В эту статью я решила включить рассказ о трёх архангельских музеях, которые посетила за 2 дня.
Как я уже писала, снаружи здание Северного морского музея выглядит скромно.
Но внутри вас ожидает прекрасное оформление и интереснейшая экспозиция! При этом цена билета для взрослых 180 руб., для пенсионеров 120, а для школьников и студентов вообще 70!
Старинные и не очень географические карты — моя слабость. Вот это, например, карта Большой Северной Двины от Архангельска до Вологды из голландского атласа 1664 г.
Можно потренироваться в завязывании морских узлов. Я даже не пыталась.
Оригинальное оформление в виде каркаса недостроенного корабля. Листайте!
Макет маяка "Белая башня" на о. Мудьюг.
И рисунки других оригинальных маяков.
Табличка с места отправления экспедиции Г.А.Седова.
А этот экспонат ценен ещё и сам по себе: эта панорама изготовлена в 1930-е гг. Такая вот попытка создания объёмного изображения.
Неожиданно здесь обнаруживаю Меч Победы. В 1945 г. два таких меча, изготовленных в г.Златоусте, И.В.Сталин вручил союзникам по антигитлеровской коалиции — Черчиллю и Рузвельту. В 2015 г. Златоустовская оружейная компания изготовила такие мечи в дар городам-героям, в 2022 г. — городам воинской славы, в числе которых Архангельск.
А удивилась я, что этот меч хранится в Морском музее, а не в более крупном историческом.
Модель ледокола "Красин". На протяжении нескольких десятилетий он был самым мощным арктическим ледоколом в мире. Судно со славной и непростой историей. Самое известное — это, конечно, его участие в спасении экспедиции У.Нобиле. Но интересна и история затопления ледокола, называвшегося тогда "Святогор", во время гражданской войны, и поход "Красина" с Дальнего Востока на европейский Север вокруг света во время Великой Отечественной.
Прибор с ледокольного парохода "Георгий Седов". Наверняка там была и его модель. Ведь это тоже легендарное судно.
Этюд С.Писахова на камне, изображающий "Г.Седов" .
Модель ледокольного парохода "А.Сибиряков", погибшего в 1942 г. в Карском море в неравном бою с немецким крейсером "Адмирал Шеер".
Корабельные орудия, с помощью которых защищали от немецких самолётов суда Арктических конвоев.
А ещё было интересно послушать пожилого мужчину, который проводил экскурсию для группы совсем молодых людей (старшеклассников или студентов начальных курсов). Мне кажется, это был не профессиональный экскурсовод, а человек, имевший отношение к кораблестроению. Потому что он говорил: "Мы построили", "мы решили эту проблему так"...
На втором этаже проходила выставка "Долгая выдержка", посвящённая 140-летия Никола Пинегина, художника и фотографа, чья деятельность была связана с Арктикой.
Личные вещи Пинегина.
Общий вид зала. На переднем плане старинный проектор, через который можно посмотреть диапозитивы (слайды), созданные самим Пинегиным! Вот просто взять и посмотреть! Я так увлеклась этим, что больше ничего в зале и не фотографировала. Так что работы художника-фотографа ищите в интернете (а может, вам тоже повезёт попасть на выставку).
Эта великолепная кирпичная стена поразила меня ещё в первый день. На второй я выяснила, что это Музей художественного освоения Арктики имени А.А.Борисова. Само здание — памятник архитектуры XIX в. «Торговое здание с каретным сараем», входит в градостроительный ансамбль «Городская купеческая усадьба Шингарёвых-Плотниковых». Построено в 1897 году.
Прохожу во двор. Вот вход в музей.
Но сначала я задержалась, рассматривая стенды, посвящённые архангельским граффити. Да, здесь к этому жанру относятся серьёзно!
И на первом этаже музея меня ожидала выставка "уличных" художников.
Работы, конечно, очень разные по манере и художественным достоинствам. Вот, например, работа А.Хазанова "Cops in da hood" ("Копы/менты на районе").
А это "Путь домой" М.Трощёва. Жизненно. Так и представляю осенние сумерки, молодого человека, бредущего домой через дворы, мимо детских площадок. А неведомые чудовища нашёптывают ему гадости...
Очень жалею, что не получилась фотография работы М.Трощёва "Великое избавление": яркая весёлая картинка, на которой экскаваторы сносят деревянные домики. Картина находится в частной коллекции, так что в интернете её нет.
Подсвечник в индустриальном стиле.
Шикарный запасный выход.
Далее начинается основная экспозиция.
Неизвестный художник. Панорамный вид Белого моря, Архангельска, Онеги, Русской Лапландии с военными укреплениями, ранее возведёнными русскими. 1855 г. Красота!
Олаус Магнус. Морская карта с описанием Северных Земель и необычных явлений, изображённых с огромным усердием. Увы, копия с подлинника 1539 г.
Макет музея.
Вот такой великолепный зал: чёрное небо с созвездиями, глыбы "льда"... Вы сразу погружаетесь в атмосферу Арктики.
И вот я приступаю к знакомству с творчеством самого Александра Алексеевича Борисова. Просто удивительно, как я ухитрилась никогда ранее не знать о творчестве такого художника! Тем более что дважды проезжала мимо его музея-усадьбы в Красноборском районе Архангельской области!
А.А.Борисов родился в 1866 г. в деревне Глубокий Ручей (тогда это была Вологодская губерния, сейчас Архангельская область), в крестьянской семье. В 15 лет юноша приехал на Соловецкие острова и начал работать рыбаком, но потом устроился учеником в иконописную мастерскую.
Пейзажи Соловецких островов. Совсем недавно и я была там...
Монастырское начальство оценило талант Борисова, показало его работы президенту Академии художеств великому князю Владимиру Александровичу — в результате Александру была назначена стипендия и он отправился в Петербург. В Академии Борисов учился у Шишкина и Куинджи.
Летом 1894 г. Борисов сопровождает в поездке на Север С.Ю.Витте, на тот момент министра финансов Российской империи. В обязанности художника входило зарисовывать гавани и бухты Мурманского побережья. В 1900 году он уже самостоятельно с восемью спутниками отправляется на Новую Землю. 14 месяцев они исследуют и наносят на карту бухты, проливы и горные вершины, и Борисов присваивает им имена Шишкина, Куинджи, Крамского, Васнецова, Верещагина, Репина и Третьякова.
Скульптурный портрет А.Борисова работы В.А.Михалёва (1962 г.). Художник изображён в малице, о которую вытирает кисть.
Полотна, написанные в Арктике и вдохновлённые ею, сделали Борисова знаменитостью.
Скромный северный пейзаж... Село Усть-Цильма (в нынешней Республике Коми). 1898.
Листайте!
Моя любимая: "Медведи на льду у берегов Новой Земли" (1906). Да, вот так и выглядит Север: ослепительный свет, ослепительный снег и чёткие синие тени... (А школа Куинджи чувствуется!)
Выставки работ Борисова проходят не только в России, но и за рубежом. Он посещает Австрию, Германию, США. Французское правительство награждает его орденом Почётного легиона, британское — орденом Бани, а шведско-норвежский орден Св.Олафа он получает из рук самого Ф.Нансена...
А что изображает эта стена, не помню.
Вернувшись в Россию, Борисов поселился на родине, близ Красноборска, где жил до самой своей смерти в 1934 г.
Теперь на его картинах заснеженные ели и сосны. Густые мазки краски блестят, как снег на солнце.
А это, если не ошибаюсь, последняя картина Борисова, оставленная на мольберте...
Но художник ещё и писал книги о Севере, о его богатствах, о коренных обитателях. Составлял проекты строительства каналов и железных дорог, например дороги Обь - Котлас - Сорока — и она была построена! Вот карта с его пометками: железная дорога должна пройти от Сыктывкара (да, это он уже в советское время чертил) до нынешнего Ханты-Мансийска (там, где на карте село Самарово)... И он уже знал об углях Воркуты, которые только начали добывать, и предполагал доставлять их прямиком к побережью...
Борисов не покинул Россию ни в опасное время гражданской войны, ни после, когда этого требовала его жена (в результате она уехала в Германию одна). А художник продолжал работать над своими проектами и представлял их Совету Народных комиссаров, лично встречался с В.И.Лениным... Он ещё и курорт "Солониха" в 1922 г. открыл и стал его первым управляющим. Курорт существует до сих пор.
Но напомню, что это не музей Борисова, а музей художественного освоения Арктики, поэтому в нём есть и другие экспозиции. Вот зал, посвящённый искусству ненцев.
Пишут, что именно Борисов заинтересовал живописью молодого ненца по прозвищу Оленёнок из Тундры — Тыко Вылка (1886 — 1960) и дал ему первые уроки. Семён Писахов подарил Вылке карандаши и краски. В 1909 г. Вылка уезжает в Москву, где учится живописи. В 1910 году в Архангельске он впервые представил свои картины на выставке. Как видим, они вполне профессиональны.
Но прославили Тыко Вылку другие работы, выполненные в духе наивного искусства. По-моему, они чудесны!
А это Илья Константинович Вылка (так его на самом деле звали) в зрелом возрасте. После 1917 г. был председателем поселкового а потом Новоземельского островного Советов депутатов трудящихся (его даже называли "президентом Новой Земли"). Кроме того, он возглавлял промысловую артель и занимался охотничьим промыслом. Когда в 1950-х годах на Новой Земле началось возведение ядерного полигона, он, вместе с другими ненцами, был вынужден переселиться на материк. Умер и похоронен в Архангельске...
И снова выставка! Она посвящена экспедиции 2013 г., прошедшей от Архангельска до Карского моря.
Её участники тоже делали этюды, но... Без обид! Самые понравившиеся мне работы оказались картинами того же Борисова...
...и В.П.Преображенского (1957 г.)
Хотя всё равно интересно почитать страницы из дневника участника и посмотреть на этюды. Ведь этюд — это только набросок, а картина, возможно, будет прекрасной!
А это лестница в музее.
А совсем рядом — музей знаменитейшего архангелогородца Степана Писахова.
Музей тоже расположен в историческом здании XIX века «Торговое здание купца А. Н. Буторова» (памятник архитектуры). Каждый из восьми залов имеет своё оригинальное оформление и оснащён аудио и видеоинсталляциями, которые транслируют сказки и малоизвестные очерки Степана Писахова.
Старый Архангельск — место, где прошла большая часть жизни Писахова. Отец его был крещёным евреем и носил фамилию Пейсахов, мать — русской из старообрядческой среды. Двоюродный дед со стороны матери Леонтий был известным в своих краях сказочником.
И снова открытия! Во-первых, я никогда не знала, что Писахов был профессиональным художником. Он учился в Центральном училище технического рисования барона Штиглица в Петербурге.
Во-вторых, оказывается, Писахов много путешествовал, да по каким местам! Летом 1905 г. он отправляется на Север. Печора, Онега, Пустозерск (там он пишет картину "Место сожжения протопопа Аввакума"). Потом побывает на Земле Франца-Иосифа, а Новую Землю посетит вообще 16 раз!
Но Севера ему мало. Писахов побывал в Египте и Греции, в Италии и во Франции. И ещё куда-то добрался через Казань...
Вот эта интерактивная шляпа меня чуть заикой не сделала. Я, ничего не подозревая, встала под ней — и вдруг сверху раздался хорошо поставленный голос, читающий воспоминания Писахова о его путешествиях. Я позорно бежала...
В 1910 г. Писахов был уже известным в России художником. В некоторых работах чувствуется дыхание мистицизма Серебряного века...
Он и прозу в те времена пишет такую — религиозно-мистическую.
В 1915 г. Писахов был призван в армию, но, как я понимаю, воевать ему не пришлось: служил в Финляндии и в Кронштадте. В 1918 г., демобилизовавшись, вернулся в Архангельск.
Ещё в историческом музее я видела знамя Дайеровской роты Славяно-Британского батальона. Здесь с изумлением узнаю, что оно выполнено по эскизу Писахова! Фото получилось плохое, так что читаем описание из местной газеты тех времён: "Знамя, очень красиво исполненное, изображает на фоне трёхцветного русского национального флага меч, обвитый лаврами, — символ: мечом „возвращается доброе имя“. На трёхцветных национальных лентах надпись: „полк имени Дайера“ и „г. Архангельск. 1919 г.“ На древке очень красиво копье с орлом, хищно раскинувшим крылья, в лапах орла меч и бомба. На голове орла изображен крест, как символ победы".
Кстати, почему "возвращается доброе имя"? А потому что эта славная рота состояла из выпущенных на волю заключённых и пленных красноармейцев.
Писахов работал в местной газете и съездил в качестве корреспондента на броненосце "Деникин" к линии фронта в район Плесецка, о чём написал: «С разрешения капитана С-го я пустил снаряд к большевикам, встав на место стреляющего».
Пишет он и портреты западных "союзников".
А потом пришли красные, и... ничего. После установления в Архангельске Советской власти Писахов продолжает активно работать. По поручению Русского музея он создаёт большую серию рисунков старинных церквей.
Работы замечательные, но совсем другие.
Для московского Музея Революции Писахов делает зарисовки мест боёв с интервентами на Севере. В 1927 г. его картина "Памятник жертвам интервенции на о.Иоканьга" занимала центральное место на всесоюзной выставке "10 лет Октября", за неё он был премирован персональной выставкой, состоявшейся через год в Москве.
В 1924 г. в сборнике «На Северной Двине» была опубликована первая сказка Писахова «Не любо — не слушай…». К Степану Григорьевичу приходит литературная слава. Интересно, что в те же годы он создал себе имидж чудака, человека со странностями. Отрастил бороду, ходил в поношенной одежде и старомодной шляпе.
Этот зал посвящён сказкам Писахова. Здесь, наверное, интереснее всего детям.
А ещё в музее выставлены знаменитые архангельские пряники-козули. Слово "козуля", по одной версии, означает завиток, волну, по другой — козу (якобы первые пряники делались в форме животного).
И формы для них.
Пряники обязательно украшают глазурью из взбитых яичных белков. Вообще же в Архангельске есть отдельный музей "Архангельский пряник", который находится на проспекте Чумбарова-Лучинского. А я козули так и не попробовала: в музеях покупать не хотела, а больше нигде они мне не встретились.
Есть в музее Писахова и небольшая экспозиция, посвящённая Борису Шергину. И опять же: я знала Шергина-писателя, но оказалось, что его деятельность гораздо шире: он был и сказителем, и собирателем фольклора, и этнографом, и знатоком древнерусской культуры. И художником, но другого склада, чем Писахов: скорее иллюстратор и стилизатор.
Вот, например, нож для разрезания бумаги, выполненный по его эскизу.
Вот его рисунки, стилизованные под древнерусские миниатюры и иконы.
Поэтому и самого Шергина художники изображают так.
Ну и опять же скульптурный образ босоногого сказителя...
В общем, что сказать в заключение? Три музея за два дня — один другого интереснее! Какие люди, какие великолепные произведения искусства, какая история! И всё это очень хорошо, талантливо"подано" зрителю. Спасибо, Архангельск!
Если вам понравилось, поставьте лайк — не мне, а этому городу и его музеям! А впереди ещё одна статья об Архангельске.
Архангельск (4): у реки и по реке