Найти тему
Царь Иван Грозный

Подьячего приковывали цепями к рабочему месту

Любое учреждение на Руси в XVI веке называли приказами, в которых существовали канцелярии. Тут оформлялись грамоты, челобитные, доклады и другие важные документы.

Делопроизводством в приказах занимались дьяки, которые делились на старших, младших и «средней руки».
Дьякам подчинялись подьячие. Они также подразделялись на старших, младших и «средней руки». Таким образом, на самой низшей ступени в канцелярии любого приказа находился младший подьячий, которого строго контролировали. Обычно ему доверяли роль писца или переписчика уже готового документа.
Старшим и подьячим средней руки доверяли больше: на них возлагалась функция хранения дел (документов), опечатка архивных сундуков, оформление решений по судебным делам в бумажном виде.

Принимали просителей в приказной избе.  Тут всегда было много людей, дьяки и подьячие тут же готовили документы. Приказная изба часто состояла из нескольких комнат – горниц, потому что крупный приказ подразделялся на повытья (в современном понимании на отделения).
Судьи располагались в особом помещении – в казёнке. Такое название появилось из-за того, что под горницей располагался подвал, где хранилась казна с деньгами и важными документами.

Столы подьячих, занимающихся письмом, были узкими, в 3 доски. Кроме документов и чистых листов тут же стояли чернильницы с чёрными чернилами и киноварью – красными чернилами для начертания заглавных букв, горшки с клеем для склеивания полос бумаги, сургуч, воск, штемпель с печатью, гусиные перья с ножами для их заточки.
На полках лежали свитки документов, возможно, указы, которыми следовало руководствоваться делопроизводителям. Образчики каллиграфического письма висели на стенах.

Стол в горнице один, но длинный. Во главе его сидит старший подьячий, остальные в ряд на лавках, касаясь локтями друг друга. Просителей в горнице также много, каждый обращается к тому подьячему, который занимается именно его делом, стараясь перекричать стоящего рядом.
Рабочий день подьячего начинался в 6 утра. В полдень народ расходился по домам на обед и дневной сон по русскому обычаю. В 3 часа работа в приказных избах возобновлялась.

Концом рабочего времени считалось 9 часов вечера. Но домой могли уходить только те подьячие, кто успевал сделать весь обозначенный дьяками и повытчиками суточный объём работы. Не уложившимся в срок приказывают доделать работу ночью.
В том случае, если подьячий опять не успел (уснул, например), его ждало наказание: на следующую ночь его привязывали к лавке и задавали работу на всю ночь. А уж коли и такое не помогало, подьячего приковывали цепями к рабочему месту за шею и за ноги, да вдобавок поколотят руками, а то и батогами.

Если в горнице особенно тесно, подьячий мог приткнуться на подоконнике или на лавке у печи, закинув нога на ногу и расположив бумагу на коленке. Запасное перо он держит за ухом, а чернильницу вешает на шею. Надо успеть сделать работу в срок – никому не нравится быть битым или просидеть всю ночь привязанным к лавке в пустой горнице.