить в три раза дороже.
Существенную роль играла категория извозчика. Их было три: «ваньки» — самые дешевые, без каких-либо удобств, извозчики-середнячки и лихачи.

Именно последние могли позволить себе прекрасных лошадей, богатые экипажи и кабриолеты на пневматических шинах, белые перчатки, велюровые цилиндры, завитые кудри. Эти щеголи «с ветерком» катали офицеров с их пассиями, ожидали клиентов у ресторанов и театров… и помогали скрыться злоумышленникам с места преступления. Говорят, что «драли» они с клиентов безбожно, зато и ездили поистине быстро. И управы на них у полицейских не было.