Найти тему
Cuban Tips

КУБА В ТАНЦАХ | С музыкой с рождения | С танцами до самой смерти

Куба и танцы - эти две вещи абсолютно неотделимы друг от друга. Кубинцы, кажется, рождаются, уже перебирая ногами в ритме сальсы и ча-ча-ча. Танцы записаны у них в ДНК, бурлят в крови и бегут по венам. Примерно как жаркими гаванскими ночами в ремейке фильма “Грязные танцы”, когда герой Диего Луна зажигал с блондинистой американочкой в “Черной Розе”. Помните?

-2

Кубинская музыка - страстная и нежная, бодрящая и завораживающая, может навеять ностальгию или отправить в пляс. Фактически, кубинская музыка признана одной из наиболее влиятельных во всем мире. Давайте разберем самые популярные ее направления.

-3

НЕМНОГО ИСТОРИИ

Откуда же пошла кубинская музыка? Как всегда из глубины веков. Рабы, завезенные испанскими колонизаторами на остров, принесли свои религиозные песнопения и ритмы. Отсюда вышли танцы Ориш - одно из важнейших направлений кубинской музыки и база для многих ее стилей. Большинство фанатов так называемой латины даже не подозревает, что ритмы барабана, под которые они танцуют, изначально были посвящены различным африканским богам.

Элементы музыки кампесино (фермеров испанского происхождения), соединившись с африканскими ритмами и ударными инструментами, явили миру новые стили – дансон и сон - прославившие Кубу на всех континентах. Смешение румбы и мамбо породило ча-ча-ча, и, наконец, появилась сальса, которая впоследствии превратилась в тимбу – новое оригинальное течение в танцевальной музыке.

СОН

Сон - главная жемчужина музыкальной культуры Кубы, потому и начну я именно с него. Это уникальный жанр, в котором сплелись воедино африканские ритмы и испанская гармония и поэзия. Он оказал, вероятно, самое большое влияние на всеми любимую сальсу, пережив несколько этапов угасания и небывалой популярности, в том числе далеко за пределами Кубы.

Кубинский сон как жанр начал развиваться в конце 19-го века в восточной части Кубы, в провинции Ориенте, где он звучал на проводившихся там праздниках Чангуи. Основными инструментами являются гитара трес, бонго, маракас, клаве.

-4

В начале 20 века сон приходит в Гавану и начинает распространяться по всей Кубе. Так как изначально он был танцем бедных, его не признавали богатые, запрещало правительство, так как считало безнравственным. Однако, шаг за шагом сон стал проникать в танцевальные салоны Гаваны и других кубинских городов. К концу 20-х годов он завоевал сердца кубинцев и утвердился в качестве национального музыкального жанра Кубы. В 30-е годы сон становится популярным за пределами страны, в США и Европе. Многие песни, написанные в то время, до сих пор исполняются и перепеваются именитыми музыкантами в самых разных стилях.

Настоящий взрыв интереса к кубинской культуре в 90-х годах был вызван благодаря все тому же сону. Культовый режиссер Вим Вендерс снял документальный фильм "Buena Vista Social Club" с кубинскими музыкантами старой школы в главной роли, прочно и надолго приковав внимание европейцев к этому жанру. В проекте участвовал и самый любимый на Кубе исполнитель сона Máximo Francisco Repilado Muñoz, известный под псевдонимом Compay Segundo. Это его песни до сих пор звучат фактически из каждого кубинского утюга.

Говорят, что кубинский сон - это состояние души. Он безумно красив и мелодичен. Эта музыка западает в душу с первых аккордов, а потом долго не отпускает. Именно сон влюбляет в Кубу до дрожи в коленках и до головокружения.

А вот теперь можно пройтись и по другим популярным стилям кубинской музыки. Многое из этого, возможно, вы знаете. А о чем-то услышите впервые.

РУМБА

Румба - импровизированный и живой танец, который изобрели докеры пóртов Гаваны и Матансас. Сначала ее исполняли на ящиках и сковородках, позднее ящики заменили на конги. В настоящее время кубинская румба известна на всех континентах и от бального варианта она очень сильно отличается.

Существует три разновидности кубинской румбы: Guaguancó, Yambú и Columbia.

Гуагуанко (Guaguancó) — парный танец, танец-игра, так называемая сельская румба. Состоит из ритмов африканских барабанов, которые накладываются на ритм клаве. Танец представляет собой соревнование между мужчиной и женщиной, некую игру с эротическим подтекстом.

Старейший и самый медленный вид кубинской румбы - Ямбу (Yambú). Он чаще танцуется пожилыми людьми. Техника более элегантная и утонченная. Имеет тот же базовый шаг, что и гуагуанко, но более мягкий, почти без движений.

Румба Колумбия (Columbia) зародилась в пóртах и на плантациях. Этот танец носит соревновательный характер, его участники демонстрируют силу и ловкость. Могут использоваться атрибуты - ножи или бутылки. Это самая быстрая из всех трех видов румбы и обычно танцуют ее только мужчины.

МАМБО

Мамбо - энергичный и зажигательный танец, который появился в Кубе в 1940-х годах. Он сочетает в себе элементы афро-американских ритмов и очень популярного в то время джаза.

Музыка мамбо весьма разнообразна и очаровательна. В первую очередь, она характеризуется чётким ритмом. Изначально музыкальное направление исполнялось как румба, но с замедлением в конце темпа. Однако, оно было переработано, сегодня, независимо от манеры исполнения, пользуется колоссальным спросом по всему миру. Научиться его танцевать может практически каждый, что также делает мамбо очень популярным.

ЧА-ЧА-ЧА

Ча-ча-ча - это романтический и элегантный танец, который возник в Кубе в 1950-х годах. Он характеризуется легкими шагами и плавными движениями бедер. Основные движения во многом схожи с движениями мамбо и румбы. Базой для него стал английский контрданс, который на Кубе очень сильно видоизменился. В итоге произошло его слияние с румбой. А кубинский скрипач и композитор Энрике Хоррин (Enrique Jorrín) адаптировал и этот гибрид и создал композицию «La engañadora» (“Обманщица”), которую считают прародительницей ча-ча-ча, именно с нее и начинается его настоящая история.

Легкий, веселый и праздничный танец быстро завоевал любовь жителей Кубы. В середине XX века практически в каждом местном уличном кафе можно было наблюдать, как танцуют ча-ча-ча. Учитывая, что остров Свободы был излюбленным местом отдыха американцев, не стоит удивляться скорости распространения танца и на территории США. Сейчас ча-ча-ча - одно из любимых направлений как бальной, так и социальной латины.

САЛЬСА

Кубинская сальса (касино, руэда) зародилась в самом конце 19-го - начале 20-ого века. Официальное название или термин “сальса” вообще приписывают американцу пуэрториканского происхождения Тито Пуэнте, который являлся королем мамбо. Сальса основана на смешении традиционных кубинских танцев, таких как сон и румба - этакий соус из стилей. Ну, и, конечно, африканские ритмы тут тоже присутствуют. Без них никуда.

Сальса невероятно зажигательна и темпераментна, что позволило ей достаточно быстро развиваться и набирать популярность. К 30-ым годам ХХ века она распространилась по всему латиноамериканскому континенту. В 50-х годах ХХ века сальса начинает покорять США и Европу.

Большую роль в популяризации стиля сыграла королева сальсы Celia Cruz, которая, благодаря своему невероятному голосу, из простой кубинской сельской девчонки превратилась в харизматичную звезду мирового масштаба, почитаемую всеми любителями горячего танца.

Знания пары базовых движений сальсы обычно хватает для того, чтобы отплясывать на кубинских улицах. Главное - слышать музыку, остальное приходит само по себе.

ТИМБА

Тимба - это новый жанр музыки, основанный на кубинской сальсе с элементами фанка, R&B, джаза, хип-хопа, а также с сильным влиянием афро-кубинской фольклорной музыки. Она начала зарождаться на Кубе приблизительно с 1970-х годов. Однако, в отличие от мелодичной сальсы, в стиле возникли новые инструменты, ударная установка, синтезаторы, поменялись некоторые ритмические рисунки, появилось более новаторское и экспериментальное звучание. Считается, что тимба - это все же разновидность сальсы. Танцуют ее на всех кубинских дискотеках наряду с реггетоном.

Современная кубинская музыка - это вообще смешение всех стилей. Сальсу, например, скрестили с реггетоном - получился сальсатон. Или кубатон - тоже странная зверушка. Однако, классика румбы, мамбо, ча-ча-ча и сона не теряет своих позиций. Это все для души, для каждого без исключения и без разделения на сословия. И если душа откликается, но тут даже каких-то специальных знаний не нужно - тело сделает все за тебя.

Танцы на Кубе - это не только форма развлечения, но и способ выражения культурного наследия и страсти этой удивительной страны. Музыка на Острове свободы доносится отовсюду: из кафе и магазинов, из автомобилей и домов простых горожан, ее играют уличные музыканты и группы в ресторанах и клубах, ее звуки наполняют город до глубокой ночи, она затихает лишь за полночь, чтобы вновь зазвучать с новой силой с утра. Кубинцы рождаются, живут и уходят под ритмы барабанов, клаве, гуиро и других музыкальных инструментов.

Подписывайтесь на канал и читайте всю правду о Кубе, которую вам не расскажут больше нигде!

Если вам нравятся мои публикации, то вы можете поблагодарить меня здесь: https://www.tinkoff.ru/rm/gulbina.ekaterina1/K3cvW36447
или по номеру счета 2200700726169013