Привет, друзья! Сегодня в рамках рубрики ИСТОРИЯ УКРАШЕНИЙ я расскажу вам о старинной технике художественной миниатюры на чистейшем горном хрустале. Это удивительное искусство, которое неизменно вызывает умиление и улыбку, пришло к нам из Англии и получило широкую известность по всему миру. На сегодняшний день украшения, о которых пойдет речь, являются не только коллекционными, крайне редкими, но и весьма дорогостоящими, не смотря на кажущуюся наивность. Первое впечатление, поверьте, обманчиво, ведь это сложнейшая смешанная техника, требующая виртуозного владения резьбой по камню, художественного таланта и, конечно, ювелирного искусства. И все это, заметьте, в миниатюре!
ПРЕДЫСТОРИЯ
Чтобы в полной мере проникнуться таким удивительным явлением как ESSEX CRYSTAL, нужно сперва погрузиться в историю и исторический контекст.
Надо понимать, что многие удивительные вещи, кажущиеся нам странными, жуткими, смешными, фриковатыми, анекдотичными родились именно в Туманном Альбионе. Из литературы и кинематографа мы знаем, что англичане как никто другой помешаны на своих лужайках и садах, стелят ковры в ванных комнатах, бесконечно пьют чай, говорят о погоде, обожают забавных собак и отличаются экстравагантным поведением. Помню, еще будучи студенткой факультета иностранных языков, мне попалась книга, повествующая о национальных традициях, менталитете и нраве англичан. Мне запомнился один факт из этой книги, где автор говорил о том, что если в любой среднестатистической европейской стране на 10 обычных человек приходится один эксцентрик, человек со странностями или необычными наклонностями, то в Великобритании на тех же 10 человек будет приходиться минимум 7 эксцентриков! Можете представить? Не знаю, насколько это правда, но тогда мне сразу пришли на ум герои Диккенса, которые все как на подбор описаны весьма яркими и эксцентричными натурами. Эксцентричность англичан сквозит на протяжение всего XIX века, ею пропитаны и литература, и быт викторианской эпохи. И если через эту призму взглянуть на все те украшения, которые дошли до наших дней и сегодня кажутся нам чуднЫми, то мы увидим, что самые удивительные из них-как раз порождение фантазии эксцентричных ангичан: траурные локеты и броши с человеческими локонами, украшения LOVERS EYE, ,броши в виде кистей рук и миниатюры на горном хрустале, о которых я рассказываю сегодня- все это странные, милые, иногда непонятные и непривычные нашему глазу украшения, которые не могли появиться ни в одной другой стране, кроме Великой Британии с ее уникальным менталитетом.
О любви к забавным собакам я упомянула не случайно. Британия стала родиной многих милейших пород собак, а их эксцентричные хозяева любили заказывать миниатюрные портреты своих любимцев. Художникам зачастую удавалось передать трогательную физиономию и характер питомцев. Иногда можно разглядеть даже мельчайшие детали: шерстку, выражение глаз, игру теней. По одной из версий именно портреты собак однажды и привели к созданию целого направления в ювелирном искусстве, которое получило название ESSEX CRYSTAL. Давайте взглянем на этих четвероногих, которых любили так сильно, что увековечивали в портретах на горном хрустале!
ИСТОРИЯ
Как ни странно, ESSEX CRYSTAL не имеет абсолютно никакого отношения к графству Эссекс. Название свое эта техника получила совершенно случайно. Дело в том, что одним из главных художников-миниатюристов викторианской эпохи был Уильям Эссекс. Он был большим любимцем королевы, но специализировался на эмалевых миниатюрах, а к нашим сегодняшним украшениям из горного хрусталя не имел никакого отношения. Тем не менее, общественность Англии посчитала, что эти мниатюрные шедевры могли быть созданы только таким знаменитым талантом, как Эссекс. Так его имя прижилось и закрепилось за ESSEX CRYSTAL навсегда. Интересно, что Уильям Бишоп Форд, ученик Эссекса, в конце 1800-х годов создал хорошо известные ювелирные миниатюры в технике ESSEX CRYSTAL, таких как булавки для галстуков с изображением лисы, что возможно также помогло увековечить миф об участии его великого учителя в этом ремесле. Эти узнаваемые викторианские украшения стали популярны в середине XIX века и не выходили из моды вплоть до 1930-х годов ХХ века.
Можно было бы сказать, что впоследствие украшения в технике ESSEX CRYSTAL не выпускались и искусство это было утеряно, но это не совсем так. В наше время техника реверсной резьбы на горном хрустале продолжает жить благодаря знаменитому ювелиру из Лос-Анджелеса - Ирен Нойвирт. Она украшает ювелирные изделия изготовленными по индивидуальному заказу портретами домашних животных своих клиентов, среди которых есть много знаменитостей. Вот одна из самых известных ее работ, сделанная по личному заказу Дженнифер Энистон в 2019 году.
ТЕХНОЛОГИЯ ESSEX CRYSTAL
Миниатюры ESSEX CRYSTAL изготавливались из кабошонов горного хрусталя с плоским основанием, на котором вручную верезалось изображение, а затем его доводил до совершенства художник, чтобы в итоге создавалась иллюзия трехмерного изображения. Процесс раскрашивания реверсной резьбы иногда выполнялся кистями толщиной всего в один волосок. Рисунки могли быть выполнены настолько мастерски, что изображения насекомых, например, можно было принять за настоящих жуков, пчел или божьих коровок.
Стоит ли говорить, что горный хрусталь преломляет свет и изображение под ним так, как не способны сделать ни стекло, ни люцит. Кроме того, эти миниатюрные шедевры зачастую оправлялись в золото и украшались драгоценными камнями, то есть по своему статусу это настоящие ювелирные изделия, а не бижутерия. Часто первым слоем под кабошоном горного хрусталя шел натуральный перламутр, добавляющей всему этому велколепию особого свечения и мерцания.
Изделия со вставками ESSEX CRYSTAL продавались в лондонской компании Lambert & Co. Конечно, учитывая их популярность, но обоснованно высокую стоимость, появились мастера, которые стали делать подобные украшения, но более низкого качества, с меньшей детализацией и многие украшения, дошедшие до наших дней сильно отличаются по глубине резьбы и тонкости работы, что особенно заметно, если смотреть на эти изделия под углом.
Хочу отметить, что ESSEX CRYSTAL не следует путать с реверсной резьбой по люциту и другим недорогим и более поздним техникам, которые хоть и выполнялись частично вручную, но все же их размеры, материал из которого они сделаны и тонкость работы не сравнимы с крошечными шедеврами на горном хрустале, которые к тому же, являлись еще и мастерски выполненными художественными миниатюрами.
В начале ХХ века стали появляться копии ESSEX CRYSTAL из пластика и стекла, которые, увы, уже не отличались высоким качеством и были скорее кичем и не имели ничего общего с прекрасными работами часто анонимных граверов и художников, творивших в Англии в XIX веке.
Среди моих украшений затесалось два экземпляра, которые как раз относятся к этим более поздним имитациям ESSEX CRYSTAL. Одну из брошей с собачкой я уже показывала вот в этой статье:
Такие броши с крупными овальными кабошономи из стекла выпускала компания MIZPAH. Коллекционеры и знатоки, конечно, прекрасно знакомы с данной маркой. Подобные броши, довольно неплохо имитирующие ESSEX CRYSTAL, относят к 40-м-50-м годам ХХ века. Ювелирная компания которая выпускала украшения под маркой MIZPAH была основана в Англии и являлась ответвлением более крупного и очень почитаемого коллекционерами всего мира бренда MIRACLE, основанного в 1946 году в Бирмингеме.
А вот это "чудо-юдо" совсем уже отдаленная имитация, найденная мною на блошином рынке в Вене в далеком 2008 году. Сегодня я удивляюсь самой себе, что уже тогда какая-то непостижимая интуиция подсказала мне купить этот забавный кулон, чтобы через много лет, он напомнил мне о себе, когда я впервые прочла об ESSEX CRYSTAL, в подражание которому кто-то когда-то сделал эту малютку с петушком диаметром всего пол-сантиметра.
Викторианская эпоха была временем процветания и, как следствие, большого спроса на драгоценности. Питер Хинкс в книге «Ювелирные изделия девятнадцатого века» отмечает, что "мода на причудливые изделия с драгоценными камнями широко распространилась в 1860-х и 70-х годах, причем инталии с реверсной резьбой на горном хрустале были одними из самых смелых!". ESSEX CRYSTAL пользовался бешеной популярностью. Производились изделия как для женщин, так и для мужчин. Для мужчин создавались пуговицы, булавки для галстука, запонки, а для женщин — броши, кольца, подвески и серьги.
Давайте посмотрим на другие популярные мотивы, которые были распространены в украшениях с миниатюрами ESSEX CRYSTAL. Тема лошадей и спортивных гонок была невероятно востребованной:
Сцены охоты и рыбалки:
Пасхальные подарки:
Встречается и морская тематика:
В редких случаях встречаются также кошки, экзотические животные, даже пингвины! Такие раритетные экземпляры продаются на торгах аукционных домов за баснословные деньги.
Предлагаю обсудить феномен ESSEX CRYSTAL в комментариях!
Благодарю за Ваши донаты- они дают мне знать, что вы цените мой труд, дарят огромный стимул и позволяют уделять больше времени работе над красивым и интересным контентом для вас, мои дорогие подписчики! ❤
Не забудьте подписаться на канал, поставить лайк и поделиться этой статьей с друзьями- это очень способствует его развитию и помогает алгоритмам Дзена рекомендовать мои статьи другим пользователям! ❤
ДРУГИЕ СТАТЬИ ОБ ИСТОРИИ УКРАШЕНИЙ: