Найти в Дзене
Записки у изголовья

Архангельск (3): три прекрасных музея

В эту статью я решила включить рассказ о трёх архангельских музеях, которые посетила за 2 дня. Как я уже писала, снаружи здание Северного морского музея выглядит скромно. Но внутри вас ожидает прекрасное оформление и интереснейшая экспозиция! При этом цена билета для взрослых 180 руб., для пенсионеров 120, а для школьников и студентов вообще 70! Старинные и не очень географические карты — моя слабость. Вот это, например, карта Большой Северной Двины от Архангельска до Вологды из голландского атласа 1664 г. Можно потренироваться в завязывании морских узлов. Я даже не пыталась. Оригинальное оформление в виде каркаса недостроенного корабля. Листайте! Макет маяка "Белая башня" на о. Мудьюг. И рисунки других оригинальных маяков. Табличка с места отправления экспедиции Г.А.Седова. А этот экспонат ценен ещё и сам по себе: эта панорама изготовлена в 1930-е гг. Такая вот попытка создания объёмного изображения. Неожиданно здесь обнаруживаю Меч Победы. В 1945 г. два таких меча, изготовленных в

В эту статью я решила включить рассказ о трёх архангельских музеях, которые посетила за 2 дня.

Как я уже писала, снаружи здание Северного морского музея выглядит скромно.

Но внутри вас ожидает прекрасное оформление и интереснейшая экспозиция! При этом цена билета для взрослых 180 руб., для пенсионеров 120, а для школьников и студентов вообще 70!

-2

Старинные и не очень географические карты моя слабость. Вот это, например, карта Большой Северной Двины от Архангельска до Вологды из голландского атласа 1664 г.

-3

Можно потренироваться в завязывании морских узлов. Я даже не пыталась.

-4

Оригинальное оформление в виде каркаса недостроенного корабля. Листайте!

Макет маяка "Белая башня" на о. Мудьюг.

-6

И рисунки других оригинальных маяков.

-7

Табличка с места отправления экспедиции Г.А.Седова.

-8

А этот экспонат ценен ещё и сам по себе: эта панорама изготовлена в 1930-е гг. Такая вот попытка создания объёмного изображения.

-9

Неожиданно здесь обнаруживаю Меч Победы. В 1945 г. два таких меча, изготовленных в г.Златоусте, И.В.Сталин вручил союзникам по антигитлеровской коалиции Черчиллю и Рузвельту. В 2015 г. Златоустовская оружейная компания изготовила такие мечи в дар городам-героям, в 2022 г. городам воинской славы, в числе которых Архангельск.

А удивилась я, что этот меч хранится в Морском музее, а не в более крупном историческом.

Меч изготовлен из высоколегированной стали, покрыт позолотой, инкрустирован гранатами и голубыми топазами.
Меч изготовлен из высоколегированной стали, покрыт позолотой, инкрустирован гранатами и голубыми топазами.

Модель ледокола "Красин". На протяжении нескольких десятилетий он был самым мощным арктическим ледоколом в мире. Судно со славной и непростой историей. Самое известное это, конечно, его участие в спасении экспедиции У.Нобиле. Но интересна и история затопления ледокола, называвшегося тогда "Святогор", во время гражданской войны, и поход "Красина" с Дальнего Востока на европейский Север вокруг света во время Великой Отечественной.

-11

Прибор с ледокольного парохода "Георгий Седов". Наверняка там была и его модель. Ведь это тоже легендарное судно.

-12

Этюд С.Писахова на камне, изображающий "Г.Седов" .

-13

Модель ледокольного парохода "А.Сибиряков", погибшего в 1942 г. в Карском море в неравном бою с немецким крейсером "Адмирал Шеер".

-14

Корабельные орудия, с помощью которых защищали от немецких самолётов суда Арктических конвоев.

-15

А ещё было интересно послушать пожилого мужчину, который проводил экскурсию для группы совсем молодых людей (старшеклассников или студентов начальных курсов). Мне кажется, это был не профессиональный экскурсовод, а человек, имевший отношение к кораблестроению. Потому что он говорил: "Мы построили", "мы решили эту проблему так"...

На втором этаже проходила выставка "Долгая выдержка", посвящённая 140-летия Никола Пинегина, художника и фотографа, чья деятельность была связана с Арктикой.

-16

Личные вещи Пинегина.

-17

Общий вид зала. На переднем плане старинный проектор, через который можно посмотреть диапозитивы (слайды), созданные самим Пинегиным! Вот просто взять и посмотреть! Я так увлеклась этим, что больше ничего в зале и не фотографировала. Так что работы художника-фотографа ищите в интернете (а может, вам тоже повезёт попасть на выставку).

-18

Эта великолепная кирпичная стена поразила меня ещё в первый день. На второй я выяснила, что это Музей художественного освоения Арктики имени А.А.Борисова. Само здание памятник архитектуры XIX в. «Торговое здание с каретным сараем», входит в градостроительный ансамбль «Городская купеческая усадьба Шингарёвых-Плотниковых». Построено в 1897 году.

Прохожу во двор. Вот вход в музей.

-20

Но сначала я задержалась, рассматривая стенды, посвящённые архангельским граффити. Да, здесь к этому жанру относятся серьёзно!

-21

И на первом этаже музея меня ожидала выставка "уличных" художников.

-22

Работы, конечно, очень разные по манере и художественным достоинствам. Вот, например, работа А.Хазанова "Cops in da hood" ("Копы/менты на районе").

-23

А это "Путь домой" М.Трощёва. Жизненно. Так и представляю осенние сумерки, молодого человека, бредущего домой через дворы, мимо детских площадок. А неведомые чудовища нашёптывают ему гадости...

Очень жалею, что не получилась фотография работы М.Трощёва "Великое избавление": яркая весёлая картинка, на которой экскаваторы сносят деревянные домики. Картина находится в частной коллекции, так что в интернете её нет.

Подсвечник в индустриальном стиле.

-25

Шикарный запасный выход.

-26

Далее начинается основная экспозиция.

Неизвестный художник. Панорамный вид Белого моря, Архангельска, Онеги, Русской Лапландии с военными укреплениями, ранее возведёнными русскими. 1855 г. Красота!

Олаус Магнус. Морская карта с описанием Северных Земель и необычных явлений, изображённых с огромным усердием. Увы, копия с подлинника 1539 г.

Макет музея.

-29

Вот такой великолепный зал: чёрное небо с созвездиями, глыбы "льда"... Вы сразу погружаетесь в атмосферу Арктики.

И вот я приступаю к знакомству с творчеством самого Александра Алексеевича Борисова. Просто удивительно, как я ухитрилась никогда ранее не знать о творчестве такого художника! Тем более что дважды проезжала мимо его музея-усадьбы в Красноборском районе Архангельской области!

А.А.Борисов родился в 1866 г. в деревне Глубокий Ручей (тогда это была Вологодская губерния, сейчас Архангельская область), в крестьянской семье. В 15 лет юноша приехал на Соловецкие острова и начал работать рыбаком, но потом устроился учеником в иконописную мастерскую.

-31

Пейзажи Соловецких островов. Совсем недавно и я была там...

Монастырское начальство оценило талант Борисова, показало его работы президенту Академии художеств великому князю Владимиру Александровичу в результате Александру была назначена стипендия и он отправился в Петербург. В Академии Борисов учился у Шишкина и Куинджи.

-33

Летом 1894 г. Борисов сопровождает в поездке на Север С.Ю.Витте, на тот момент министра финансов Российской империи. В обязанности художника входило зарисовывать гавани и бухты Мурманского побережья. В 1900 году он уже самостоятельно с восемью спутниками отправляется на Новую Землю. 14 месяцев они исследуют и наносят на карту бухты, проливы и горные вершины, и Борисов присваивает им имена Шишкина, Куинджи, Крамского, Васнецова, Верещагина, Репина и Третьякова.

-34

Скульптурный портрет А.Борисова работы В.А.Михалёва (1962 г.). Художник изображён в малице, о которую вытирает кисть.

-35

Полотна, написанные в Арктике и вдохновлённые ею, сделали Борисова знаменитостью.

-36

Скромный северный пейзаж... Село Усть-Цильма (в нынешней Республике Коми). 1898.

-37

Листайте!

Моя любимая: "Медведи на льду у берегов Новой Земли" (1906). Да, вот так и выглядит Север: ослепительный свет, ослепительный снег и чёткие синие тени... (А школа Куинджи чувствуется!)

-39

Выставки работ Борисова проходят не только в России, но и за рубежом. Он посещает Австрию, Германию, США. Французское правительство награждает его орденом Почётного легиона, британское орденом Бани, а шведско-норвежский орден Св.Олафа он получает из рук самого Ф.Нансена...

Этот зал оформлен как железнодорожный вокзал, и в нём экспонируются те работы, которые выставлялись в Европе.
Этот зал оформлен как железнодорожный вокзал, и в нём экспонируются те работы, которые выставлялись в Европе.

А что изображает эта стена, не помню.

-41

Вернувшись в Россию, Борисов поселился на родине, близ Красноборска, где жил до самой своей смерти в 1934 г.

Этот зал посвящён  жизни художника в усадьбе.
Этот зал посвящён жизни художника в усадьбе.

Теперь на его картинах заснеженные ели и сосны. Густые мазки краски блестят, как снег на солнце.

-43

А это, если не ошибаюсь, последняя картина Борисова, оставленная на мольберте...

-44

Но художник ещё и писал книги о Севере, о его богатствах, о коренных обитателях. Составлял проекты строительства каналов и железных дорог, например дороги Обь - Котлас - Сорока и она была построена! Вот карта с его пометками: железная дорога должна пройти от Сыктывкара (да, это он уже в советское время чертил) до нынешнего Ханты-Мансийска (там, где на карте село Самарово)... И он уже знал об углях Воркуты, которые только начали добывать, и предполагал доставлять их прямиком к побережью...

-45

Борисов не покинул Россию ни в опасное время гражданской войны, ни после, когда этого требовала его жена (в результате она уехала в Германию одна). А художник продолжал работать над своими проектами и представлял их Совету Народных комиссаров, лично встречался с В.И.Лениным... Он ещё и курорт "Солониха" в 1922 г. открыл и стал его первым управляющим. Курорт существует до сих пор.

Но напомню, что это не музей Борисова, а музей художественного освоения Арктики, поэтому в нём есть и другие экспозиции. Вот зал, посвящённый искусству ненцев.

-46

Пишут, что именно Борисов заинтересовал живописью молодого ненца по прозвищу Оленёнок из Тундры Тыко Вылка (1886 — 1960) и дал ему первые уроки. Семён Писахов подарил Вылке карандаши и краски. В 1909 г. Вылка уезжает в Москву, где учится живописи. В 1910 году в Архангельске он впервые представил свои картины на выставке. Как видим, они вполне профессиональны.

-47

Но прославили Тыко Вылку другие работы, выполненные в духе наивного искусства. По-моему, они чудесны!

А это Илья Константинович Вылка (так его на самом деле звали) в зрелом возрасте. После 1917 г. был председателем поселкового а потом Новоземельского островного Советов депутатов трудящихся (его даже называли "президентом Новой Земли"). Кроме того, он возглавлял промысловую артель и занимался охотничьим промыслом. Когда в 1950-х годах на Новой Земле началось возведение ядерного полигона, он, вместе с другими ненцами, был вынужден переселиться на материк. Умер и похоронен в Архангельске...

-49

И снова выставка! Она посвящена экспедиции 2013 г., прошедшей от Архангельска до Карского моря.

-50

Её участники тоже делали этюды, но... Без обид! Самые понравившиеся мне работы оказались картинами того же Борисова...

-51

...и В.П.Преображенского (1957 г.)

-52

Хотя всё равно интересно почитать страницы из дневника участника и посмотреть на этюды. Ведь этюд это только набросок, а картина, возможно, будет прекрасной!

А это лестница в музее.

-53

А совсем рядом музей знаменитейшего архангелогородца Степана Писахова.

-54

Музей тоже расположен в историческом здании XIX века «Торговое здание купца А. Н. Буторова» (памятник архитектуры). Каждый из восьми залов  имеет своё оригинальное оформление и оснащён аудио и видеоинсталляциями, которые транслируют сказки и малоизвестные очерки Степана Писахова.

Старый Архангельск место, где прошла большая часть жизни Писахова. Отец его был крещёным евреем и носил фамилию Пейсахов, мать русской из старообрядческой среды. Двоюродный дед со стороны матери Леонтий был известным в своих краях сказочником.

-56

И снова открытия! Во-первых, я никогда не знала, что Писахов был профессиональным художником. Он учился в Центральном училище технического рисования барона Штиглица в Петербурге.

К сожалению, не знаю, чьей работы этот бюст Писахова.
К сожалению, не знаю, чьей работы этот бюст Писахова.

Во-вторых, оказывается, Писахов много путешествовал, да по каким местам! Летом 1905 г. он отправляется на Север. Печора, Онега, Пустозерск (там он пишет картину "Место сожжения протопопа Аввакума"). Потом побывает на Земле Франца-Иосифа, а Новую Землю посетит вообще 16 раз!

-59

Но Севера ему мало. Писахов побывал в Египте и Греции, в Италии и во Франции. И ещё куда-то добрался через Казань...

Карта странствий Писахова
Карта странствий Писахова

Вот эта интерактивная шляпа меня чуть заикой не сделала. Я, ничего не подозревая, встала под ней и вдруг сверху раздался хорошо поставленный голос, читающий воспоминания Писахова о его путешествиях. Я позорно бежала...

-61

В 1910 г. Писахов был уже известным в России художником. В некоторых работах чувствуется дыхание мистицизма Серебряного века...

Он и прозу в те времена пишет такую религиозно-мистическую.

В 1915 г. Писахов был призван в армию, но, как я понимаю, воевать ему не пришлось: служил в Финляндии и в Кронштадте. В 1918 г., демобилизовавшись, вернулся в Архангельск.

Падающая Ростральная колонна символизирует падение старого мира.
Падающая Ростральная колонна символизирует падение старого мира.

Ещё в историческом музее я видела знамя Дайеровской роты Славяно-Британского батальона. Здесь с изумлением узнаю, что оно выполнено по эскизу Писахова! Фото получилось плохое, так что читаем описание из местной газеты тех времён: "Знамя, очень красиво исполненное, изображает на фоне трёхцветного русского национального флага меч, обвитый лаврами, — символ: мечом „возвращается доброе имя“. На трёхцветных национальных лентах надпись: „полк имени Дайера“ и „г. Архангельск. 1919 г.“ На древке очень красиво копье с орлом, хищно раскинувшим крылья, в лапах орла меч и бомба. На голове орла изображен крест, как символ победы".

Фотография плохая, так -- для порядка.
Фотография плохая, так -- для порядка.

Кстати, почему "возвращается доброе имя"? А потому что эта славная рота состояла из выпущенных на волю заключённых и пленных красноармейцев.

Писахов работал в местной газете и съездил в качестве корреспондента на броненосце "Деникин" к линии фронта в район Плесецка, о чём написал: «С разрешения капитана С-го я пустил снаряд к большевикам, встав на место стреляющего».

Пишет он и портреты западных "союзников".

А потом пришли красные, и... ничего. После установления в Архангельске Советской власти Писахов продолжает активно работать. По поручению Русского музея он создаёт большую серию рисунков старинных церквей.

-66

-67

Работы замечательные, но совсем другие.

Для московского Музея Революции Писахов делает зарисовки мест боёв с интервентами на Севере. В 1927 г. его картина "Памятник жертвам интервенции на о.Иоканьга" занимала центральное место на всесоюзной выставке "10 лет Октября", за неё он был премирован персональной выставкой, состоявшейся через год в Москве.

Талантливо и жутко.
Талантливо и жутко.

В 1924 г. в сборнике «На Северной Двине» была опубликована первая сказка Писахова «Не любо — не слушай…». К Степану Григорьевичу приходит литературная слава. Интересно, что в те же годы он создал себе имидж чудака, человека со странностями. Отрастил бороду, ходил в поношенной одежде и старомодной шляпе.

Именно таким изображён Писахов на памятнике с проспекта Чубарова-Лучинского.
Именно таким изображён Писахов на памятнике с проспекта Чубарова-Лучинского.

Этот зал посвящён сказкам Писахова. Здесь, наверное, интереснее всего детям.

-71

А ещё в музее выставлены знаменитые архангельские пряники-козули. Слово "козуля", по одной версии, означает завиток, волну, по другой козу (якобы первые пряники делались в форме животного).

И формы для них.

-73

Пряники обязательно украшают глазурью из взбитых яичных белков. Вообще же в Архангельске есть отдельный музей "Архангельский пряник", который находится на проспекте Чумбарова-Лучинского. А я козули так и не попробовала: в музеях покупать не хотела, а больше нигде они мне не встретились.

Есть в музее Писахова и небольшая экспозиция, посвящённая Борису Шергину. И опять же: я знала Шергина-писателя, но оказалось, что его деятельность гораздо шире: он был и сказителем, и собирателем фольклора, и этнографом, и знатоком древнерусской культуры. И художником, но другого склада, чем Писахов: скорее иллюстратор и стилизатор.

Вот, например, нож для разрезания бумаги, выполненный по его эскизу.

-74

Вот его рисунки, стилизованные под древнерусские миниатюры и иконы.

Поэтому и самого Шергина художники изображают так.

Ну и опять же скульптурный образ босоногого сказителя...

-77

В общем, что сказать в заключение? Три музея за два дня один другого интереснее! Какие люди, какие великолепные произведения искусства, какая история! И всё это очень хорошо, талантливо"подано" зрителю. Спасибо, Архангельск!

Если вам понравилось, поставьте лайк не мне, а этому городу и его музеям! А впереди ещё одна статья об Архангельске.

Архангельск (4): у реки и по реке