Сегодня сложное кино принято называть "чернухой", хотя отличие чернухи от сложного кино принципиально.
Чернуха не задает вопросов, не пытается что-то менять, ни с чем, по сути, не борется. Это просто черная дыра, в которой, как правило, сидит автор и затягивает туда зрителя, ради того, чтобы усадить рядом.
Яркий пример чернухи в кино - «Груз 200» Алексея Балабанова. Я очень люблю этот фильм, но прекрасно понимаю, что он про изъятие героя "Брата" из нашей жизни. Режиссер дал героя времени - режиссер забрал героя времени. И нечего дуть губы и обижаться.
Примеров сложного кинематографа, разумеется больше, чем чернушного. Все потому что хорошее кино, как и любое другое искусство, ставит своей целью задавать вопросы и отвечать на них, а не демонстрировать грязь ради демонстрации грязи.
1. «Елена» Андрей Звягинцев, 2011 год.
Фильм многие обвиняют в чернушности и попытке выдавить драму там, где ее нет. Все потому, что смотреть его действительно тяжело.
Но если говорить серьезно, то картина ставит перед зрителем задачу переосмыслить слепую материнскую любовь и ответить себе на главные вопросы: на сколько любовь эта слепа, к чему она может привести, и предусмотрена ли в ней какая-то логика вкупе со справедливостью?
Финал картины на самом деле открытый, поэтому можно смело сказать, что автор никакой позиции не навязывает.
P.S. Да, там безусловно прослеживается линия презрения к быдлу окраин, но на тараканов в голове автора обращать внимание не обязательно.
2. «Человек из Подольска», 2020
Картина, обязательная к просмотру современным релокантам. Здесь даже без пояснений - фильм отличный, поскольку ставит перед зрителем задачу ответить себе на вопрос, почему тот склонен видеть фекалии везде, даже там, где их нет? В основе сюжета обычный парень из Подольска, ненавидящий "совок", "рашку", "людишек", да и вообще - себя, как часть культуры. Но ничего, полиция выбьет из него это г-но.
3. «Как Витька Чеснок вёз Лёху Штыря в дом инвалидов» Александр Хант, 2017
Кинокартина основана на реальных событиях поговорки "Что посеешь - то и пожнешь". В фильме есть место и ненависти и милосердию, и презрению.
Можно как угодно относиться к так называемому быдлу. Но автор ставит перед собой задачу понять их, и даже простить, за что ему огромный респект и спасибо.
Это хорошая картина, потому что в ней всего по-немногу. И из этого винегрета, собственно, состоит жизнь.
4. «Жить» Василий Сигарев, 2012
Фильм «Жить» - это три истории о бессмертии человеческой души. Главные герои сталкиваются с уходом по ту сторону своих близких, но не расстаются с ними.
Это очень тяжелое, но в то же время бесконечно трогательное кино, которое я рекомендую к просмотру абсолютно всем.
5. «Звезда» Анна Меликян, 2014
Как это - жить вопреки? Фильм «Звезда» - это танец "на грани": человеческого и бесчеловечного, цинизма и добродетели, ненависти и любви.
Картина уникальна тем, что авторам удалось создать баланс там, где большинству из нас его создать просто не дано. Анна Меликян, как режиссер, смогла углядеть человека в самой мерзкой главной героине Российского кинематографа.
P.S. Первые полчаса фильма очень тяжело справиться с желанием пристрелить эту курицу, но и это пройдет.