Найти тему
ГРАУНД Солянка

День влюбленных — встреча в аду

Пять версий одной из главных любовных историй — «Орфея и Эвридики», ждут вас на выставке-квесте магистрантов ГИТИС в ГРАУНД Солянке.

Орфей спустился в Аид, чтобы вернуть свою возлюбленную из мира потустороннего в мир реальный. Но он обернулся, хотя боги запретили ему, предупредив, что тем самым он потеряет уникальнейшую из возможностей, которая не дается никогда и никому, — вернуть умершего. Веками люди спорят, почему Орфей обернулся. Магистранты курса ГИТИС Марии Трегубовой «Художник в театре» предлагают посмотреть свои версии случившегося противоречивым призывом «Не смотри!».

«Не смотри!» — это проект в экспериментальном жанре «выставка-квест». Пять индивидуальных инсталляций разбегаются по пространству галереи, создавая своего рода децентрализованную работу. Посетителям предлагается, блуждая по лабиринту ГРАУНД Солянки, найти пять секретных пространств с работами Алины Варламовой, Сергея Рябова, Ольги Сикорской, Нанны Шех и Туси Ягубской. Центральным сюжетом, объединяющим пространство в монолитное высказывание, стала классическая опера К.В. Глюка «Орфей и Эвридика». Вместе с тем в стороне не остался и оригинальный сюжет, послуживший основой либретто к опере, а именно фрагмент «Метаморфоз» Овидия. Задачей студентов было инкорпорировать созданный в процессе учебы театральный макет к опере в инсталляцию, рассказывающую о посещении глубин Аида. Инсталляции выполнены на основе диалогов студентов с известными представителями современного художественного мира — поэтом Андреем Родионовым и композитором Владимиром Горлинским, художниками Гошей Острецовым, Ириной Кориной, Александром Петлюрой (Ляшенко).

-2
-3
-4

Каждая работа раскрывает один избранный аспект оригинального сюжета. Так, например, Сергей Рябов обращается к видениям загробного мира в образах райского сада из пророческих видений. Синий тетраморф реального блуждает между сном и явью, внутри сюжета о нисхождении в преисподнюю. Аудио-сопровождение к работе Рябов создал задолго до ее самой и при написании ориентировался на партитуры композитора Владимира Горлинского.

-5
-6

Участие в проекте приглашенных менторов-персонажей — отдельная «фишка» курса. В общении с магистрантом Ольгой Сикорской Ирина Корина поделилась своим виденьем: «В моей работе мне бы хотелось предложить зрителю позицию гостя в загробном мире и дать возможность, если не пообщаться с умершим родственником, то хотя бы сообщить ему некоторое представление о жизни, в которой ежедневная суета уже не важна, ничто уже неважно и можно просто отдохнуть». Вдохновившись таким описанием, Сикорская сделала инсталляцию «Отель GRAVE». Это небольшая, для кого-то уютная, а для кого-то клаустрофобичная, залитая таинственным голубым свечением комнатка с кроватью, на которую может прилечь посетитель.

-7

А вот Нанна Шех делает акцент на событии превращения, в частности, превращения одного цвета в другой. В ее интерпретации центральный акцент сделан на фигуре, которая в театральном производстве зачастую, незаслуженно, остается в тени, а именно, на «человеке цехов». По словам самой Нанны «люди цехов в театре, это отдельная каста со своим взглядом и своей собственной гордостью, ведь без них никакое представление невозможно в принципе». В центре экспозиции Нанны располагается тридцатиметровый отрез ткани бирюзового цвета. Процесс покраски, осуществленный автором вручную, в качестве видеодокументации включен в экспозицию.

-8
-9
-10

В своей пространственной зарисовке на предложенную тему Туся Ягубская обращается в первую очередь к фигуре перерождения. В качестве персонажа Ягубская берет Брониславу Дубнер, «Пани Броню», музу Александра Петлюры. Ее образ становится одним из медиумов, пользуясь которыми Туся изображает странствия Орфея как своего рода путь к лучшему себе.

-11
-12

В то же время, центральный персонаж работы Алины Варламовой также странствует, однако его путешествие скорее похоже на попытку скрыться от невыносимой действительности. Реальность нестерпимого присутствия Вещи провоцирует главного героя на бесконечные попытки укрыться от Нее, но все они так или иначе обречены на провал до тех пор, пока и сам Орфей не отправится к Эвридике, чтобы уже никогда не вернуться из загробного мира.

-13

Куратор-педагог курса «Художник в театре», а также директор галереи ГРАУНД Солянка Катя Бочавар так комментирует проект: «Студенты должны нам демонстрировать свободное мышление, я жду от них самых неожиданных решений. Любые рамки мною и проклинаются и в то же время в какой-то степени приветствуются. Рамки, например, задания или жанра, нужны для того, чтобы придумать, как из нее выпутаться и оказаться вне ее. Как художник и куратор я очень люблю работать с символикой, что бы я ни делала, огромный фестиваль или ювелирные украшения. Такой подход дает тебе бесконечную степень свободы — человеческое сознание начинает привязывать происходящее к упомянутому сюжету. Именно узнаваемость сюжета дает бесконечную свободу выражения автору».


Выставка-квест
«Не смотри!» дает не только свободу просмотра посетителю, но и уникальную возможность спуститься в Аид вместе с создателями инсталляций — не пропустите авторские экскурсии 10, 13, 17 февраля в 19:00. Экспозиция идет до 18 февраля включительно.