Найти в Дзене
Авто-Спорт

История Geely – От съемок на фотоаппарат до Китайской авто империи

Всем привет!

В последние годы дороги заполнили самые разные автомобили китайского автопрома. И хотелось бы немного узнать и поделиться с вами историей одной из них. Автомобилей Geely, и людей, которые за ней стоят.

Содержание

  • Знакомство с Ли Шуфу
  • Его становление в предпринимательстве
  • Первые шаги в автобизнес
  • Зарождение Geely и путь к первому экспорту
  • Geely в России и Белорусии

Знакомство с Ли Шуфу

Ли Шуфу (Основатель и генеральный директор Geely)
Ли Шуфу (Основатель и генеральный директор Geely)

Ли Шуфу (Основатель и генеральный директор Geely) родился 25 июня 1963 года в городе Тайчжоу, Китай. С детства помогал родителям своей работой в поле. После окончания школы отец подарил сыну небольшую сумму в размере ста юаней. Молодой Шуфу, решил потратить эти деньги на покупку старого и не раз использованного фотоаппарата. Принявшись фотографировать местных, и туристов, тогда еще неизвестный Ли Шуфу за шесть месяцев увеличил первоначальный капитал в десять раз.

Становление в предпринимательстве

Шуфу открыл фотостудию, в которой он занимался не только фотографией, но и извлечением из проявляемой пленки серебра. Это занятие было достаточно прибыльно, поэтому он стал его развивать, скупая сломанные и бракованные приборы и продавая извлеченные из них драгоценные металлы.

В скором будущем он решил начать заниматься более прибыльной деятельностью, а точнее производством. В 1984 году не без помощи отца юноша собрал две тысячи юаней и начал налаживать производство запчастей для холодильников, а вскоре и сам создал прототип своего холодильника. Торгуя бытовой техникой по всему Китаю, основав в 1986 году компанию “Zhejiang Huangvan Shiqu Refrigerator”.

В 1989 году вступили в действие новые правила регулирования, теперь для производства холодильников требовалась лицензия. Ли Шуфу переориентировался на поставку стройматериалов, создав компанию «Zhejiang Taizhou Geely Decoration». Попутно получил диплом инженера в университете Yanshan.

Первые шаги в автобизнес

Молодой предприниматель задумался об производстве автомобилей. Но из-за бюрократических трудностей на получение лицензии автопроизводителя ушло еще три года. Не теряя времени, в 1994 году Ли Шуфу наладил выпуск мотоциклов. Для этого он скупал оборудование и технологии у оказавшихся на грани банкротства государственных мотозаводов, и принимав оставшихся без работы специалистов. И через короткое время мотоциклы из Китая покупали уже в дувх десятках стран мира. А нанятые ранее инженеры разбирали специально купленные автомобили нескольких иностранных фирм – чтобы посмотреть, из чего и как они сделаны.

Зарождение Geely и путь к первому экспорту

Первая машина выпущенная компанией Geely.
Первая машина выпущенная компанией Geely.

В июне 1997 года открылась “Geely Auto” – первая в Китае частная автомобильная фирма. Первой моделью Geely, запущенной в производство, стал хэтчбек X9 SUV, увидевший свет в 1998 году. В 1999 открыли второй завод “Geely”, где выпускали совместно с компанией “Сычуань”.

«Джили» внесли в официальный реестр автомобильных фирм Китая в апреле 2001 года, а в октябре Ли получил все нужные документы. В августе 2003 года первая партия «Джили» отправилась на экспорт, качество этих автомобилей могло желать лучшего. Необходимо было пересмотреть технологии, чтобы повысить качество продукции.

Как и многие другие китайские автопромышленники, Ли Шуфу в основном занимался покупкой технологий. В 2006 году Geely поглотила инженерную компанию British Manganese Bronze Holding, а в 2009 году - австралийского производителя трансмиссий DSI.

Китайская компания Geely 28 марта 2010 года заключила сделку о покупке принадлежащей «Форд» шведского автоконцерна «Вольво» за 1,8 миллиардов долларов. Соглашение включает в себя договоренности о правах на интеллектуальную собственность, о снабжении и инженерных разработках между «Форд», «Вольво» и Geely. «Форд» продолжит поставку автокомпонентов для «Вольво», в том числе силовых агрегатов и штампованных деталей. Также компания согласна оказывать шведской марке инженерно-техническую поддержку в течение неопределенного срока.

В ноябре 2018 года Ли Шуфу объявил, что заключил соглашение с Китайской корпорацией аэрокосмической науки и промышленности о строительстве новой линейки сверхзвуковых сверхскоростных поездов.

В том же году Шуфу стал держателем пакета в 9,69% и, соответственно крупнейшим акционером немецкого автопроизводителя Daimler AG.

Geely в России и Белорусии

Завод БЕЛДЖИ в Белоруссии
Завод БЕЛДЖИ в Белоруссии

В 2007—2008 годах на заводе ЗАО «АМУР» в Новоуральске велась крупноузловая сборка автомобилей Geely (CK) Otakа.

В 2008 году напрямую из Китая в Россию начали поставляться седаны Geely MK и Geely Vision согласно эксклюзивному дистрибьюторскому соглашению между Geely и компанией Red Dragon, которая была специально создана компанией «Рольф» для импорта и продажи на территории России китайских легковых автомобилей. В 2011 году дистрибьюторское соглашение не было продлено, и на смену Red Dragon пришло ООО «Джили-моторс» — дочерняя компания Geely и эксклюзивный дистрибьютор марки в России.

В 2011 году было налажено производство моделей Geely MK и Geely MK Cross на заводе «Дервейс». Летом 2012 года начался выпуск и продажи в России седана Geely Emgrand EC7. В 2012 году Geely принимала участие в Московском международном автомобильном салоне, где представила седан Geely Emgrand EC7, хэтчбек Geely SC5 и два кроссовера — Geely MK Cross и Geely GX7 (Emgrand EX7). Из представленных моделей только хэтчбек Geely SC5 не вышел на российский рынок. В 2013 году в России начались продажи первого полноценного кроссовера марки Geely Emgrand X7, крупноузловая сборка которых налажена в Белоруссии на заводе «БелДжи», и седана Geely GC6 производства Derways.

В 2014 году седан Geely Emgrand EC7 стал самым продаваемым китайским седаном в России с результатом в 7789 штук. С 2016 года прекращена сборка автомобилей Geely на заводе Derways. В первой половине года Geely вывела на российский рынок обновлённые кроссовер Geely Emgrand X7 и седан Geely Emgrand7 уже под новым единым брендом, сборка которых осуществляется в Белоруссии на заводе «БелДжи». В 2016 году дилерская сеть Geely в России насчитывала 60 дилерских центров, работавших по полному дилерскому договору и 11 дилеров — с сервисным контрактом.

В 2018 году на Московском автосалоне Geely презентовала 6 автомобилей «Поколения 3.0»: кроссовер SX11, гибрид GE, обновлённые Emgrand 7 и Emgrand X7, хетчбек Geely GS и Geely Atlas.

В 2011 году Geely и министерство промышленности Белоруссии подписали меморандум о сотрудничестве, на основании которого 23 декабря 2011 года создано СЗАО «БелДжи». 1 марта 2012 года «БелДжи» заключило инвестиционное соглашение с Белоруссией. В течение 2012—2013 годов прошла реконструкция производственных площадей на территории завода ОАО «Борисовский завод „Автогидроусилитель“» в Борисове. После проведённых работ производственная мощность предприятия по сборке из крупноузловых машинных комплектов составляет более 10 000 автомобилей в год. Сборка автомобилей началась с 2013 года. За 2013—2014 годы собрано 10 тыс. автомобилей, из них около 3 тыс. продано на внутреннем рынке и 7 тыс. — в России и Казахстане. В 2014 году президент Белоруссии А. Г. Лукашенко лично протестировал автомобили Geely, собранные на «БелДжи», — седан Geely SC7, компактный хэтчбек Geely LC Cross и кроссовер Geely Emgrand X7, — и остался доволен ими. Лукашенко дал поручение правительству стимулировать продажи автомобилей Geely на внутреннем рынке. В 2015 году между городами Борисов и Жодино было начато строительство нового CKD-завода площадью 118 га.

Вот такой путь прошел китайский парень, от фотографии, до своей авто империи. Делайте соответствующие выводы, и всего вам хорошего.