Некоторые из величайших состояний и империй в истории были созданы людьми, которые начинали с нуля. Сегодня мы отдаем дань уважения десяти знаковым фигурам, включая промышленников, технологических предпринимателей и даже знаменитостей и спортсменов, и вспоминаем истории их величия.
Каждый из них проложил свой собственный путь к экономическому величию, но почти все они имели очень скромное начало.
1. Эндрю Карнеги
Эндрю Карнеги, которого часто называют "стальным королем", сделал для стали то же, что Джон Рокфеллер сделал для нефти. Его деятельность по созданию и эксплуатации сталелитейной компании U.S. Steel принесла ему репутацию второго богатейшего человека в истории. Но задолго до этого, в 1850-х годах, Карнеги начал работать скромным телеграфистом. К 1860-м годам его инвестиции в железные дороги, мосты и нефтяные вышки (в сочетании с прибыльной подработкой продавцом облигаций) позволили ему построить компанию U.S. Steel и превратить ее в прочную империю.
В 1890-х годах, после долгих трудов, компания Карнеги стала "крупнейшим и самым прибыльным промышленным предприятием в мире". К тому времени, когда в 1901 году он продал свою компанию Дж. П. Моргану, Карнеги был готов к заслуженной пенсии, наполненной щедрой филантропией и благотворительностью. Состояние на пике: $298.3 миллиарда.
2. Сэм Уолтон
Сэм Уолтон был идейным вдохновителем Wal-Mart. Открыв свой первый магазин в 1962 году, Уолтон поклялся переделать индустрию розничной торговли в соответствии со своей радикальной философией сокращения расходов. К 1966 году его сеть насчитывала уже 20 магазинов и быстро росла. Настоящий секрет феноменального роста Wal-Mart, как отмечает журнал TIME, заключается в том, что Уолтон "возможно, был первым настоящим генеральным директором информационной эпохи". Далее TIME отмечает, что Уолтон был первым, кто нанял компьютерщика, чтобы перестроить систему логистики и инвентаризации компании, что привело к беспрецедентной эффективности, которая позволила Wal-Mart обойти практически все существующие универмаги.
3. Опра Уинфри
Какие шансы на успех вы бы дали бедной женщине, родившейся в глуши Миссисипи от матери-подростка, выросшей в центре Милуоки, изнасилованной в девять лет, а затем, в возрасте 14 лет, родившей сына, который вскоре умер?
Мрачные шансы, как нам кажется. Если только этой женщиной не окажется Опра Уинфри. Свою первую работу на радио Опра получила еще в школе. Вскоре она перешла на дневное ток-шоу, где, успешно подняв рейтинги чикагского телешоу, основала собственную продюсерскую компанию. Эта продюсерская компания, Harpo, положила начало целой империи. Шоу Опры Уинфри является самым рейтинговым ток-шоу в истории телевидения и получило несколько премий "Эмми". Она также является удивительным филантропом, который жертвует часть своего состояния в 1,3 миллиарда долларов на различные цели, направленные на благо женщин, детей и семей.
4. Льюис Раньери
Льюи Раньери прошел путь от скромной работы на почте в бывшем титане Уолл-стрит Salomon Brothers до зала заседаний совета директоров. Получив предложение возглавить недавно созданный отдел ипотечных облигаций (что он воспринял как пощечину), Раньери сделал этот отдел не только самым прибыльным в Salomon, но и на какое-то время самым прибыльным на всем Уолл-стрит. Его уникальная идея заключалась в том, что потребительские ипотечные кредиты можно объединить в пулы с однородным риском (скажем, 30-летние ипотечные кредиты на 110 000 долларов под 12 % годовых), которые инвесторы всех мастей будут с удовольствием покупать.
Как рассказывается в книге "Покер лжецов", Раньери принес Salomon миллиарды долларов и часто приписывают ему запуск всего рынка ипотечных ценных бумаг.
5. Сергей Брин/Ларри Пейдж
Рин и Пейдж, как и многие другие технологические предприниматели до них, ощутили непоколебимое желание бросить колледж ради чего-то большего и лучшего. Для этих двух начинающих аспирантов Стэнфорда таким делом стал Google. Это стало началом серьезного технологического сдвига в Интернете. В своей захватывающей книге "Поиск" редактор Wired.com Джон Баттелл рассказывает о том, как "Google переписал правила ведения бизнеса и изменил нашу культуру". Конечно, жизнь компании не была такой уж легкой до проведения IPO на миллиард долларов в 2004 году. Возможно, если бы не чек на 100 000 долларов от соучредителя Sun Энди Бехтольшайма, Google никогда бы не продвинулся дальше амбициозного проекта в комнате общежития. Сегодня успех Google позволил Брину и Пейджу к 30 годам достичь статуса миллиардеров.
6. Никлас Зеннстрем
Этот шведский предприниматель и не подозревал, какой дикий аттракцион его ждет, когда он поднял занавес над своим самым большим творением. Будучи соучредителем KaZaA Media Desktop, Зеннстрем оказался под прицелом звукозаписывающей и киноиндустрии после того, как его программа стала самым популярным способом торговли мультимедийными файлами через Интернет. Внимание и угрозы судебных исков стали настолько сильными, что Зеннстром покинул Соединенные Штаты и в конце концов продал KaZaA другой компании. Но Зеннстром не остановился на достигнутом: уже через год он работал над созданием Skype, сервиса интернет-телефонии, основанного на той же технологии P2P, которая использовалась в KaZaA. Skype не заставил себя долго ждать, и гигант аукционов eBay выложил за молодую компанию огромную сумму в 2,6 миллиарда долларов.
7. Алекс Родригес
Топ-спортивная империя в нашем списке, несомненно, принадлежит Алексу Родригесу, сенсационному шорт-стопу, который взял штурмом Высшую лигу бейсбола в 21 год, новичку в гладких перчатках, отбивающему хоумран. После нескольких сезонов, стабильно входя в число лучших бейсболистов, Родригес использовал свою родословную в области мощных ударов, заключив в 2000 году 10-летний контракт на 250 миллионов долларов с "Техас Рейнджерс" – рекорд для любого спортсмена в любом виде спорта. Но Алекс еще не закончил зарабатывать деньги. В 2007 году он исключил пункт об отказе от участия в своем контракте, который позволил ему заключить еще один контракт с New York Yankees. На этот раз A-Rod подписали новый рекордный контракт стоимостью более 300 миллионов долларов на 10 лет. Это даже не считая денег, полученных от спонсорской поддержки, которые неизвестны широкой публике.
Неплохой результат для парня, выросшего без отца в пригороде Нью-Джерси!
8. Марк Кубан
Владелец "Даллас Маверикс" создал империю благодаря своему огромному богатству и взрывоопасной, противоречивой личности. Благодаря своему откровенному блогу он получил несколько штрафов от комиссара НБА Дэвида Стерна, а его деловые предприятия принесли ему невероятный успех. Однако не всегда все было так радужно для Кубана. Он вырос в еврейской семье рабочего класса (его отец был механиком автомобилей) в пригороде Питтсбурга, где его первым делом стала продажа мусорных пакетов, чтобы собрать деньги на дорогие баскетбольные кроссовки. Из этого небольшого начинания стартовала целая жизнь деловых амбиций, завершившаяся созданием и продажей интернет-компании, которая привела его к покупке баскетбольной команды "Даллас Маверикс".
К 49 годам Кьюбан стал миллиардером, а также одним из основателей кабельной сети HDNet.
9. Скотт Борас
Сегодня Скотт Борас, пожалуй, наиболее известен как человек, заключивший два рекордных бейсбольных контракта с Алексом Родригесом. Однако для любителей бейсбола Борас уже давно зарекомендовал себя как самый агрессивный и успешный спортивный агент всех времен. Возглавляя калифорнийскую корпорацию Скотта Бораса, Борас создал целый пакет услуг вокруг игроков, которых он представляет, включая атлетических тренеров, спортивных психологов, связи с самыми прибыльными спонсорами кроссовок и оборудования и многое другое. В своей книге "Лицензия на сделку" Джерри Красник пишет, что Борас, вероятно, заключил контракты на сумму более 2 миллиарда долларов.
Удивительно, но Борас создал всю свою империю, имея лишь диплом юриста и интуицию, что он может стать успешным агентом. Став успешным, он отказался от еще более выгодных сделок по представлению интересов голливудских актеров и звезд других видов спорта, чтобы полностью посвятить себя своим бейсбольным клиентам.
10. Тайгер Вудс
Хотя у Патрика Махоумса, самый большой игровой контракт в истории спорта, Тайгер Вудс, вероятно, превзошел его по количеству рекламных акций. Знаковая суперзвезда гольфа стала тем, кого ESPN назвал "человеком с состоянием в 1,8 миллиардов долларов", а также, возможно, первым в мире спортсменом с состоянием в миллиард долларов. Рик Бертон, гуру маркетинга Орегонского университета, выразил полное согласие с оценкой ESPN:
"Тайгер Вудс - идеальный спортсмен", - говорит Бертон. "Думайте о нем как о потомке Арнольда Палмера и Майкла Джордана".
В отличие от многих спортсменов, которые довольствуются огромным единовременным вознаграждением за свои рекламные услуги, Тайгер выбрал другой подход. Чтобы заполучить свое лицо на коробке с хлопьями или в рекламе обуви, он потребовал долю в самом бизнесе. Это позволило ему коммерциализировать свой образ до невиданного ранее уровня.