Новосибирская компания подала иск против консультантов из фирмы Ernst & Young, после советов которых ФНС насчитала еще больше налогов. Ранее все предыдущие инстанции были на стороне аудиторской компании
Налоговых консультантов могут заставить платить рублем за неудачные бизнес-советы. Прецедентное дело рассматривал Верховный суд и решил его вернуть на рассмотрение судов низших инстанций. Речь идет об иске новосибирской фирмы к консультантам из компании с мировым именем Ernst & Young, после советов которых ФНС начислила еще больше налогов. Сейчас Ernst & Young работает в России под брендом Б1. Ранее все три инстанции арбитражных судов встали на сторону аудиторской компании.
Новосибирская фирма «Посуда-Центр Сервис» еще в 2015 году заключила контракт с E&Y на оказание консультационных услуг. Сумма контракта составила почти 6 тысяч долларов, или на то время почти 400 тысяч рублей.
Налоговые консультанты обязались создать методику списания товарных потерь, по ней клиент мог бы учитывать потери в составе убытков и тем самым уменьшить налог на прибыль. Одним из видов таких товарных потерь, имеющихся у «Посуда-Центр Сервиса», были хищения товаров на торговых площадках.
В итоге три года спустя по результатам выездной проверки налоговая инспекция по Новосибирской области доначислила компании налог на прибыль на сумму 37 млн рублей и налог на добавленную стоимость еще почти на 31 млн рублей. Большая часть этих средств была доначислена из-за неправомерного, по мнению налоговой, учета товарных потерь по недостачам, возникшим в результате хищений. Методика была признана незаконной, из-за чего заказчику были доначислены налоги и с него были взысканы штрафы.
«Посуда-Центр Сервис» подала иск к своим налоговым консультантам на сумму почти в 12 млн рублей с целью взыскать убытки за оказание некачественной консультации. Первые три инстанции арбитражных судов встали на сторону аудиторов. Однако на заседании 6 февраля коллегия Верховного суда отменила эти решения и отправила дело на новое рассмотрение.
Истец, компания «Посуда-Центр Сервис», в своем иске настаивает на том, что аудиторы не предупредили ее о риске налогового доначисления при использовании новой методики. Сам контракт, по мнению фирмы, противоречит Налоговому кодексу, что не должно быть допущено профессиональными консультантами. Дело прецедентное, и теперь рискует весь бизнес налоговых аудиторов, считает партнер компании Taxadvisor Дмитрий Костальгин:
Дмитрий Костальгин партнер компании Taxadvisor «Это влияет не только на налоговых консультантов, а может вообще повлиять на любые консультации, даже не только юридического толка. И в целом для оценки убытков, например, принимаемых решений менеджментом внутри компании. Поэтому дело резонансное, но и сам по себе кейс тоже. Вопрос о том, кто должен нести риск за негативные результаты или последствия, которые произошли уже в результате, например, осуществления каким-то госорганом, в данном случае налоговым органом, контроля. Если мы опять рассматриваем налоговую сферу, она крайне рисковая с точки зрения практики, которая может меняться непредсказуемым образом. И в целом сама по себе сфера налогов конфликтная, потому что бизнес хочет сэкономить, это в целом нормальное желание, а налоговый орган хочет побольше взять налогов, даже чуть больше, чем, например, возможно, полагается по закону. Поэтому из-за этого конфликта возникают эти риски, и, конечно, так сказать, лобовой подход, что только одна сторона будет всегда виновата, наверно, тоже не совсем корректен, и по большому счету такие конфликтные ситуации обычно разрешаются полюбовно между консультантами и доверителями. А это кейс, где, что называется, прорвало и борются до последнего».
Суды, которые изначально встали на сторону Ernst & Young, посчитали, что компания, заказавшая услугу, в итоге виновата сама, потому что все услуги были приняты и оплачены истцом, а использование предложенной методики было самостоятельным управленческим решением клиента.