17-го, а по другим данным 19 февраля 1919 года ВСНХ (высший совет народного хозяйства) издал постановление о Главном Правлении государственных автомобильностроительных заводов.
Ему переданы и подчинены АМО, Русско-Балтийский завод в Филях и «Русский Рено» в Рыбинске. Фактически это была национализация автопрома.
Что же именно национализировали? Сразу скажем, что это были скорее разрозненные цеха, причем не всегда достроенные, нежели действующие предприятия.
Завод АМО, заложенный в 1916-м, не успели построить до конца, и свою первую продукцию он выдал только в 1924 – собранные по итальянской лицензии полуторки АМО-Ф-15.
В дальнейшем предприятие, получившее имя Сталина, а потом Лихачева, стало флагманом грузового автомобилестроения. Сегодня на территории бывшего автогиганта стоят жилые кварталы, а о нем напоминает название улицы – Автозаводская.
Рижско-Балтийский вагонный завод, частично эвакуированный в 1915-м в Москву, ремонтировал и собирал легковые машины (была недолго такая марка – Промбронь), а затем был перепрофилирован и передан в концессию фирме Юнкерс. С 1927 года – самостоятельный авиазавод, в ныне – космический центр им. Хруничева.
Русский Рено, который в Рыбинске должен был выпускать французские машины, также вскоре после национализации большевиками был передан в авиапром и стал одним из самых значимых моторных заводов. Здесь делали двигатели Климова, которые воевали на истребителях Як; потом осваивали реактивную технику. Ныне «Рыбинские моторы», или акционерное общество «Сатурн», по-прежнему работает на авиацию.
Вот такая разная, интересная, непростая судьба у первых предприятий российского автопрома, национализированных 105 лет назад.