Найти тему
Ural Cossacks

УРАЛЬСКИЕ КАЗАКИ ОТСТОЯЛИ ФУНДАМЕНТ БОГОЯВЛЕНСКОГО СОБОРА - часть 2

Обстановка вокруг площади 1905 года в Екатеринбурге весной 2005 г.

Уральские казаки вместе с Церковью и интеллигенцией Екатеринбурга отстояли площадь 1905 г.

В средствах массовой информации прошли сообщения о планировании грандиозного строительства подземной парковки под площадью 1905 года.
Казалось бы, похвально стремление наших строителей благоукрашать такой крупный административный, культурный, научный и деловой центр, каковым является сегодня Екатеринбург. Сейчас площадь представляет собой заставленную автомобилями прямо на месте алтаря и захоронений наших предков стоянку, представляющую, кроме того еще и опасность для пешеходов.

Однако, благоустройетво города не может быть поводом поругания культурно—исторических ценностей. Центральная площадь нашего города в историческом плане дoлжнa славиться не тем, что в 1905 году на ней были убиты несколько наших земляков, втянутых в революционное противостояние, а тем прежде всего, что на ней стоял Богоявленский Кафедральный собор.

-2
-3

«По элегантности общего силуэта, по выисканности масс, это бесспорно один из выдающихся памятников эпохи», - писал о соборе крупный знаток архитектуры К. Т. Бабыкин. Стройной колокольней, увенчанной шпилем (высота вместе с крестом — 31 сажень, то есть 66 метров), екатеринбургский храм несколько напоминал Петропавловский собор в Петербурге и подобно тому был гордостью и украшением набирающего силу города.

Собор был заложен 17 июля 1771 года. Есть основания предполагать, что проектировавший его архитектор был учеником создателя Петербургского Петропавловского собора Трезини.

У стен собора проходили самые торжественные мероприятия в жизни города. Отсюда выходили грандиозные Крестные ходы. Здесь встречали самых почетных гостей города, в том числе членов императорского семейства, проводились воинские парады. Здесь провожали войска на фронт. В 1907 году у алтаря собора был установлен, отлитый из чугуна на Каслинском заводе памятник Императору Александру II, построенный на всенародно собранные деньги. На постаменте памятника было написано: «Царю Освободителю», «В память 19 февраля 1861 года», «От Городского общества и горнозаводских мастеровых».

Таким образом, для строительства громадного гаража и с целью
получения немалых доходов выбрано место для Русской Православной Церкви
— святое, особо почитаемое нашими предками. Кроме того в нижнем храме Богоявленского собора были захоронены три екатеринбургских Архиерея: за правым клиросом 24 сентября 1845 г„ Богоявленского Собора епископ Мелхисидек, за левым клиросом Богоявленского Собора почивший 8 мая 1860 г. епископ Ириней, за левым клиросом северного Трехсвятительского придела почивший 24 октября 1891 г. епископ Поликарп. Возможно есть и другие захоронения, так как в России всегда существовала традиция хоронить особо уважаемых и заслуженных людей близ храма, тем более у такого значимого, как кафедральный собор.
Теперь, после разрушения Богоявленского Собора мы ходим не только по месту алтаря храма, но и по могилам этих выдающихся людей. Ни для кого не секре r, что на этой площади, на костях наших предков порой совершаются
развлекательные мероприятия.

А ведь наши благочестивые предки даже при полном разрушении храма ставили часовни на месте его алтаря, чтобы эта святыня не была даже случайно поругана.

Сегодня, когда восстанавливается историческая память народа, пришло время восстановления святынь, которые являлись достоянием, историей, культурой, гордостью и украшением всего уральского региона. Значение восстановления величественного Богоявленского собора для города, несравнимо ни с какими, даже очень необходимыми подземными сооружениями. Как нам известно, исследования, проведенные профессором УГАХА Слукиным В. М. и ст. научными сотрудниками Горбачевым М. Ю. и Бодиным В. В. показали, что в пределах Кафедральной площади достаточно четко выделяются зоны развалов наружных стен, повторяющих общую планировочную структуру Собора. Учеными были сделаны следующие выводы:

- заглубленные в грунт остатки утраченного Кафедрального Собора находятся под поверхностью брусчатого покрытия площади в толще культурно—техногенного слоя,
- в контуре центральной части Собора, совпадающего с границами плана здания 1856 года, прослеживается подвал-крипта, разделенный на две зоны,

- в западной части подвала выявлена обширная полость, возможно с сохранившимся или частично разрушенным сводом,
- в восточной зоне подвала пространство заполнено строительными остатками, однако и здесь прослеживаются полости,
в контурах развалов выделяются линии фундаментов основного объем а и одноэтажных приделов.

Это означает, что, начиная промышленное строительство на этом
историческом месте, мы будем вынуждены продолжить разрушение фундаментов собора, его закладного камня со святыми мощами. Это означало бы упорствовать в продолжении трагических ошибок наших предков и усугублять глумление над святыней. Если сегодня существуют и охраняются государством памятники XX века, то имеют право на восстановление и памятники, построенные нашими предками, такие как Богоявленский собор и памятник Императору Александру II — Освободителю.

Учитывая достижения сегодняшней градостроительной и инженерной мысли, мы сегодня могли бы создать действительно уникальный проект, который отвечал бы не только насущным потребностям удобства и многофункциональности мегаполиса, но и его историческим и культурные традициям. Надо предусмотреть восстановление Богоявленского Собора и размещение подземных объектов таким образом, чтобы исключалось их размещение в пределах фундаментов храма.

Неуместными для размещения в подземном пространстве на этой площади, рядом с храмом на наш взгляд являются развлекательные комплексы. Здесь можно было бы разместить помещения для духовно-нравственных и культурно-просветительских целей как религиозных, так и светских.

Принимая во внимание вышесказанное, несомненно, одно — мы, жители XXI века обязаны восстановить историческуіо справедливость и на месте фундаментов восстановить поруганную святыню ибо «... каждый храм неуничтожим, перед очами Божиими он всегда останется храмом.И в разрушенных церквах Ангелы престолов совершают Службу Божию...».

Одновременно мы хотим выразить свою обеспокоенность тем, что решение о строительстве подобных грандиозных объектов, меняющих лицо нашего города, принимается без учета мнения общественности, без анализа культурно-исторической перспективы. Было бы целесообразным разработать единую концепцию развития подземного пространства города Екатеринбурга, принимая как необходимое условие соблюдения исторических и культурных традиций нашего города.

Не размещать объекты подземного пространства вблизи или на месте культовых сооружений, помятуя при этом о святости этого места и нашей истории. В разработке проектов под другими площадями города Екатеринбурга, на которых размещались храмы учитывать возможность их будущего восстановления, так, например Екатерининская площадь (площадь Труда) и площадь на пересечении ул. Уктусской и Покровского проспекта (ул. 8-Марта - Малышева).

Учитывая все вышесказанное, просим общественность и городскую администрацию со всей серьезностью отнестись к возможности строительства автомобильной парковки под Кафедральной площадью (ныне площадь 1905 года). При осуществлении проекта исключить для проектирования часть пространства занимаемое ныне фундаментами Богоявленского собора, учесть условие восстановления Богоявленского собора и восстановление памятника Императору Апександру II.


Атаманское правление

-4
-5
-6
-7
-8