Найти тему
VK Play

Перерождение Silent Hill: первые неудачи и туманные перспективы

О нынешнем состоянии и ближайшем будущем знаменитой серии хорроров

В конце 2022 года, спустя более чем 10 лет с выхода последней части Silent Hill, Konami объявила о возвращении хоррор-серии сразу ворохом анонсов. Некоторые из представленных на той презентации проектов уже увидели свет, а самый громкий из них — ремейк Silent Hill 2 — имеет все шансы выйти в этом году. Самое время посмотреть, что у Konami пока что получается и как на это реагирует публика.

31 октября стартовал веб-сериал Silent Hill Ascension — идея, изначально обречённая на провал. Даже на уровне концепции это никуда не годится: коллективный просмотр ежедневного сериала с коллективным участием в истории — совсем не то, чего люди ждут от Silent Hill. Создатели Ascension подразумевали, что зрители будут выбирать, как персонажам поступать, выполнять QTE, чтобы их спасать, и платить деньги, чтобы спамить дурацкими стикерами и продвигать свои решения. На практике же история Ascension настолько уныла, постановка настолько нелепа, а персонажи настолько никому не интересны, что за сериалом банально никто не следит: почти каждая новая серия (да, они всё ещё регулярно выходят) собирает на YouTube меньше 200 просмотров. Над ним даже смеяться не хочется: некоторые зрители предположили, что написанием и постановкой Ascension занимаются нейросети. Это полный провал, о котором сама Konami предпочитает уже не вспоминать.

-2

31 января была анонсирована и тут же выпущена Silent Hill: The Short Message — короткая и бесплатная игра, первая часть серии за почти что 20 лет, разработанная самой Konami. Это «симулятор ходьбы» на два часа длиной, действие которого разворачивается в Германии. Девушка по имени Анита приходит в заброшенное здание в поисках подруги — и оказывается в кошмарном лабиринте, где ей предстоит встретиться лицом к лицу не только с монстром-преследователем, но и с собственными страхами и травмами.

Прямо говоря, The Short Message — игра очень посредственная. Геймплей тут состоит из поиска записочек, которые волшебным образом открывают проход дальше, и сегментов с побегом от монстра, который убивает одним касанием. Ни то, ни то не особо интересно: раз за разом переигрывать погоню с начала не особо приятно (а финальный сегмент весьма непрост), а какого-то тонкого и интригующего повествования через окружение тут нет. The Short Message очень прямолинейна и свои посылы проговаривает чётко и вслух, но при этом неравномерно. Обо всём важном говорится ближе к концу, а первая половина игры ощущается звеняще пустой и скучной.

-3

Но, хотя исполнение тут откровенно слабое, сама идея The Short Message на удивление правильна. Во-первых, игра окончательно выносит действие из американского городка Сайлент-Хилл: он давно уже себя исчерпал. Она объясняет это так: после инцидента в настоящем Сайлент-Хилле по всему миру начали наблюдаться инциденты, когда люди из-за своей травмы буквально испытывали затуманивание сознания и словно попадали в другую реальность. Это превращает Сайлент-Хилл фактически в мем, в удобную подоплёку для того, чтобы зрелищный психологический хоррор мог произойти с кем угодно в любом уголке мира. Серии такое переизобретение собственной концепции давно было нужно.

Во-вторых, да, это психологический хоррор. Без каких-то культистов, без расправ с однообразными чертями и почти что без неуместных головоломок. Эти три аспекта тянули серию вниз с самого её появления, и The Short Message стоит похвалить уже хотя бы за то, что в ней нет этих критических недостатков (пусть и достоинств тоже немного). Практически любой инди-хоррор из Steam, с которыми так и тянет сравнить новинку от Konami, будет гораздо больше страдать от огромного количества ненужного геймплея.

«Другой мир» в The Short Message выглядит неплохо, да и дизайн монстра от Масахиро Ито весьма удачен
«Другой мир» в The Short Message выглядит неплохо, да и дизайн монстра от Масахиро Ито весьма удачен

И в-третьих, это небольшое, законченное и тематически целостное произведение. Уже это само по себе очень важно. Пусть его тематика и не столь интересна, а исполнение топорно — направление и форма выбраны верно. При этом на Metacritic рейтинг The Short Message ниже, чем у любого другого релиза серии. Ниже, чем у Homecoming, Origins и даже Book of Memories. И это мне кажется незаслуженным — особенно учитывая, что игра бесплатна.

Десять лучших фильмов ужасов, основанных на реальных событиях

Впрочем, будь она ещё одним мелким хоррором из Steam, на неё никто не обратил бы внимания. А если она назвалась «Сайлент-Хиллом», то от неё будут многого ждать — и сравнивать с классическими частями, которые очень многие до сих пор носят на руках. Эта проблема — как превознесения классики, так и огромных ожиданий — непременно скажется и на ремейке Silent Hill 2.

-5

И его проблема уже в том, что это ремейк. «Сайлент-Хиллы» запоминались какими-то необычными, странными, удивительными вещами — а дважды удивляться одному и тому же невозможно. Shattered Memories, например, не повторяла SH1 ни в чём, лишь заимствовала некоторые образы и локации, умело играя с ожиданиями игрока, знакомого с первоисточником. А ремейк Silent Hill 2 себе такого позволить не может: он по определению должен соответствовать оригиналу. И поэтому он оказывается в ловушке: любые расхождения фанаты воспримут в штыки, а простое повторение никого не впечатлит. Да и даже к тому же самому контенту, выполненному в новой графике, непременно придерутся. В этой ситуации нельзя победить.

Уточню, что речь именно о Silent Hill. Ремейк Resident Evil 2 был великолепен во всём и угодил практически всем — но это потому, что почти никто не воспринимал RE как игру с глубоким сюжетом, где каждая деталь критически важна. А вот вокруг SH и особенно второй части такое отношение сложилось.

-6

Фанаты с религиозным исступлением чтут каждый пиксель оригинала, додумывая ему глубокое значение. Особенно характерна в этом плане ситуация вокруг вступительного ролика, где герой смотрит в зеркало: в твиттере завирусился пост, утверждавший, что если выкрутить яркость в этом кадре, будет видно, что Джеймс на самом деле смотрит в камеру — то есть на игрока, ломая четвёртую стену. И тут же пошли сравнения с аналогичной сценой из ремейка — не в его пользу. Дескать, вот какой великолепный аспект оригинала в ремейке загубили. Вскоре Масахиро Ито, один из ключевых разработчиков SH2, опроверг гипотезу о том, что Джеймс смотрит на игрока, — но в целом этот инцидент очень красочно даёт понять, что каким бы ремейк ни был, его не примут с распростёртыми объятьями.

И, давайте прямо скажем, шансов на то, что он будет хорош, не так много. Bloober Team, ответственная за его разработку, не выпустила практически ни одной приличной игры. Ее творения насквозь вторичны и безыдейны — сложно поверить, что такая команда сможет наполнить Silent Hill 2 новыми образами и смыслами, да так, чтобы они были органично вплетены в уже существующее повествование и дополняли его.

Не внушают доверие и трейлеры: в них мы видим или повтор уже знакомых моментов, или отстрел монстров под бодрую музыку. Бои, конечно, особенно сложная тема: без них обойтись совсем нельзя, люди, как видно, часто не способны воспринимать хорроры без убийства кучи противников. Оставлять боевую систему, как была, — не вариант: это было топорно и убого ещё в 2001-м. Остаётся улучшать — но как? Сделать героя более способным, дать ему уклонения? Homecoming в своё время за блоки с перекатами не засмеял только ленивый.

Не только Palworld: лучшие современные симуляторы выживания

Я бы предложил сделать численность монстров значительно ниже, чтобы повторяющихся встреч с ними было как можно меньше, чтобы каждая их них была для игрока событием, а не рутиной. И сделать героя достаточно уязвимым, чтобы встречи эти были напряжёнными. Но, судя по трейлеру, мы не будем испытывать особого дефицита в амуниции — а ответ на вопрос, какое отношение этот тир имеет к психологическому хоррору, останется висеть в воздухе.

-7

Впрочем, не все игроки осуждают ремейк Silent Hill 2: у него есть и защитники, которые, как правило, гнут линию «а в оригинале всё было так же». И это так. Геймплей в старых SH был ужасен. Повествование в них часто было очень топорным и прямолинейным: в той же SH2 на стенах были надписи вроде «В ад» и «Ты отправишься не туда же, где Мэри, Джеймс». А в других играх от так называемой Team Silent всё, как правило, было ещё хуже. В этом плане ремейк SH2 — хороший повод ещё раз взглянуть и на Bloober Team как разработчика, и на старые выпуски серии, и пересмотреть своё к ним отношение. Возможно, некоторые вещи вовсе не так хороши, как вам всё это время казалось.

Что же нас ждёт после ремейка SH2? Ещё как минимум две анонсированные игры и одна неанонсированная, над которой работает сама Konami после завершения The Short Message. Silent Hill: Townfall разрабатывается студией No Code, известной по Observation и Storied Untold — опять же, играм без особого геймплея. Silent Hill f делает гонконгская NeoBards Entertainment, самые заметные проекты которой — убогие мультиплеерные Resident Evil Resistance и Re:Verse. Но имя её сценариста внушает уважение — это Ryukishi07, автор визуальных новелл Higurashi / Umineko When They Cry. Возможно, как раз он и сможет всех удивить необычным многослойным повествованием и установить новую веху в развитии серии. Надеяться больше особо не на кого.