Заманчиво? Интернет завален такой рекламой как от именитых издательств, так и от никому неизвестных компаний - "напиши бестселлер за 90 дней". Одно известное издательство просит за такие услуги 500.000 (правда, не за 90 дней, а чуть больше - за 5 месяцев). Но давайте разберемся - это действительно работает и стоит ли покупать подобные услуги (все же, есть и сильно подешевле чем 500.000)?
Начнем с вывески, чтобы затем погрузиться глубже и рассмотреть все изнутри. В тексте рекламы используют ключевые слова, которые наиболее кликабельны по статистике рекламных объявлений. Например, слово "легко". "Вы легко напишите бестселлер"! Но так ли легко его написать, как утверждают рекламодатели? Особенно, если вы новичок, ведь в рекламе говорится, что вы его напишите, "даже если НИКОГДА ДО ЭТОГО НЕ ПИСАЛИ КНИГИ".
Расчёт верен - маркетологи не зря едят свой хлеб. Любой писатель знает, что работа над книгой - это очень непростой труд. Но в представлении обывателя зачастую образ писателя вырисовывается совершенно по другому. Часто писательство связывают с путешествиями по миру, с утренним кофе и ноутбуком в красивом кафе, чудесным вдохновением, гонорарами и восторженными комментариями поклонников. И да - конечно, все это есть. Но у единиц. Серьезно, знаете сколько сейчас писателей? На одном только "ЛитРесс Самиздат" в 2023 году было зарегистрировано 203.000 автора, а это только малая часть рынка. Спросите их о писательских буднях, только попросите отвечать честно без прикрас - вы будете удивлены тем, насколько реальная картинка отличается от воображаемой. Труд писателя очень непрост, он включает в себя ежедневное (!) написание текстов независимо от вдохновения (!), муки белого листа, выгорания, стрессы и так далее. И я сейчас не хочу пугать начинающих авторов или отговаривать их писать - наоборот, пишите! Если вам есть что сказать - творите, изливайте это на бумагу! Но я считаю, что важно освободиться от иллюзий. Потому что именно на это и покупают неопытных новичков. Ни в какой рекламе вам не будут рассказывать о том, что писать книги - это нелегкий труд. Потому что никто не купит. Поэтому - написать бестселлер легко, "даже если вы никогда раньше не писали книги"...
Так, стоп. Если я никогда раньше ничего не писал, я могу купить курс или наставничество и написать шедевр за 90 дней? Звучит заманчиво, не правда ли? А как на самом деле?
Не секрет, что для того, чтобы чем-то овладеть, нужно вложить в обучение много времени. Нельзя научиться играть на гитаре за пару месяцев (это я вам как музыкант с 25-тилетним стажем говорю). Точнее, это вопрос уровня. За пару месяцев с хорошим преподавателем вы будете играть несколько простых песен или мелодий. Но стать профессиональным гитаристом не получится даже за пару лет. Владение инструментом - это не только то, какие ноты мы зажимаем, но и как и когда мы их зажимаем, это очень тонкое чувствование динамики, звука, ритма, и все это приходит с годами (и то не ко всем). Так же и в других сферах - помимо образования нужен опыт, да и то совсем не факт что после многих лет человек сможет выдать шедевр в своей области. Опыт вождения автомобиля нарабатывается годами, опыт лечения людей, опыт строительства домов. В общем, всего, кроме написания книг. По крайней мере, такой вывод можно сделать из подобных объявлений. Почему это делают создатели объявлений мне понятно - иначе не купят. А вот почему на это ведутся начинающие авторы... мне, к сожалению, тоже понятно. Потому что мало кто готов на самом деле самоотверженно вкладываться в творчество, искать, задавать вопросы, делать. Большинству подавай что попроще, да чтобы результат был почти мгновенный. Кстати, именно поэтому сейчас появилось такое количество инфоцыган - их породили именно такие запросы и людская лень. Так что прежде чем их обвинять, загляните внутрь и спросите себя (только честно): а не ищу ли я халявы?
"Но ведь есть талант, и тогда можно создать шедевр без многих лет опыта и обучений!" - возможно, скажете вы. Но только если у вас есть такой уникальный талант, зачем вам кто-то? Садитесь и пишите самостоятельно, а мир уже решит - шедевр это или беллетристика.
Но может я ошибаюсь, и у авторов подобных реклам есть магические методы написания текстов или уникальные знания? Давайте разберемся!
Обычно на подобных курсах обещают дать "формулу бестселлера". Что это за формула? Тут нужно вообще понять, что такое бестселлер. А это ни что иное, как то, что хорошо продается. А что хорошо продается? У крупных издательств действительно есть эта информация. Но есть нюанс: если это хорошо продается сейчас, то совсем не факт, что будет также хорошо продаваться к тому моменту, как вы закончите книгу. Гонка за трендами может оказаться дорогой в никуда. И есть тут еще один момент, который меня всегда смущает в людях, гоняющихся за хайпом. В Европе сейчас популярно быть геем. Где-то в Африканских племенах популярно делать женщинам обрезание (да-да, такие традиции еще остались). А если популярным станет людоедство? Что вы выберите - собственные принципы, свое мировоззрение, голос своей души или общественные тренды? Нет ничего плохого в том, чтобы добавлять современные и даже хайповые фишки в вашу книгу. Как нет ничего плохого в том, чтобы целиком написать книгу на подобную тему. Вопрос в том - чего вы вообще хотите?
Возвращаясь к "формуле бестселлера". В нее входят также, конечно, различные структуры сюжета, арки героев и т.д. Но... это все есть в открытом доступе в интернете. Понять структуру сюжета бестселлера можно самостоятельно или на любых курсах. Несравненно сложнее - создать бестселлер по этой структуре.
Одно крупное издательство предлагает наставничество для авторов с полным сопровождением (от зарождения идеи до редактур текста и его издания и продаж) за 500.000. И я лично ничего не имею против - кому-то подходит такой формат, он готов заплатить такие деньги, вопросов нет. Но! Издательство при этом опять таки обещает, что книга станет бестселлером!
А как же договора, обязательства? Если книга потом "вдруг" не становится бестселлером - ведь можно призвать к ответу? Нет, нельзя. На таких обучениях договора составляются таким образом, что вы платите за услугу "обучение" или что-то типа того, а не за конечный результат.
И я не к тому, что сейчас все в интернете пытаются обмануть всех, нет. Даже эти издательства и компании - они вроде не пытаются обмануть... вроде. Или все-таки пытаются? Уверен, что покупая такую услугу вы напишите книгу, возможно даже хорошую - все-таки, в издательстве с вами работаю профессионалы с опытом. Но...
Никто никогда не может вам гарантировать, что ваша книга будет хорошо продаваться. Никакие эксперты и издательства. Несмотря на все критерии бестселлера, различные статистики, проверенные годами сюжеты, популярные тренды... Ничто из этого не даст гарантию.
Просто помните об этом. Идите тем путем, какой посчитаете нужным - самостоятельно изучайте сторителлинг, обучайтесь на курсах или наставничестве - выбор за вами. Главное - не дайте себя обмануть не только недобросовестным рекламодателям, но и собственным иллюзиям.