Современные технологии применяются в совершенно разных отраслях, поскольку могут ускорить процесс работы и позволяют делиться творчеством с людьми из любой точки земли. Мир моды не стал исключением. В этом году в программу фестиваля-конкурса моды и фото "Мельница моды" включили новую номинацию "Цифровая мода". Она подразумевает создание виртуальных коллекций одежды, разработанных в программе для проектирования Clo3D. Почему цифровая мода сейчас так актуальна и какое будущее ее ждет, корреспонденту БЕЛТА рассказала член Союза дизайнеров России, старший преподаватель кафедры цифровых и аддитивных технологий Санкт-Петербургского государственного университета промышленных технологий и дизайна Ирина Сошникова. - Как объяснить понятие цифровой моды тем, кто не сталкивался с ней? - Цифровая мода - достаточно обширное понятие. В него входят и виртуальные примерочные, и виртуальные показы, и виртуальные музеи. Все, что было характерно для модной индустрии, с помощью современных инновационных технологий перенеслось в виртуальное пространство. Особую актуальность и толчок к развитию цифровая мода получила в связи с пандемией коронавируса и наложенными на людей ограничениями, так как дала возможность увидеть костюмы, созданные в разных уголках мира.Создание виртуальных коллекций выгодно и целесообразно экономически, потому что не нужно тратить средства на закупку тканей и пошив одежды. Понятно, что техническое оборудование и специалисты требуют определенных финансовых затрат, но в сумме все равно получается выгоднее, чем траты на пошив реальной коллекции, ее презентацию, аренду помещения для показа и оплату специалистов. Создавая одежду в виртуальной реальности, можно нарушить законы физики и реализовать более смелые идеи, которые в реальной жизни в силу материальности объектов воплотить не получится. - Как можно использовать виртуальную одежду? - Спроектировав виртуальную одежду, мы можем впоследствии использовать ее, как хотим: интегрировать в видео, примерять на аватары, продавать блогерам или медийным личностям. Изначально направление цифровой моды носило точечный характер, но им заинтересовались крупные бренды и модные европейские дома, у которых есть бюджет и технологии для реализации виртуальных проектов. Если мы говорим о создании виртуальных музеев, то, конечно, для этого требуются оборудование и программное обеспечение определенной мощности.В будущем виртуальные примерочные будут очень востребованы на онлайн-платформах. Человек сможет примерять вещи не выходя из дома. Такие технологии уже интегрированы на некоторых платформах. Костюмы для презентации также будут востребованы в социальных сетях, ведь для одной онлайн-встречи или фотосессии дешевле купить виртуальный костюм, а не заказывать реальный. В целом проведение виртуальных показов поможет дизайнерам экономить время и выбирать для реализации только те модели, которые вызовут ажиотаж у публики. - Можно ли получить высшее образование по этому направлению? - Высшее образование по этому направлению сейчас можно получить только в Санкт-Петербургском государственном университете промышленных технологий и дизайна, где открыта кафедра, обучающая студентов-магистрантов по направлению подготовки "прикладная информатика в дизайне и цифровые технологии высокотехнологичной индустрии". В позапрошлом году состоялся первый выпуск студентов, которые два года обучаются на этом направлении. Они представили достаточно разнообразные дипломные проекты. Часть из них была посвящена актуальным примерочным, их интеграции и использованию интернет-платформами, часть представляла проекты по созданию аватаров и даже компьютерных игр, которые пользователь мог открыть на своем мобильном телефоне, выбрать аватара, подобрать ему костюм из разработанной коллекции и совершить мини-путешествие по виртуальному пространству. - Как в университете появился музей цифровой моды? - Музей задумывался и реализовывался как ответ на установку всеобщей цифровизации. В 2023 году была открыта новая номинация в международном фестивале моды, искусства и дизайна "Адмиралтейская игла" - "Мода и дополненная реальность". В ней были представлены конкурсные проекты студентов двух кафедр: дизайна костюма и цифровых и аддитивных технологий. Студенты кафедры дизайна костюма разрабатывали и проектировали модели одежды, а студенты кафедры цифровых и аддитивных технологий собирали их в экспозиции, то есть придумывали концепции объединения костюмов и переводили одежду в дополненную реальность. Впоследствии был открыт музей, где создали пять тематических зон, помещенных в пространство холла главного здания университета. Надев виртуальные очки, посетитель может прогуляться по этим пространствам, детально рассмотреть костюмы и представить их вживую, что дает эффект полного погружения. - Произойдет ли отделение цифровых дизайнеров как отдельной специализации? Или дизайнеры станут универсалами, работающими в разных направлениях? - Мне кажется, что параллельно будут существовать две возможности. Разумеется, даже цифровые дизайнеры должны знать основы конструкции и другие базовые дисциплины, поэтому будут специалисты-универсалы, обладающие опытом и навыками работы в графических программах. При этом есть тенденция на отдельную специализацию каждого человека. Создаются такие команды, где один специалист занимается разработкой замысла, то есть идеей и эскизом костюма, а второй визуализирует его и проектирует модель, используя графические редакторы. Думаю, многое зависит от бюджета и специализации компании, но в целом продолжат развиваться разные направления. Понимание цифровой моды необходимо, чтобы быть востребованными на рынке, но в целом дизайнерам изучение программ дается легко, ведь многие интерфейсы созданы по одному принципу. - Возможно, в будущем технологии позволят печатать одежду на 3D-принтере. Верите ли вы в подобные перспективы развития? - Я думаю, это вполне реально. Сейчас растет тенденция на интеллектуализацию моды. Она находит отражение не только в дизайне одежды, но и промышленном предметном дизайне. Учитывая это, можно сказать, что печать на 3D-принтере очень перспективное направление развития. Она способна помочь внести изменения в предметы гардероба с учетом вкусовых предпочтений пользователя. Главная проблема - разработка более пластичного и приятного для кожи материала. Если ученые найдут тот, который будет отвечать требованиям человека, то дальше дело за малым.БЕЛТА.-0-