Провал западных санкций в отношении экспорта российской нефти можно оценить, проехав на лодке из греческого прибрежного города Гитейо, где два нефтяных танкера с ржавыми корпусами общим возрастом 57 лет стоят всего в нескольких метрах друг от друга.
Владельцы таких судов и страховщики неуловимы, пишет Bloomberg. Они плавают под единственным в мире флагом, который власти считают объектом «очень высокого риска». А конечный пункт назначения прибылей от торговли российским топливом остается загадкой.
Даже их движения вызывают подозрения. Цифровые системы слежения показали, что 26-летняя "Турба" плыла на расстоянии более четырех миль, в то время как 900-футовая "Симба" сливала свой топливный груз в меньшее судно, на глазах у съемочной группы Bloomberg. В тот же сентябрьский день, когда произошла эта переброска с корабля на корабль, поблизости плавало более десятка подобных судов — часть огромного теневого флота, которые делали то же самое или готовились к таким маневрам.
Соглашение о санкциях против России, подписанное год назад, включало ограничение цены на морскую российскую нефть в размере 60 долларов за баррель, что на 24 доллара ниже средней рыночной цены за последние 12 месяцев. Но вместо этого был создан прибыльный бизнес для множества торговцев и судоходных компаний, которые трудно отследить. Согласно торговым данным, собранным Bloomberg, с момента, когда нефть покидает Россию, до момента, когда она достигает покупателей, испаряется около 11 миллиардов нефтедолларов в год.
Ценовой потолок был установлен таким образом, чтобы не допустить предоставления России компаниями из стран «Большой семерки» услуг по доставка и страхованию, когда нефть продавалась по цене более 60 долларов. В то же время Европейский Союз запретил почти весь импорт нефти из России, которая до этого момента была основным поставщиком блока, что вынудило Москву оказаться в объятиях двух доминирующих клиентов: Китая и Индии.
Санкции был задуманы как способ ограничить нефтяные доходы России, не вызывая при этом скачка мировых цен на энергоносители. Но побочным эффектом стала такая перестройка финансовой архитектуры нефтяной и морской торговли, которую, по мнению некоторых экспертов, будет трудно повернуть вспять в конце конфликта или после возможной отмены существующего режима санкций. Это усилило страх перед экологической катастрофой и оставило дверь открытой для невидимых нефтяных фондов, которые вернулись в Кремль.
«Теневой флот и альтернативы западному морскому страхованию не новы. Иран использовал их в течение многих лет. Теперь, когда их использует такой крупный производитель, как Россия, они стали более распространенными», — сказал Эдди Фишман, старший научный сотрудник Центра глобальной энергетической политики Колумбийского университета, который помог сформировать предыдущие санкции США в отношении Ирана и России и выступает за использование вторичных санкций, чтобы придать действенность существующим мерам. «В отсутствие согласованных действий, направленных на то, чтобы сделать использование этих некачественных альтернатив западным услугам более дорогостоящим, они будут раширяться и станут структурной особенностью мировой торговли нефтью».
Несмотря на предварительные признаки того, что Запад пытается закрыть обходные пути для России, власти Греции утверждают, что они бессильны предотвратить эту тайную судоходную деятельность, происходящую недалеко от побережья страны. Она происходят в международных водах, которые начинаются в шести милях от береговой линии Лаконского залива,
Испания, еще одно государство-член ЕС, смогла пресечь подобную деятельность в начале этого года, оставив Грецию — крупнейшую в мире страну, владеющую нефтяными танкерами, — в качестве главного исключения. Действуя в рамках ценового ограничения, суда, принадлежащие Греции, перевалили в этом году больше российской нефти, чем суда-конкуренты из любой другой отдельной страны, за исключением самой России.
Греческие владельцы смогли продолжить торговлю, не нарушая правил ЕС, после того, как дипломаты страны успешно лоббировали смягчение санкционных мер, которые в противном случае ограничили бы способность грузоотправителей торговать с Россией. Согласно данным статистки, греческие суда перевезли 20% всех поставок нефти в Россию в 2023 году и почти треть ее экспорта флагманского сорта нефти сорта Urals.
Как долго это будет продолжаться, неизвестно. Международная морская организация (ММО), контролирующая судоходство, заявила, что незаконная деятельность теневого флота нефтяных танкеров вызывает «серьезную озабоченность» с точки зрения экологической безопасности, и призвала к глобальному пресечению этой деятельности. Она попросил государства-члены содействовать действиям по предотвращению незаконных операций теневого флота в морском секторе. Не называя Россию, ММО отметила, что корабли «представляют реальный и высокий риск инцидентов, особенно при перевалке с судна на судно».
Важность теневого флота для Москвы очевидна — в этом году с его помощью перевезено около 45% российской нефти.
«Теневой флот «укрепляется», - сказал Ларс Барстад, главный исполнительный директор управленческого подразделения Frontline Ltd., владельца некоторых крупнейших в мире супертанкеров, - и это будет продолжаться до тех пор, пока регулирующие органы не смогут бороться с этим».
Судовладельцы и участвующие в этом трейдеры помогли России обойти санкции, который первоначально рекламировались как агрессивный шаг, впервые устанавливающий ценовое ограничение на основной товар, торгуемый на международном рынке.
Тем не менее, доходы России от экспорта нефти, основного источника налоговых поступлений, почти удвоились в период с апреля по октябрь 2023 года. Согласно расчетам Bloomberg, которые основаны на данных российского Минфина, чистые доходы России от продаж нефти в размере $11,3 млрд в октябре составили 31% от общих чистых доходов бюджета страны за месяц. Это был самый высокий показатель с мая 2022 года.
Владельцы российского и теневого флота в совокупности перевезли более 70% российских нефтяных грузов за первые девять месяцев 2023 года, что позволило Москве сохранить контроль над ее экспортом и постепенно повышать цены.
Официальные данные индийской таможни показывают, что цена, уплаченная за российскую нефть в 2023 году, к тому времени, когда она достигла азиатской страны, в среднем составляла 72 доллара за баррель. Это на $12 выше цены нефтяного потолка. Данные Argus Media, используемые для обоснования политики «Большой семерки», показывают аналогичный разрыв с марта 2023 года. Учитывая, что в 2023 году Россия экспортировала около 3,5 миллионов баррелей нефти в день, это означает, что около 11 миллиардов долларов уходит на то, что можно было бы назвать спредом поставок. Часть этой суммы будет представлять собой законные расходы на доставку, но почти вся она проходит через анонимных торговцев или неизвестные транспортные компании.
До начала конфликта на Украине в феврале 2022 года большая часть российской нефти продавалась крошечной группой сверхмощных торговцев, работавших в таких местах, как Лондон и Женева.
Доминирующими игроками были Vitol Group, Glencore Plc и Trafigura Group. В 2021 году они перевезли примерно 40% национальной нефти марки Urals. Эта тройка компаний публично вышла из торговли российской сырой нефтью вскоре после начала конфликта и после того, как перспектива санкций стала реальностью. На смену им пришла армия более мелких и трудно отслеживаемых организаций с неясной принадлежностью и штаб-квартирами от Гонконга до Дубая.
За исключением российского ПАО «Лукойл», China National Petroleum Corp. и Indian Oil Corp., все пять крупнейших сегодняшних покупателей российской нефти были неизвестными организациями, когда начался конфликт. Согласно данным Института KSE и документам компании, одна из них была зарегистрирована только после февраля 2002 года.
Некоторые из них, включая, казалось бы, вдохновленную Гарри Поттером компанию Bellatrix Energy и Nord Axis Ltd, тесно связаны с отдельными российскими производителями. Например, по данным института KSE, за первые девять месяцев 2023 года Bellatrix обработала около 20% поставок Сургутнефтегаза, третьего по величине экспортера страны за этот период. В 2021 году, в первый год после регистрации, у неее не было ни одной сделки. В то время как Nord Axis, основанная в Гонконге 15 февраля 2022 года — всего за девять дней до начала конфликта на Украине — покупает сырую нефть только у ПАО «Роснефть».
«Все это просто уходит в подполье», — сказал Ади Имсирович, бывший глава нефтяного отдела «Газпром маркетинга и трейдинга» — британской компании, которая в конечном итоге принадлежала российскому энергетическому гиганту, — а теперь директор Surrey Clean Energy. «И мы не знаем, кто, что и как делает, и что куда движется».
«Санкции имеют благие намерения», — сказал Бен Кэхилл , старший научный сотрудник Центра стратегических и международных исследований. «Но в конечном итоге они привели к тому, что большой флот стареющих танкеров работает вне досягаемости западных регулирующих органов, предположительно с некачественной страховкой».
Это не осталось незамеченным. С 12 октября Казначейство США наложило санкции на восемь нефтяных танкеров за нарушение ценового потолка. Шесть принадлежали российскому Совкомфлоту, государственной нефтяной танкерной компании. Власти США также обратились к операторам около 100 судов с просьбой предоставить информацию о потенциальных нарушениях ценового ограничения. ЕС изучает возможность введения системы уведомлений, которая потребует от ЕС разрешения на продажу или экспорт танкеров и подержанных перевозчиков. Это может затруднить продажу танкеров теневому флоту государств-членам ЕС, таких как Греция. Великобритания также ввела санкции в отношении базирующегося в Дубае нефтяного трейдера из-за его непрозрачной структуры собственности.
Министерство финансов США заявило, что теперь оно хочет увеличить затраты, с которыми сталкивается Россия при доставке нефти.
«Мы собираемся более внимательно изучить ценовой потолкл», — заявил Bloomberg советник президента Джо Байдена по энергетической безопасности Амос Хохштейн. Он добавил, что «Казначейство США и другие» принимают меры для того, чтобы доходы Москвы от торговли нефтью упали вслед за ростом цен на российскую нефть. «Мы собираемся принять меры всякий раз, когда увидим необходимость снизить цену до уровня предельного уровня или ниже его», — сказал он в кулуарах COP28 в Дубае.
Главный вопрос заключается в том, действительно ли США и их союзники хотят сократить потоки российской нефти, что потенциально может привести к росту мировых цен на топливо — в год выборов Байдена. Если они этого не сделают, - и так считают многие нефтяные трейдеры и аналитики, - то у Москвы есть обходные пути, которые она может использовать: от своего теневого флота до поощрения западных поставщиков услуг закрывать глаза на потенциально ложные свидетельства трейдеров о цене, по которой они покупают нефть.
«У политиков всегда была двойная цель: обеспечить хорошее снабжение рынка, но снизить доходы России на баррель», — сказал Кэхилл из CSIS. «Кажется очевидным, что первоочередная задача имеет приоритет. За последние шесть недель усилились целенаправленные принудительные меры, но в целом Россия вывела большую часть своего экспорта нефти и нефтепродуктов из зоны легкой досягаемости санкций «Большой семерки».