Вышел на историческую сцену на рубеже усиления Московского государства и упадка былой духовной мощи доблестной Донской республики.
К.А.Булавин происходил из видной на Дону войсковой старшины. По своему уму и политическому самосознанию он был ярым поклонником свободной независимой Донской республики, был, истинным демократом, Лозунг казаков «равенство и братство» был для него священным.
По этим признакам он приближался к свойствам Степана Разина, но с таким, однако, деопозоном; стратегической широты. Он был избран на пост станичного Атамана городка Бахмута.
В эти: времена, по-прежнему, крепостные и староверы продолжали бежать на вольный Дон от живодеров воевод и помещиков.
Петр I, как и сто лет тому назад, воспринял идею Бориса Годунова - уничтожить преграду к южным морям, в лице Донской республики. Столкновение было неминуемо, и Петр принял меры взорвать вольную республику изнутри.
В 1703 году Петр послал на Дон двух, стольников Пушкина и Кологривова для переписи - казаков старожилов и "новоприходцев". Это было вторжением в Донскую республику.
Пока московская власть, путем указов, пыталась вмешаться во внутреннюю жизнь„агенты. Московии вторгались на Донскую территорию, хватали людей без разбору, при содействии, богатой войсковой старшины и ''отсылали в Москву. Майор Шанкеев даже стал разорять Богучарский казачий городок, а жителей высылать в распоряжение пограничных воевод.
Таким образом, Донская и Московская колонизация встретились лицом к лицу. На Западе Дона завязалась борьба, по внушению Петра, между Донцами и "слободскими казаками”, из людей торского происхождения. Полковник Изюмского полка Шидловский, подкрепляя новых поселёнцев украинцев слободскими торками, стал теснить Донцов и разорять городки по речкам: Бахмуту, Красной и Жеребцу и занял казачьи солеварни Бахмута. Атаман Булавин вел неустанную борьбу с слободскими торками. за соляные угодья.
Присланного в июне 1706 года от Административного Приказа Москвы дьяка Гончарова с отрядом, он арестовал и отослал в Москву. Он поступил в данном случае, как патриот Дона. В 1707 году Петр принял решительные меры. Был послан на Дон князь Юрий Долгоруков с отрядом. И столкновение разразилось. Карательная экспедиция Долгорукова взволновала весь Дон. Но Атаман Войска Лукьян Максимов-сторонник Москвы, послал в помощь. Долгорукову Ефрема Петрова с четырьмя старшинами-предателями. Долгоруков не хотел разбираться кто и когда пришел на Дон, он хватал, бил, разорял без пощады. В восьми только городках по р.Айдару, он схватил свыше 3.000 казаков.
Булавин, защищавший вольность "Казачьего Присуда"-Закон Дона, немедленно стал действовать. Склонив на свою сторону Донецкие городки: Гундоров, Лугань, Митякин и Белую Калитву, он устроил Сход на Хопре, на котором было решено начать восстание,
В ночь на 9 октября 1707 года, в Шульгинсном городке, на р.Айдаре, князь Долгоруков и весь его отряд регулярных войск был окружен и поголовно перерублен, Ефрем Петров с старшинами успели ускакать.
В начале 1708 года Булавин разослал свои грамоты:
"Стоять им со всяким радением за Дом Пресвятой Богородицы и за истинную Веру христианскую, за свои души и головы: сын за отца, брат за брата, друг за друга и умирать за одно; начальным добрым людям и всяким "черным" людям всем также стоять вкупе с казаками и не опасаться обид. А которым худым людям и княземи бояром и прибыльщикам и немцам, за их злое дело отнюдь бы не молчать и не слушать ради того, что они вводят всех в Еллинскуто веру от истинной веры христианской отвратили своими знаменьями и чудесен прелестные. А по которым городам, по тюрьмам есть заключенные люди, и тех выпустить тотчас без задержания".
Булавин, избранный Донским Войсковым Атаманом, послал Петру грамоту, определяя обиды от старшин:
"И которое его великого государя, присылается к нам, войску годовое денежное жалованье и хлеб, также и за Астраханскую службу двадцать тысяч рублей, также и в нынешнем 1708 году присланные десять тысяч рублей и того жалованья нам они, старшины, в дуван/дележ/ничего не давали.
Да они неправые старшины против указов новопришлым людям без войскового ведома письма давали, и многие взятки брали и работой их изнуряли."
Грамота пыталась оправдать убийство Долгорукова:
"Убил не один Кондратий Булавин, а с ведома общего нашего со всех войскового совету за деяния вопреки указа царского".
Итак, Круг сменил негодных старшин, но Дон не помышлял о сепаратизме. Булавин говорил Правду, он хотел только сохранить автономию Дона и просил царя:
"Полководцев не ходить на Дон, если же пойдут и насильно поступят с Доном и в том воля великого государя, мы Войском Донским реку Дон со всеми запольными реками уступим и на иную реку пойдем».
Коноводов И.Н.
Братья-казаки, просьба подписываться, ставить лайки , делать перепост.
ДОНСКОЙ АТАМАН КОНДРАТИЙ АФАНАСЬЕВИЧ БУЛАВИН
7 февраля 20247 фев 2024
18
3 мин