Сегодня, 7 февраля, отмечается 81-я годовщина со дня прибытия первого состава в Ленинград. Торжество прошло на Финляндском вокзале, куда в 1943 году и приехал первый поезд.
На вокзале можно было увидеть старинный паровоз, украшенный еловыми ветками. Реконструкторы воссоздали атмосферу военной эпохи. Среди участников были военные в старинной форме, их жёны и дети, одетые в стиле 40-х годов.
Также в честь годовщины запустили тематическую «Ласточку». В её пяти вагонах разместили архивные фото и документы из различных музеев. Каждый из вагонов посвящён одной из тем жизни Ленинграда во время блокады: жизнь и быт, медицина, культура и искусство, промышленность, дети — участники обороны Ленинграда, Дорога жизни и Дорога Победы.
По информации пресс-службы, интерьер электрички оформлен архивными фотоматериалами и фактами, полученными от участников проекта: Центрального государственного архива кинофонофотодокументов Санкт-Петербурга, Государственного мемориального музея обороны и блокады Ленинграда и другими.
После торжественного запуска «Ласточка» вместе с ветеранами и школьниками отправилась до станции Ладожское озеро для возложения венков к мемориалу «Разорванное кольцо». В дальнейшем планируется, что поезд будет курсировать по сети ОЖД.
Кроме того, ко Дню прибытия в Ленинград первого после прорыва блокады поезда Музей железных дорог России открыл на Финляндском вокзале традиционную однодневную выставку. На ней можно посмотреть на сундучок машиниста паровоза, китель и фуражку 1943 года и другие старинные вещи.
Справка
18 января 1943 года в ходе операции «Искра» была прорвана блокада Ленинграда. В появившейся полосе прорыва было решено построить железную дорогу для снабжения города. Магистраль строилась в мороз и под артиллерийским обстрелом в условиях бездорожья.
5 февраля 1943 года железнодорожная линия Шлиссельбург — Поляны была досрочно сдана в эксплуатацию.
7 февраля 1943 года в Ленинград прибыл первый поезд. Он привёз в город необходимое продовольствие — 800 тонн сливочного масла. С этого дня и до восстановления железнодорожного сообщения с Москвой Ленинградом было получено 150 000 вагонов с продовольствием, оружием, боеприпасами и другими грузами. Дорога Победы работала до 10 марта 1944 года, за это время по ней было проведено более 6000 поездов.