Найти тему
Моменты Истории

Крепостная сама поехала за барином-декабристом в Сибирь. И получила вольную

Оглавление

Когда барина арестовали, испуганная Анисья все причитала:

- Да как же так! Неужто барин в каком-то зле виновен?

Оказалось виновен. Барином ее был декабрист Михаил Нарышкин. Его арестовали спустя две недели после восстания и на время следствия поместили в Петропавловскую крепость. Спустя полгода Нарышкину вынесли приговор: 12 лет каторги, лишение всех чинов и дворянства. Правда, потом срок каторги сократили до 8 лет.

Михаил Нарышкин. 1823 г. Фото взято из открытых источников
Михаил Нарышкин. 1823 г. Фото взято из открытых источников

К тому моменту Михаил Нарышкин был почти 2 года как женат. Супруга его - Елизавета Петровна - была фрейлиной Императорского двора. Детей у них не было, единственный ребенок (дочь) умер почти сразу после рождения.

Крепостная сама попросилась поехать в Сибирь

Когда Елизавета Петровна узнала о приговоре мужа, у нее не было сомнений: она отправляется за ним. Только вот одной ей ехать не хотелось. Да и родственники настаивали, чтобы она взяла с собой кого-то из своих крепостных в качестве прислуги.

Анисья, которой на тот момент было 20 лет, сама попросилась ехать с барыней в Сибирь. И Елизавета Петровна согласилась взять ее. При этом Анисья получила вольную, потому что крепостных запрещалось с собой брать, они могли только сопровождать.

Летом 1827 года Елизавета Петровна прибыла в Читинский острог, где был ее муж.

Елизавета Петровна Нарышкина. Фото взято из открытых источников
Елизавета Петровна Нарышкина. Фото взято из открытых источников

Анисья приехала позже - в 1833 году. Она привезла с собой письма родственников (в том числе и для других декабристов), некоторые вещи, а также деньги.

Михаил Нарышкин так писал матери о приезде Анисьи:

"Приезд доброй Анисьи нас ...осчастливил: мы ее окружили,
осыпали вопросами, с жадностью ловили каждое слово о близких сердцу… Мы
окружили себя всем, что вы, любимая матушка, сестры, братья и друзья наши прислали нам… Добрая душа, она искренне нас любит; мы ей благодарны и умеем ценит ее бескорыстную привязанность"

К тому моменту Нарышкины уже купили в Сибири дом, в котором у Анисьи была своя комната. Она прислуживала Нарышкиным, получала за это небольшое жалованье.

И горничная, и няня

Когда у Нарышкиных появилась воспитанница Ульяна (своих детей не было, взяли 7-месячную девочку), Анисья стала для нее няней. В общем, помогала как могла.

Фрагмент картины А.Г. Венецианова. Используется в качестве иллюстрации. Фото взято из открытых источников
Фрагмент картины А.Г. Венецианова. Используется в качестве иллюстрации. Фото взято из открытых источников

За время ссылки у Нарышкиных и Анисьи сложились не просто теплые отношения, а дружеские и даже "родственные". Анисья в благодарность за вольную была готова до конца своих дней работать у Нарышкиных. В то время, когда Анисья была крепостной, Нарышкины к ней очень хорошо относились. Собственно, именно из-за их доброты она отправилась за ними в Сибирь.

Дальнейшая судьба Анисьи не известна. Да и вообще известно о ней очень мало. После ссылки она вместе с Нарышкиными вернулась в европейскую Россию. Вероятно, была замужем, так как в источниках встречаются разные ее фамилии - Карпова и Мельникова.

Вот такие были крепостные у декабристов. Пишите свое мнение в комментариях!

Подпишитесь на наш Дзен-канал, чтобы не пропускать новые статьи. Спасибо!