Найти тему
Я В ШОКЕ!

Невероятная тайна за картиной "Крик" Эдварда Мунка (вы о таком не знали)

Оглавление
"The Scream" по сравнению с фотографией перламутровых облаков.
"The Scream" по сравнению с фотографией перламутровых облаков.

22 января 1892 года норвежский художник Эдвард Мунк сделал роковую запись в своем дневнике. В то время он находился в Ницце, Франция, и, казалось, вспомнил прогулку, которую он однажды совершил в Кристиании (теперь Осло).

«Я гулял по дороге с двумя друзьями
—солнце садилось
—на меня нашла волна грусти—
—небо вдруг окрасилось кроваво—
Я остановился, опершись на забор
Устал до смерти—смотрел
на пылающие облака, словно кровь и мечи
—Сине-черный фьорд и город—
—Мои друзья шли дальше—а я стоял
дрожа от тоски—и я
почувствовал, будто огромный, бесконечный
Крик прошел сквозь природу»

Это универсально принимается, что запись, переведенная с норвежского, связана с экспрессионистским шедевром Мунка "Крик". На одной из версий картины (их четыре) он написал вариацию этого текста внизу рамы.

-2

Что до сих пор обсуждают эксперты, так это, утверждал ли Мунк фактическое воспоминание или просто вообразил сцену ? Он часто писал литературные скетчи и стихотворения, дополняющие его искусство, и вполне возможно, что кроваво-красное небо над сине-черным фьордом возникло в его воображении.

Возможно, самым убедительным подтверждением теории о том, что Мунк вдохновлялся реальной жизнью, является место, где происходят события "Крика": оно выглядит почти идентично Вальхаллвейен, вдоль которой стоит забор, на холме Экеберг с великолепным видом на Осло и его фьорд. Но даже если предположить, что художник действительно стал свидетелем такого потрясающего заката там, перед нами возникает еще одна тайна.

Так что же это вызвало ? (имеется ввиду кровавое небо)

-ответ вмешательство пепла

В 2000 году климатолог Алан Робок высказал свое лучшее предположение: вулканическое извержение.

Когда вулкан извергается, диоксид серы летит в стратосферу и задерживается там в виде мельчайших частиц, называемых сульфатными аэрозолями, которые, вместе с пеплом, могут быть перенесены по всему миру ветром. По мере захода солнца его лучи должны пройти большее расстояние через атмосферу, чем днем, и мы видим лишь более длинные длины волн света: желтые и красные, в отличие от голубых. Пепел и сульфатные аэрозоли делают этот путь еще труднее, поэтому вулканические закаты могут быть особенно ярко-красными.

Закат в Линкольншире, Англия, после извержения исландского вулкана Эйяфьядлайёкюдль в 2010 году.
Закат в Линкольншире, Англия, после извержения исландского вулкана Эйяфьядлайёкюдль в 2010 году.

Хотя Робок предположил, что потенциальной причиной тех "пылающих облаков, похожих на кровь и мечи", могло быть извержение индонезийского вулкана Маунт Аву в июне 1892 года, первоначальные записи из дневника Мунка предшествуют этому событию, и Робок в конечном итоге отказался от этой идеи в пользу предложенной в 2004 году троицей исследователей: Кракатоа.

Извержение Кракатоа в августе 1883 года, островного вулкана в Индонезии, является одним из самых разрушительных вулканических извержений в истории, с числом жертв, оцениваемым примерно в 36 000 человек, и облаком пепла, простиравшимся более чем на 275 миль. Ослепительные закаты наблюдались по всему миру в течение многих лет после этой катастрофы, включая некоторые в Норвегии.

Исследователи под руководством астронома Дональда Олсона обнаружили отчеты от Королевского общества Великобритании с записями о огненных сумерках в Осло с конца ноября 1883 года до следующего февраля. В течение этого периода Мунк был едва 20-летним богемным художником, делящим студийное пространство в Осло со своими сверстниками. Этот богемный период позднее вдохновил многие картины его коллекции "Фриза жизни", включая "Крик", как отметили Олсон и его коллеги.

Другой закат, усиленный пеплом Эйяфьядлайёкюдля—этот раз в Нидерландах—с сходством со небом Мунка.
Другой закат, усиленный пеплом Эйяфьядлайёкюдля—этот раз в Нидерландах—с сходством со небом Мунка.

Долгое время теория о Кракатао находилась на вершине, считаясь наиболее вероятным историей происхождения величайшего вклада в искусство Мунка—до 2017 года, когда три норвежских исследователя выдвинули привлекательную альтернативу.

Создание волн

Если температура в стратосфере опускается ниже точки замерзания влаги—около –120° или около того—водяные частицы могут замерзнуть и образовать перламутровые облака, или облака "матери жемчуга". (Название "перламутровый" происходит от материала жемчуга.) Они получили свое название благодаря ирисации, создаваемой при дифракции света этих ледяных кристаллов, что может создать очень впечатляющий закат.

Поскольку перламутровые облака могут существовать только в таких холодных условиях, они редко встречаются за пределами полярных регионов. Но "редко" не означает "никогда"—и наблюдения перламутровых облаков на юге Норвегии были зафиксированы несколько раз в течение 1880-х и начала 1890-х годов.

Перламутровые облака над Тронхеймом, Норвегия, в 2008 году.
Перламутровые облака над Тронхеймом, Норвегия, в 2008 году.

Норвежский метеоролог Свейн М. Фикке и его коллеги предположили, что Мунк мог быть среди наблюдателей в Осло в то время, и эту гипотезу вскоре поддержали другие исследователи. Даже Робок изменил свое мнение: он стал соавтором статьи 2018 года вместе с атмосферным физиком Фредом Прата и окружным писателем Ричардом Хамблином, в которой они демонстрируют, используя анализ цвета, что небо в картинах "Крик" больше соответствует закату с перламутровыми облаками, чем вулканический закат.

Одним из важных аргументов в пользу перламутровых облаков является то, что, подобно слоям в картинах "Крик", они довольно волнистые. "Это обычно не наблюдается в красных закатах и вулканических закатах, где бесоблачное небо имеет тенденцию к многоцветности, а небо с облаками обычно имеет изменения, но мало или совсем нет волнистости", написали Прата и его коллеги. Они также отметили, что если Мунк изображал перламутровые облака, то "скорее всего, "Крик" представлял бы первое графическое изображение типа облаков, в значительной степени неизвестного метеорологии в тот период".

Еще одна версия "Крика" на фоне перламутровых облаков, сфотографированная над Осло в 2014 году.
Еще одна версия "Крика" на фоне перламутровых облаков, сфотографированная над Осло в 2014 году.

Исследователи признали невозможность применения научного анализа цвета к экспрессионистскому искусству. Возможно, палитра Мунка не содержала тех оттенков, которые были нужны для воплощения цветов вулканического заката, или, возможно, он просто никогда не намеревался их воспроизводить. В конце концов, в "Крике" гораздо больше важности придается изображению психологического состояния, чем пейзажа. Но это не значит, что произведение искусства не может делать и то, и другое, и трудно не заметить сходство между величайшим творением Мунка и перламутровыми облаками.

Спасибо большое за прочтения, надеюсь вам понравилось. Не забывайте подписаться чтобы как можно больше знать интересные факты !!