«Женщина-пылесос» — именно так философ Василий Розанов называл спутницу Ильи Репина Наталью. Под ее влиянием художник стал вегетарианцем. На обед подавали такие экзотические блюда, как жаркое из картофельной шелухи и супы с добавлением сена. Выдающийся художник смирился с нововведениями и покорно пил кофе из свеклы.
Илья Репин не раз принимал на веру необычные советы. Так, однажды врач сообщил ему о пользе сна на свежем воздухе. Художник последовал этому совету и заставлял близких спать на улице даже в прохладную погоду. Первой женой Репина стала Вера Шевцова, сестра его приятеля по рисовальной школе. С Верой художник прожил 15 лет.
Позже Репин познакомился с Натальей Нордман, писавшей под псевдонимом Северова. В 1900-м они начали жить вместе. Корней Чуковский называл Наталью «чудачкой». Женщина отличалась экстравагантным поведением. В мороз она выходила на улицу в легком пальто. Каждый день делала отвары из сена и свеклы. Блюда в доме Репиных подавали с помощью механических устройств.
В 1910-х Наталья Борисовна заболела туберкулезом и уехала из дома Репина. «Благородство своего отношения к Репину она доказала тем, что, не желая обременять его своей тяжкой болезнью, ушла из Пенатов — одна, без денег, без каких бы то ни было ценных вещей, — удалилась в Швейцарию, в Локарно, в больницу для бедных», — писал Чуковский.
Надежда Ивановна Забела-Врубель
Михаил Врубель познакомился с будущей супругой на репетиции спектакля в Панаевском театре. «На одной из репетиций я во время перерыва (помню, стояла за кулисой) была поражена и даже несколько шокирована тем, что какой-то господин подбежал ко мне и, целуя мою руку, воскликнул: «Прелестный голос!» Стоявшая здесь Т. С. Любатович поспешила мне представить: «Наш художник Михаил Александрович Врубель», — и в сторону мне сказала: «Человек очень экспансивный, но вполне порядочный». Так чувствителен к звуку голоса Врубель был всегда. Он тогда еле мог разглядеть меня — на сцене было темно, но звук голоса ему понравился», — вспоминала Надежда Ивановна.
В 1896-м они поженились в Швейцарии и оставались вместе всю жизнь. Врубель работал над гримом и костюмами певицы. В 1901-м у них родился сын Савва. В возрасте 2 лет мальчик скончался от болезни. Смерть сына спровоцировала у живописца тяжелейшую депрессию, он отказался от еды и просил поместить его в больницу. В 1910-м Михаил Врубель скончался. Надежда Ивановна ушла из жизни через 3 года в возрасте 45 лет.
Ольга Федоровна Серова
«Миниатюрная, с мелкими чертами лица, большими серыми глазами около маленького остренького носика была похожа на голландку, что муж ей неоднократно и говорил. Не имея никаких запросов к своей собственной жизни, она служила Серову, как отклик всех его художественных желаний и обставила его жизнь во вкусе, который ему подходил», — писала Аделаида Симонович о супруге живописца.
В 1889-м Ольга Федоровна и Валентин Серов венчались в Санкт-Петербурге. Свадьба была скромная, шафером пригласили поэта и драматурга Сергея Саввича Мамонтова. В письмах к друзьям Серов писал, что после заключения брака его жизнь мало изменилась. Ольга взяла на себя хозяйственные заботы; так, именно она следила за ходом строительства дачи в Финляндии.
Художник скончался в 1911 году в Москве. Ольга пережила супруга на 16 лет.
Мария Петрова-Водкина
Кузьма Сергеевич познакомился со своей музой в 1906 году в Париже. Мария-Маргарита была дочкой хозяйки пансиона, где жил художник. В том же году он сделал девушке предложение. В мемуарах Мария рассказывала, что бросила свои занятия и посвятила все время мужу. Кузьма Сергеевич потребовал, чтобы она прекратила занятия пением. Жизнь в Петербурге оказалась тяжелой; работы живописца почти не покупали, и в семье не было денег. «Я рад, что у меня есть моя Мара, которая с полной доверчивостью входит в мою тяжелую жизнь. Ты занимаешь первое место в моих мыслях и желаниях», — писал Петров-Водкин.
Супруги прожили вместе 32 года. После смерти Кузьмы Сергеевича Мария разыскала в Швеции его пропавшие картины.