Найти тему
#velonation

Севилья: велогород за пять лет

Жителей Нидерландов часто спрашивают, как связная велосипедная сеть влияет на популярность велотранспорта. Но поскольку велосипедная инфраструктура там существуют давно, то им просто не с чем сравнивать. Зато есть хороший пример из другой страны — испанская Севилья, где еще в начале XXI века велоинфраструктура была почти на нуле.

История севильской велоинфраструктуры была опубликована на канале Bicycle Dutch, вы читаете перевод.

В 2006 году в Севилье было всего 12 км обособленных велодорог, а доля поездок на велосипеде составляла жалкие 0,5%. Местные активисты требовали перемен с 1992 года — и добились своего, когда на выборах 2003 года к власти пришли «Объединенные левые». Они вступили в коалицию и решили развивать велотранспорт.

Разрабатывать будущую велосеть поручили главе городского планирования Хосе Гарсиа Себриану, имевшему большой опыт поездок на велосипеде. Он задумал создать в городе сеть обособленных велодорог, привлекательных для обычных людей всех возрастов. Подобные планы есть во многих городах, но в Севилье решили не мелочиться и сразу построить 80 км, забрав под это пространство у автомобилей.

Линиями показаны велодороги, построенные в 2006-2007 годах, а пунктиром — то, что добавилось к 2011 году.
Линиями показаны велодороги, построенные в 2006-2007 годах, а пунктиром — то, что добавилось к 2011 году.

В какой-то степени осуществлению этого замысла помогло бездействие прежней городской администрации: чиновники не раз обещали построить велодорожки, но дальше разговоров дело не шло. Услышав об очередном таком проекте, местные защитники прав автомобилистов просто пропустили это мимо ушей. Спохватились они, когда в городе началась стройка, но было уже поздно.

Первые 77 км велодорог появились всего за два года  — в 2006-2007 годах. К 2011 году сеть расширилась до 164 км, а это 12% от общей протяженности дорог города. Сейчас в Севилье 180 км велодорог, которые связывают основные точки притяжения в центре города с жилыми районами.

Часть велодорог построили за счет автомобильной парковки.
Часть велодорог построили за счет автомобильной парковки.

Результаты не заставили себя долго жать: если до строительства велодорог на велосипеде ездили всего 6 000 в день, то после их появления эта цифра выросла до 70 000. Опрос 2014 года показал, что 6% всех перемещений по городу и 9% перемещений, не связанных с поездками на работу, совершаются на велосипеде.К тому же оказалось, что по велодорогам удобно ездить на инвалидных колясках, так что город стал гораздо доступнее. Свой вклад в популярность велотранспорта сделала и местная система проката SEVici — сейчас у нее 2500 велосипедов на 263 станциях.

В городе не только расширяют велосеть, но и улучшают уже построенное. На этой улице велодорогу увели подальше от проезжей части.
В городе не только расширяют велосеть, но и улучшают уже построенное. На этой улице велодорогу увели подальше от проезжей части.

Хотя партии, инициировавшие строительство велодорог, со временем потеряли большинство, на развитие велотранспорта это не повлияло. С 2006 по 2011 год Севилья инвестировала в развитие велосети 32 миллиона евро.

А на этой площади сузили проезжую часть и сделали буфер между ней и велодорогой.
А на этой площади сузили проезжую часть и сделали буфер между ней и велодорогой.

В январе городские власти сообщили, что в 2023 год году велосеть генерировала 111 125 поездок ежедневно. Правда, не только на велосипедах, но и на самокатах. А собственно велосипедные поездки составили 70 000, что означает возвращение трафика на уровень допандемийного 2019 года.

-6

Успех велосипедной трансформации Севильи обеспечили верно расставленные приоритеты. Велосипедные дороги должны быть такими, чтобы поездки по ним были безопасными, удобными и доступными для людей с разным уровнем подготовки. Проектировщики взяли за основу передовой опыт Нидерландов, Германии и Дании. Они стремились построить сеть, которая будет непрерывной, достаточно плотной и интуитивно понятной. Строительство двусторонних велодорог и сжатые сроки реализации были осознанным выбором, способствовавшим успеху.

Ежедневные поездки: синим обозначены велосипеды, а оранжевым самокаты.
Ежедневные поездки: синим обозначены велосипеды, а оранжевым самокаты.

Опыт Севильи наглядно показывает, что быстрое развитие велосипедной сети становится мощным катализатором интеграции велосипедного движения в городскую мобильность. Это пример, на который могут опираться другие города, стремящиеся повысить устойчивую городскую мобильность.

Севилья
903 интересуются