Краснознаменск – единственный город в одноименном муниципальном округе - самом маленьком по численности и плотности населения в Калининградской области. Стоящий в живописном крае лесов на реке Шешупе современный административный центр до 1945 года не имел такого важного статуса – немецкий Лазденен являлся деревней, но с настолько насыщенной историей, что позавидуют иные города. Во время Второй мировой войны населённый пункт не имел катастрофических разрушений, как Пиллькаллен, поэтому перенял главенство у бывшего восточно-прусского города в восточном районе молодой советской области. Но мы уже забежали вперед, упустив множество интересных фактов…
Поселение сформировалось в той части прусских земель, где по реке Шешупе проходила граница исторических областей Скаловии и Надровии. Изначально жизнь здесь поддерживалась одиночными фермерскими хозяйствами вдоль реки. Официально как единая община деревня упоминается в налоговой книге Рагнита (совр. Неман) в 1521 году и уже с немецким названием Хазельпуш (нем. Haselpusch), но так как в этой местности преобладало литовское население, с середины XVI века всё чаще в документах упоминается литовский вариант - Лаздинай (лит. Lazdynai). В двух вариантах в корне присутствует слово, обозначающее «куст лесного ореха» или «орешник», «лещина».
Но не стоит забывать и про языческую балтскую мифологию, в которой есть такой персонаж как покровительница леса и лесных орехов (дарующих богатство) Лаздона. Учитывая, что поселение было окружено лесом, а основными жителями являлись литовцы, вариант этимологии, связанный с богиней, лично мне кажется более подходящим.
Со временем литовский топоним слегка трансформируют под более привычное для немецкого произношения и написания – Лазденен или Ласденен (нем. Lasdehnen). Это название впервые встречается в документах в 1731 или 1734 годах.
Первый правитель Прусского герцогства Альбрехт Бранденбург-Ансбахский повелел организовать в Лазденене лютеранский приход, но сам не дожил до реализации этого проекта. В 1578 году на холме, что круто спускается к правому берегу руки Шешупе, построили первый храм. Он сгорел в 1661 году в результате набега жемайтов, на его месте на средства, выделенные Великим курфюрстом, возвели новую церковь, которая простояла более двух веков.
Около 1580 года местному фермеру было выдано право на открытие трактира. В 1665 году их было уже два, по обе стороны реки. Постоялые дворы при них пользовались спросом, т.к. Лазденен находился на дороге, соединявшей Рагнит с Пиллькалленом (совр. Добровольск). В 1649 году местный плотник построил первое здание школы. Деревня получила право раз в неделю проводить рыночный день.
В период войн между Швецией и Польшей восток провинции подвергался набегам и грабежам со стороны поляков. Однако самой разрушительной силой стали посылаемые соседом татары - убив и уведя в рабство множество местных жителей, они опустошили район в 1656 году.
Дабы ускорить темпы восстановления деревни, Великий курфюрст профинансировал строительство водяной мельницы с плотиной. В 1663 году она была передана в аренду местному жителю. В государственной собственности находилась до 1752 года, когда король Фридрих Великий разрешил продать её с аукциона. В 1893 году прибыльный бизнес выкупила семья Брахфогелей, уже владевшие водяной мельницей в Шилленене (совр. Победино). Их мельничное предприятие было крупнейшим в округе.
Только деревня оправилась от польско-татарского ада, как в Восточную Пруссию нагрянула эпидемия чумы. В 1709-1711 годах многие деревни востока Прусского королевства обезлюдели. По приглашению короля Фридриха Вильгельма I новыми жителя Лазденена становятся протестанты из Зальцбурга, первые семьи прибыли в 1731 году.
Война против Наполеона далась деревне тяжело. Через Лазденен проходили как французские, так и русские войска, что сопровождалось разорением складов, голодом и болезнями. Генералы двух государств со своей свитой неизменно заселялись в доме пастора. Лаздененцы были настолько злы на французов, что в 1813 году почти всё взрослое мужское население записалось в народное ополчение Йорка.
Местным жителям запомнился и ещё один эпизод тех лет. В апреле 1807 года в деревне останавливался король Пруссии Фридрих Вильгельм III и обожаемая в провинции несравненная королева Луиза, также в деревне находился великий русский князь Константин, который будет сопровождать Александра I в Тильзит.
В результате административных преобразований в 1818 году сформировался новый Пиллькалленский округ провинции, в который вошёл и Лазденен.
После реформы образования в деревне открылась новая школа. Стоит отметить, что в небольшом округе к началу XX века было построено около 90 учебных заведений. Такой плотности могли позавидовать другие район провинции. Правда, здесь преобладали школы с одним классом, где вместе обучались дети всех возрастов. Например, в Лазденене единовременно обучалось более 130 человек, хотя по принятым на тот момент регламентам допускалось не более 80.
Разделенное рекой на две части поселение изначально соединяло паромное сообщение. В середине XIX века возвели первый деревянный мост, который в 1869 году перестроили.
В этот же отрезок времени в округе интенсивно прокладывали дороги с твёрдым покрытием, засаженные деревьями с двух сторон, что сильно изменило ландшафт Восточной Пруссии. Одно из таких направлений связало Лазденен и Пиллькаллен.
В 1869 году демонтировали обветшавший второй лютеранский храм Лазденена. 8 июня 1875 года заложили первый камень в фундамент новой церкви. Работы курировались на высшем государственном уровне, поэтому проект доверили берлинскому королевскому архитектору, тайному верховному строительному чиновнику и основателю Союза архитекторов Берлина, ученику легендарного Шинкеля, Фридриху Альбрехту Штюлеру. На территории Калининградской области сохранились и другие работы мастера: в столице края - Новое здание «Альбертины» и нескольких городских ворот, в Багратионовске - памятник-обелиск в честь сражения при Прейсиш-Эйлау, в посёлках Залесье и Рыбачий - кирхи.
Храм освятили 5 октября 1877 года. Лютеране Лазденена получили прямоугольную кирпичную трёхнефную базилику в неоготическом стиле с апсидой и красивыми стрельчатыми окнами. С запада располагалась 40-метровая башня с пристройками по бокам. На востоке находился алтарь, также имевший две пристройки. Храм вмещал 1100 верующих.
Своим звуком прихожан радовал колокол – великан весом около 500 кг., на котором была выгравирована надпись: «Хвалите его на звучных кимвалах, хвалите его в кимвалах громогласных. Во славу Господа повелел отлить меня на благо церковный приход Лазденена в 1661 году. Я вытек из огня, Михель Дорманн в Кенигсберге отлил меня в 1661 году».
Продолжение следует…
© Дмитрий Галлис
(Проект «Познавая Пруссию»).
Продолжение истории вы можете прочесть в книге Дмитрия Галлиса «Прусская Атлантида: исторический путеводитель по Калининградской области», которую можно приобрести, отправив заявку на почту автора, либо через сайт проекта:
- Эл.почта для заказа: dm.owlstuduo@gmail.com
- Сайт проекта: knowprussia.tilda.ws
P.S.: Подборка статей «История Краснознаменска-Лазденена»:
- Часть I: Именем лесной «ореховой» богини Лаздены и неоготический храм Штюлера.
- Часть II: Эхо Первой мировой войны, кирпичный завод и керамическая мастерская, пастор-антифашист.
- Часть III: Немецкая деревня становится советским городом, а кирха - православным храмом.