У многих стран в Межвоенном периоде был успех в строительстве лёгких танков, но со средними танками всё не всегда было гладко: например, в США в 1930-х создали известного "Стюарта", однако запущенный в 1939 году средний танк M2 оказался ничем не лучше вышеупомянутого и устарел ещё до запуска в серийное производство. Более-менее адекватный танк, M3 Lee/Grant, пришёл на смену этому недоразумению уже во время ВМВ, но и у него были нюансы, такие как чересчур слабое вооружение в башне. В СССР основным средним танком был Т-28, к 1935 году его броня уже не впечатляла врагов, а пушка с хорошим бронепробитием на нём появилась только к 1938-39 годам (что, впрочем, не мешало ему быть чуть ли не лучшим средним танком 1930-х). Немецкие Pz. III были наиболее сбалансированными, но танков с 50-мм пушкой было выпущено на момент 1935-го года не так уж и много - куда более отражал реальность Pz. III с 37-мм пушкой и 30-мм бронёй со лба, что явно похуже, чем тот же Т-28.
Что касаемо Италии, то её ситуация была ещё хуже. У неё вообще не было средних танков! Но, к счастью для Италии, были попытки их создания, о которых пойдёт речь. А потом обсудим средние танки Италии времён ВМВ.
Carro 9 ton
Он же Ansaldo 9 ton, Carro 9t, Carro di rottura, Char d'assault, Carro armato medio, Carro armato da 9 ton
Итальянцы понимали безнадёжность своего танкового парка. Поэтому пытались чем-то заменить Фиат 3000. Лучший клон Рено ФТ - всё равно клон Рено ФТ, а этот танчик хоть и легендарный, но не очень эффективный: противопульная броня и невысокая мобильность.
Первой попыткой стал Carro Armato Tipo 2, о котором я рассказывал в первой части. Но проект был отвергнут.
Тогда ребята из Ансальдо (которые непонятно зачем разрабатывали монстров для СССР, а свою страну обеспечить чем-то адекватным не могли) потопали в Англию за помощью. Виккерс 6-тонный они обошли стороной, зато приобрели танкетку Виккерс Карден Лойд Мк VI, обозначив её как L2/29.
Но танкетки было явно недостаточно. Тогда итальянцы вспомнили, что в Англии есть ещё одна танкостроительная компания - Уильям Форстер и Ко., которая строила "Ромбовидные танки" ещё лет 10 назад. Правда, там не ушли от этой концепции и поэтому пришли в упадок. Зато когда услышали просьбу помочь, восприняли её с энтузиазмом. Англичане разработали концепцию танка, а в Ансальдо проработали мелочи - узлы, пушку, пулемёты, потом ещё и ходовую.
При массе в 9 тонн наш уникальный образец имел двигатель на 86 л.с. - немного, но получше всяких французских пехотных танков. Броня составляла до 30 мм. Для преодоления рвов танк получался очень длинны - 5 метров.
Танк постепенно дорабатывался, потому что компоновка выглядела перспективно: сначала ходовая (идею новой подвески взяли от танкетки L3, а также заменили траки), затем и форма лба корпуса. Поначалу безнадёжному танку становилось всё лучше. Но всё равно к середине 30-х сама концепция, как и данный образец в частности, уже стали примитивными, поэтому забросили.
Танк не пропал бесследно: в чертах первого итальянского серийного среднего танка - M11/39 (тоже очень странная машина, но хотя бы с башней) угадываются черты как бы уменьшенного Carro 9t.
А вот и сам M11/39
К 30-м годам у Франции появились S-35, СССР обзавёлся Т-26, и даже Япония куда-то продвинулась. А Италия никуда не торопилась. И зря. Появись такой танк, как M11/39, лет 10 или хотя бы 5 назад, он стал бы весьма грозной машиной. Но к 1939-му году он морально устарел, и если по компоновке напоминал продвинутые M3 Lee/Grant (США) и Char B1 (Франция), то по вооружению значительно уступал обоим.
Но танк был уже значительным шагом вперёд по сравнению с предыдущим серийным итальянским танком - Фиат 3000. Приведённая толщина брони со лба здесь могла достигать в самом "толстом" 40 мм, так что она уже не являлась только противопульной, но тем не менее основная броня была тоньше, и танк был защищён только от слабой артиллерии калибром не более 40 мм. 37-мм пушка располагалась в корпусе, а пулемёт - в башне.
Напомню про индекс, похожий будет и у других танков: M = Medio (средний), 11 = масса в тоннах, 39 = год принятия на вооружение.
M13/40
Товарищи из "Ансальдо" осознали, что главное вооружение в корпусе, а вторичное в башне - это не круто. Поэтому взяли да и поменяли местами пулемётное вооружение с пушечным, попутно добавив к пулемёту ещё один (видно на фото), поставив новое орудие (47-мм с длиной ствола 32 калибра, у итальянцев такое орудие записывается как Cannone da 47/32) и улучшив бронирование. Двигатель у танка был довольно слабенький для его массы: 125 л. с. на 13 тонн - это меньше 10 л. с. на тонну. Основная броня составляла 30 мм со лба, это было неплохо по сравнению с предшественником, но по-прежнему не могло дать адекватной защиты от многих орудий.
Но в целом на это можно было закрыть глаза, видя, что за год из никудышного танка итальянцы слепили образец, который доказал, что промышленность Италии вполне способна двигаться в ногу с мировым прогрессом.
Танк стал самым массовым среди Итальянской бронетехники 1930-х/40-х.
M14/41
Сказать тут особо и нечего. По сути, тот же M13/40, но с рядом мелких улучшений. В основном они коснулись приспособленности к войне в пустыне, например, двигатель здесь уже другой, с улучшенным фильтром и имеющий большую, чем на M13/40, мощность. Также была усилены до 45 мм броня в лобовой проекции, чего вполне хватало для защиты от британских лёгких танков.
Было изготовлено более 700 экземпляров, немногим меньше, чем M13/40.
M15/42
Продолжая разговор, сей товарищ также является незначительным улучшением предшественника. По сути, здесь незначительно изменили конструкцию и компоновку, а также вооружили танк пушкой в уже 40 калибров, а не 32 - Cannone da 47/40 (что дало незначительное улучшение бронепробиваемости). Этот танк был немного длиннее предшественника за счёт установки нового бензинового двигателя SPA 8T M42 мощностью до 190 л. с.
Что интересно, то в Википедии приводятся цифры лобовой брони в 42 мм, что немного меньше, чем у M14/41. Я лично скептически отношусь к данной информации.
Во конце 1942 года в Италии сменились индексы техники, поэтому этот танк можно также встретить под названием Carro Armato M42.
Печальная история заключается в том, что из-за того, что итальянцы в 1942 году захотели аналог британских крейсерский танков, о котором речь пойдёт ниже, и сменили на него приоритеты. Проект в итоге провалился, но время было потеряно. и M15/42 запустили в серию только к поздней осени 1942 года, а в танковые части он массово начал поступать лишь к весне 1943-го. На фоне новой британской техники он выглядел более чем безнадёжно, а к осени 1943 года успели сдать всего лишь 194 танка, не учитывая ещё 26 командирских машин. А в сентябре 1943-го на Италию напали немцы. Изначально их эмоции от этого танка на фоне немецких "тигров" и "пантер" выглядели, как если бы детсадовец показал старшему брату свой рисунок. Но потом немцы выпустили ещё 28 обычных танков и 40 командирских (неудивительно, что последних больше, учитывая боевой потенциал машины).
Резюмируя, машина была неплохой модернизацией , но явно опоздала и прибыла на фронт уже устаревшей.
Carro Armato Celere Sahariano
Представлял из себя итальянскую версию британских крейсерских танков. Имел удовлетворительную для такого класса машин защищённость, очень хорошую мобильность, особенно на фоне M15/42 и его предков, а вооружался уже упомянутой Cannone da 47/40.
Как следует из характеристик, он был заметно лучше M15/42 почти во всём, но проблема была в том, что он был принципиально новой машиной, тогда как последний являлся глубокой модернизацией уже освоенного танка. Поэтому, как это и случается, не обошлось без технических проблем, и проект был отклонён после постройки прототипа, которого впоследствии разобрали на металл.