Найти в Дзене

Воздух 2024. Что важнее, Родина или Человек?

«Забери, господи, эту боль...» - подступают комом в горле зрителя душераздирающие слова и затухают перед очередной бомбёжкой в холодном окопе вместе с надеждой героя. Страх, холод, пустота - неминуемые спутники солдата. Каждый знает, что умрёт и готов стоять до последнего. Но как устоять в прожигающей тишине, когда высыхает на губах не твоя кровь, а кровь только что убитого товарища? Помнишь каждого, кто плохо пел, играл на скрипке, неумело вальсировал... Невольно задаешься вопросом: «Что важнее, Родина или человек?»

«Воздух» - одна из самых ожидаемых картин 2023 года. Работа над фильмом продолжалась с 2017, съёмочная группа пережила пандемию, работала в самых разных погодных условиях. В картине показана эпоха Великая Отечественной войны, блокада Ленинграда. Стойкость героев фильма передана благодаря силе духа актёров. Команда работала в Петербурге, Ленинградской, Саратовской и Новгородских областях, а также в Карелии.

Фото в материале взяты из трейлера фильма
Фото в материале взяты из трейлера фильма

В картине Алексея Германа младшего узнаётся почерк создателя. Детализация, глубина мизансцены, панорамы завораживают зрителя. В этот раз, эффект присутствия режиссёр сумел передать с помощью новейшей техники. При создании картины использовался самый большой в России LED-экран. Технология Virtual Production в разы превзошла хромакей, позволив получить более реалистичные кадры. Актёрам удалось буквально прочувствовать на себе во время съёмки кадров полёта технический прогресс. Лётчики и лётчицы помещались в модель самолёта, так называемую центрифугу и ощущали давление, изменяемое во время полёта. (О том, как проходили съёмки, подробнее в сюжете 1-го канала)

-2

Перед командиром не плачут, он строг, умён, расчётлив. Внутренний мир героя Сергея Безрукова, пожалуй, один из самых сложных и глубоких. С самого начала фильма зритель видит внутреннюю борьбу Алексея Астафьева: отдавая приказ с сигаретой в руке, невольно отводит взгляд в сторону, стараясь не замечать, что теперь перед ним не обученные опытные ребята, а только что прибывший батальон лётчиц. Однако отправить в бой девушек для капитана - всё равно, что приговорить их к смерти. «Почему не веришь?» - с упрёком спрашивает опытная лётчица Рита. А как поверить, когда видел столько смертей? Но лётчиков не хватает, техника значительно уступает в превосходстве немецким самолётам. И вот уже Алексей спрашивает: «Почему я должен жалеть твоих девочек, больше, чем моих мальчиков?» С болью в душе отдаёт приказ о наступлении.

«Я не могу выстрелить, не могу по живому!» - вырывается у лётчицы Жени. Убить живого человека для неё - не мыслимо. Девушка отличный лётчик, знающий теорию и стремящийся в небо. Но боец ли? Перешагнуть через черту морали и совести поможет тот самый, расчётливый и суровый Астафьев. Командир заставит выстрелить, взяв на себя ответственность за действия своего бойца. Словно отрекаясь от самого себя и от всего земного, толкает на совершение греха: «Стреляй!» и невозможно винить его за это.

-3

Душевная трагедия Алексея, представляемая зрителем в начале фильма, оказывается сложнее. Диалог в столовой показывает, что «человек» Алексея яростно борется за эту жизнь, за эту непрожитую жизнь. Среди серых мыслей о трупах, войне, технике звучит мольба о спасении, о душевной помощи: «Не могу без тебя, Рита, правда, давай всё вернём...» В картине несколько любовных линий, отношения между Алексеем и лётчицей Ритой - одна из них. Режиссёр позволяет догадаться об этом, но не показывает. Прошлое таит любовную интригу. Любопытный зритель, чувствуя надрыв, жаждет продолжения. «Поженитесь! А то Шекспир у вас какой-то...» роняет вступающий в беседу инженер. Но он ошибся. Шекспир отложил перо, не окончив фразу. Дописала эту историю война, заставив «человека» замолчать.

Сергей Безруков и Елена Лядова - одни из первых утверждённых на роли актёров. Режиссёр почти сразу распознал в них главнокомандующих с трагичными судьбами. Зритель увлечён мыслями и переживаниями Алексея Астафьева с самого начала и на протяжении всего фильма продолжает раскрывать в нём человека. А вот образ Риты недостаточно раскрыт и остаётся для зрителя загадкой. Но именно присутствие Риты в жизни командира помогло распознать его интимную сторону образа, увидеть в нём «живое».

«Жизнь она ничего не стоит» - произносит в небе командир, снова словно для себя, а не для собеседника. Он всё ещё не может отпустить тех, кого когда-то выпустил в бой, не смог уберечь и тех, ради кого не пошёл на риск... Ошибки прошлого не дают спокойно спать, каждая смерть бойца - смерть собственного ребёнка. Его опека для солдат бесценна, ведь настоящие родители многих ребят и девчонок погибли... И только человеческое отношение может заглушить щемящую боль окровавленного солдата.

-4

Нельзя не отметить великолепный женский актёрский состав. Анастасия Талызина, Аглая Тарасова, Кристина Лапшина вместе смотрелись органично в кадре, при этом каждый образ остался в памяти ярким и неповторимым. Автор показал, какими сильными бывают девушки на войне. Боль, смерть, страх - не остановят их. Настоящие лётчицы достойно выдержат любое испытание, когда на кану - судьба народа, при этом сохранив в себе человечность.

«Не бойся, не бойся...» - задыхаясь от волнения, произносит Женя. Она - именно та, кто чувствует боль Алексея и не боится любить. Тёмная пустота наполняется светом и жизнью. Наконец, мы видим в них «настоящих» людей, которые счастливы вместе. Зритель даже не посмеет сомневаться в искренности этих чувств, ведь любое сомнение сразу же опошлит его мысли и уличит в примитивности рассуждений. «... Мне надо, чтобы ты меня любил...» - слова героини подтверждают искрящиеся светлые глаза, постепенно наполняющиеся страхом утраты. И ему действительно нужно было, чтобы она полюбила... И это произошло.

-5

Вся жизнь главной героини - борьба за чувства, доброту, любовь. Борьба за Родину и человека. «Ты не машина. Нужно воевать, чтобы смертей было меньше» - рассуждает лётчица, уже нашедшая ответ на главный вопрос жизни. Теперь Женя берёт ответственность за бойцов и она точно знает, когда гибнут старики и дети, важнее всего - воевать. Она не верила в бога, счастливую жизнь после смерти, но в последние минуты улетает к тем, кого так не хватало на земле... Маме, папе, Лёше, девочкам - и вера освещает путь лётчицы, как освещала пути погибших за Родину её товарищей.

-6

Военно-историческая драма «Воздух» не встанет в один ряд со знакомыми зрителю советскими военными фильмами. Алексей Герман показал, что и герой боится, плачет, любит, ищет ответы. Война отражается на психике человека, не проходит бесследно. Режиссёр перенёс центр тяжести интереса на область психологизма. Вялотекущий сюжет требует концентрации зрителя на внутреннем мире героя. Неоднократно встречается приём умолчания. Погрузившись в атмосферу военного времени, начинаешь чувствовать каждого из героев на подсознательном уровне. Вскоре понимаешь, что в коротких диалогах говорится гораздо больше, чем произносится вслух. В фильме «Воздух» Алексей Герман обратился к думающему зрителю. В этот раз придётся отложить попкорн, задуматься о духовных идеалах и отношении к человеку. Лишь в этом случае вы достигните осознанности и найдёте в фильме ответы на волнующие каждое поколение вопросы.