На дискотеки я ходила далеко не каждые выходные, но частенько. В мое время самый популярный стиль танцев можно охарактеризовать двумя словами: рукомашество и дрыгоноженство. Хотя иногда пытались танцевать что-то похожее на твист или летку-еньку.
Стиль танцев в прошлом веке становился все проще и проще. Но, казалось бы, обычные мелодии и движения вызывали раздражение у советских идеологов. И результатом этого был запрет.
Болезнь века
Изначально фокстрот никто не запрещал. Танец зародился в США и быстро приобрел популярность в Западной Европе. Оттуда он уже и попал в молодую Советскую республику. Танцевальные фигуры и изящные движения танцующих пар вызвали повышенный интерес хореографов. Но уже ближе к 1928-му фокстрот власти объявили «новой порнографией».
Неприятных терминов, которыми окрестили популярный танец в СМИ, было предостаточно. Его называли и «сексуальной патологией», и «болезнью века». В 1924-м Главный комитет по контролю за репертуаром опубликовал открытое письмо, в котором запретил исполнять фокстрот на танцевальных вечерах и сценах.
Хотя не понятно, чем именно этот танец вызвал столь резкую реакцию властей. Времена тогда были далеко не пуританские.
Помимо этого, под запрет попали ту-степ, шимми и чарльстон.
Ритм эмансипированных женщин
Публике такое решение не понравилось. Особенно, касаемо чарльстона, который изначально считался женским танцем. Этот ритм родился в афроамериканской среде США во времена «сухого закона».
Девушки исполняли его в одиночку или парами. В США такие танцевальные движения считались провокационными и аморальными. Танцующих чарльстон в обществе презрительно прозвали «flappers» («хлопушки»). До этого считалось, что порядочная дамы не может танцевать без кавалера. Если танцует одна, то хочет найти спонсора. Так себя ведут только женщины легкого поведения. «Flapper» в общем-то и означал «распутница».
И это привлекало к танцу еще больше внимания! Тем более сами рассуждения об аморальном поведении девушек, танцующих чарльстон, были беспочвенными. Большинство эмансипированных дам имели работу и вели самостоятельную жизнь. В этом и заключалась суть их политических и социальных воззрений.
«Хлопушки» хоть и были девушками простыми, но на навязчивые приставания и проявление неуважения отвечали довольно резко. За что у термина «flapper» появилось новое толкование — «колотушка».
В общем, не успел чарльстон появиться, а его уже окрестили убийцей человеческих норм и морали. Однако запрет на него и фокстрот продержался относительно недолго — не более 10 лет, и уже в начале 30-х годов оба танца снова появились на танцплощадках.
Я бы сказала, что особенностью чарльстона была не аморальность, а сложность. Его без специальной подготовки хорошо станцевать не получится.
Танец, который не требует умения
Твист, как и большинство запрещенных в СССР танцев, родом из США. Этот энергичный и динамичный танец рок-н-рольной группы быстро завоевал популярность на европейских и американских танцевальных вечерах. Пришелся он по вкусу и советской молодежи. Однако власти сочли подобные танцевальные движения развращающими.
Но тут скорее всего, была именно идеологическая причина. Ведь в 60-е годы отношения с США были не очень хорошими.
Между тем твист искоренить не удалось. Его продолжали исполнять на полулегальных танцплощадках. Практически каждый подросток учился танцевать твист. Сложных движений в нем нет, что наглядно продемонстрировал герой Евгений Моргунова в фильме «Кавказская пленница».
Запрет на ритм сняли в 1964-м, когда Хрущева лишили власти. Но мода на него постепенно уходила, а 80-е достаточно неожиданно вернулась.
Вопреки идеологии
Свинг - это группа танцев, популярных с 20-е по 40-е годы прошлого столетия. Все танцы из этой группы в СССР были запрещены. Власти относились к ним крайне отрицательно. Обоснования были стандартные - развратные движения и несоответствие советскому образу жизни.
Однако, как часто бывает, запретный плод становится еще желаннее. Полностью убрать свинговую группу с танцплощадок не удалось. Молодежь легко находила место потанцевать вдали от глаз разных проверяющих.
К 50-м годам популярность свинга пошла на спад, появились новые танцы — буги-вуги и рок-н-ролл. Последний породил целое движение — стиляг. Они подражали, как считали, западной моде. Прилагали к этому максимум усилий. Вещи и пластинки приобретались через третьи руки, некоторую одежду шили сами. Власти всячески высмеивали это неформальное движение. В сатирическом журнале "Крокодил" на первой странице карикатуры были все время. И довольно едкие.
Буги-вуги, рок-н-ролл и схожие с ними танцы называли буржуазной пропагандой, впрочем, ничего нового в этом не было.
В середине 60-х, осознав всю тщетность попыток, запрет пришлось снять. После этого в музыкальные магазины довольно быстро начали поступать пластинки с музыкой, под которую танцуют буги-вуги и рок-н-ролл.
Танго
Танго пришел в Российскую империю, как и в Западную Европу из Аргентины. Европейцы и русские испытали шок, когда увидели, что из себя представляет данный танец. Откровенные движения и эротический подтекст вынудили властей запретить танго. До 1914-го в стране на законодательном уровне было запрещено танцевать, преподавать и обсуждать его.
Пришедшие к власти большевики также не питали большой любви к танго, но официально запрещать не стали. Впрочем, соревнования и конкурсы тоже не проводились. Танец слишком откровенно не рекомендовали танцевать, и многие предпочитали придерживаться рекомендаций — времена были тяжелые и опасные.
Танго на протяжении всего существования СССР так и не обрел популярность в советском обществе из-за своего эроподтекста.
По воспоминаниям людей, юность которых пришлась на 60-е годы, государство держало под контролем буквально все, что касается танцевальной культуры: движения, одежду, прически и т. п.
Мелодии для танцев, которые разрешал районный отдел народного образования, устаревали сразу после того, как высыхала печать на документе.
Фокстрот и танго вроде как не запрещались, но не рекомендовалось их исполнять на танцплощадках. Максимум - один раз за вечер. Как правило, на усмотрение директора заведения, в котором устраивался вечер танцев. При этом ответственные лица внимательно наблюдали, чтобы фокстрот выглядел попроще. Если кто-то из танцующих нарушал правила, музыку тут же выключали и ставили более правильную идеологически.
А в 90-е годы появился стиль тверкинг, который,считается «вызывающим в сексуальном отношении». Корни этого танца восходит к ритуальным пляскам женщин африканских племен. Можно представить тот ужас, который бы вызвал у советского руководства данный ритм.
Может, я дошла до того, когда на все подобное реакция только: "Какое извращение". Но этот стиль мне тоже кажется излишне вызывающим.
Вы помните, что именно танцевали на вечерах и дискотеках, а что в кругу родных?
Подписывайтесь на канал, пишите в комментариях свои воспоминания о советском времени, ну и ставьте лайки. Как же без лайков то :) Спасибо, что вы с нами!