Представления балета состоятся 21-24 марта на Исторической сцене. Билеты в продаже на bolshoi.ru
Мировая премьера балета состоялась 10 апреля 2014 года в Королевской опере Ковент-Гарден. Постановка была осуществлена совместно с Национальным балетом Канады, так что вскоре «Зимнюю сказку» увидела и публика в Торонто. Зрительский успех способствовал тому, что спектакль сразу же был показан в кинотеатрах всего мира, затем выпущен на DVD. Сегодня он считается одной из самых успешных балетных постановок нашего времени. Уже в этом статусе спектакль вошел в репертуар Большого театра, где впервые был показан 4 апреля 2019 года.
Балет, в основу которого положена одна из поздних пьес Уильяма Шекспира, создал творческий дуэт хореографа Кристофера Уилдона и композитора Джоби Тэлбота, за плечами которых уже была успешная совместная работа над другим классическим английским сюжетом – «Алисой в Стране чудес». В «Зимней сказке» они продолжили разработку формы современного большого спектакля с серьезной литературной основой.
«Зимняя сказка» Шекспира издавна привлекает внимание деятелей театра. Но у этой пьесы – непростая судьба. Центральный персонаж, король Сицилии Леонт, одержимый необъяснимой ревностью, разрушает собственное счастье и крушит старинную дружбу, чтобы годы спустя также внезапно найти покой в объятиях верной и всепрощающей жены. Беспричинность драмы, как и внезапная счастливая развязка, усложняли сценическую жизнь произведения, которое соединяет колоритную Сицилию и таинственную Богемию, роскошные дворцы и крестьянские хижины, природные катаклизмы и нападение диких зверей.
Условность балетного языка, метафоричность человеческой пластики позволили создателям спектакля избежать «трудностей перевода», которые осложняют судьбу «Зимней сказки» в драматическом театре, и придать ей многозначность подлинной человеческой трагедии. Кристофер Уилдон уже давно вошел в число тех деятелей балетного театра, кто стремится возродить интерес к балетам с развитой драматургией, литературной или исторической первоосновой, психологически неоднозначным персонажам. Поэтому его считают продолжателем традиций английского балета, последователем хореографов Фредерика Аштона и Кеннета Макмиллана.
Но выбор пути не был для Уилдона легким. В возрасте девятнадцати лет лет он покинул родину, чтобы танцевать в труппе Нью-Йорк сити балет, где постепенно занял ведущее положение. Там же еще совсем юным он начал ставить сам, но тогда его образцами для подражания были американские мэтры – Джордж Баланчин и Джером Роббинс. Но, заслужив от критиков звание самого многообещающего из хореографов своего поколения, Уилдон после окончания собственной исполнительской карьеры вернулся в Королевский балет, школу которого окончил, и к его традициям.
«Зимняя сказка» – третья работа Уилдона с композитором Джоби Тэлботом, который также владеет сложными техниками современного «письма», используя в своих театральных партитурах самые сценичные и колоритные приемы. Так, в «Зимней сказке» гармонично соединяются традиционные для симфонического оркестра и этнические музыкальные инструменты, а прямо со сцены звучат такие мало известные инструменты, как дульцимер – разновидность венгерской цитры, северо-индийская флейта байсури и ударные, собранные со всего мира.
Свою лепту в успех «Зимней сказки» вносят и художники, тоже ставшие постоянным членами команды Уилдона: сценограф и художник по костюмам Боб Краули, художник по свету Наташа Кац и художник по видеоконтенту Дэниел Броди. Благодаря их творческому единству «Зимняя сказка» продолжает завоевывать зрителя. Вот и появившись в Москве, спектакль оказался в числе номинантов Национальной театральной премии «Золотая маска» и принес награды Антону Гришанину, который был назван лучшим дирижером балетного спектакля в 2020 году, и Артему Овчаренко, удостоенного премии в номинации «Лучшая мужская роль в балете».