Впечатление от знакомства с импрессионистами быстро ослабевает в творчестве Пикассо. Восхищение живописью Эль Греко, самоубийство друга и внутрення борьба в поисках собственного живописного стиля подводят художника к «голубому периоду», условной точкой отсчета которого можно считать картину «Похороны Касагемаса».
На полотнах Пикассо 1902-1904 гг. царит атмосфера бедности и страданий, отраженная в тусклой палитре синих оттенков. Поездки в Париж в надежде продать картины не венчаются успехом. Гений оказывается непризнанным и ненужным.
Отсутсвие денег, голод и нищета, посещение тюрьм для проституток, прогулки по бедным кварталам, безысходность и депрессия находят свое отражение на холстах Пикассо.
Герои его картин - люди, оказавшиеся на дне жизни, несчастные и искалеченные, увечные и отчаявшиеся.
На следующем этапе творчества горечь утраты и отсутсвие душевного равновесия не испарятся мгновенно, они протянутся по нему тонкой нитью. Для исцеления необходимо время.