Найти тему
Вечерняя Казань

В пригородах Казани боятся превращения «Яблоневых садов» в мигрантское гетто

Оглавление

Микрорайон на 40 тысяч человек может появиться близ Салмачей и Куюков. Эксперты с жильцами удивляются «человейникам» в одной из самых проблемных точек казанской агломерации, а собственники территории обещают построить 12 детсадов и 5 школ.

Павел Хацаюк / «Вечерняя Казань»
Павел Хацаюк / «Вечерняя Казань»

Грандиозные планы на многострадальной земле

Не хватало жителям многострадальных Салмачей и Куюков вороха своих проблем, таких как борьба за школы с детскими садами и бесконечные пробки на выезде, как возник новый повод для беспокойства. Жильцы с удивлением узнали, что у Салмачей могут возвести целый жилой комплекс! Речь идет о ЖК «Яблоневые сады». Оказывается, 11 января власти Казани организовали общественные слушания по обсуждению проекта планировки территории. Но судя по извещению на сайте мэрии, на встречу никто не явился. Что зная жителей поселков, которые за годы жизни привыкли «выбивать» блага цивилизаций организованно и с боем, довольно странно. Ведь уже после появления информации о потенциальных десятках тысяч соседей обитатели близлежащих поселков активизировалась.

Планы по застройке одной из самых «горячих» точек казанской агломерации грандиозные. В проекте предусмотрено возведение жилья общей площадью 1,3 миллиона квадратных метров - 1,26 миллиона квадратных метров жилья в многоквартирных домах и 24 тысяч «квадратов»  индивидуальной жилой застройки. Можно говорить, что у поселков может вырасти целый микрорайон.  Разместить его планируется между Салмачами и Куюками, на границе с танковым полигоном.

Автор фото: Ирина Звездина / «Вечерняя Казань»
Автор фото: Ирина Звездина / «Вечерняя Казань»

Авторы проекта, видимо, наученные горьким опытом разрастания казанских пригородов предусмотрели на территории и объекты социальной инфраструктуры. Будущим жителям обещают 12 детских садов и 5 школ. Также в планах заложены поликлиника, спортивные комплексы, культурно-досуговые учреждения.

Первым делом — дороги, а микрорайон потом

Реагировать на недовольство, пожалуй, самой оппозиционной части жителей Казани и пригородов пришлось раису Татарстана Рустаму Минниханову. Глава республики напомнил, что что в августе 2023 года запретил  выдачу разрешений и строительство высотного жилья в Казанской агломерации (Лаишевский узел и вблизи деревни Куюки Пестречинского района).

В мэрии города в ответ на запрос «Вечерней Казани» пояснили, что проект планировки территории  «Яблоневые сады» еще не утвержден. А строительство микрорайона если и начнется, то после того, как будут выполнены несколько условий, в том числе, строительство дороги со стороны улицы Рихарда Зорге, которая предусмотрена генпланом Казани.

«Проект планировки территории -  это не разрешение на строительство, не эскиз жилого района, а планировочный документ, который задает вектор развития, определяет, каким должна быть местность в перспективе. В проекте прописана не только очередность освоения территории, но и условия наступления каждого из этапов развития. Первая очередь предполагает строительство дороги,  86.8 тыс.кв.м жилья, детского сада на 260 мест, локальной улично-дорожной сети и благоустройство. Проект состоит из 12 очередей, ни одна из них не наступит пока не будут выполнены предыдущие условия», - ответили в городской администрации.

Автор фото: Павел Хацаюк / «Вечерняя Казань»
Автор фото: Павел Хацаюк / «Вечерняя Казань»

При этом казанские власти напомнили, что территория проектирования составляет около 380 гектар. И только 19% (73,7 гектар) отводится под многоэтажную застройку, 3,7% -  среднеэтажная, 4,3% - под ИЖС.  Зеленые насаждения будут занимать 25,4% территории.

Собственником территории, на которой предполагается строительство «Яблоневых садов», является группа компаний ASG invest. Согласно данным системы «Контр Фокус», бенефициаром головной компании, АО «Инвестиционная Группа Компаний Эй Эс Джи» явлется бывший депутат республиканского Госсовета, экс-глава комитета Татарстана по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению Алексей Семин. Также на портале группы компаний указано, что разработку проекта территории проводил ГАУ «Научно-исследовательский и проектный институт Генерального плана города Москвы». Это же учреждение разработало и генплан Казани.

О «Яблоневых садах» в первый раз заговорили еще в 2014 году — именно тогда были утверждены границы проекта планировки территории. А в 2021 году мастер-план территории стал даже призером архитектурного форума «Казаныш» среди нереализованных проектов.

В группе компаний ASG invest в ответ на запрос «Вечерней Казани» сообщили, что уже профинансировали работу по проектированию дорожной сети, начиная от улиц Зорге, Оренбургский тракт с выходом на трассу  М7 с пересечением Вознесенского и Мамадышского трактов. Это те магистрали, которые должны улучшить транспортную ситуацию, но без наличия проекта новых застроек не было бы обоснования и бюджета на проектирование и строительство этих объектов, считают собственник территории.

- «Яблоневые сады» - это не усугубление существующих проблем, а их решение. Проект тщательно и длительно прорабатывался, в Управлении архитектуры и градостроительства Казани к нему предъявлялись самые жесткие требования. Его разработкой занимался Институт генерального плана Москвы, а научным руководителем был заместитель директора Олег Григорьев, возглавляющий Институт пространственного планирования Республики Татарстан. Утверждение данного проекта - это гарантия соблюдения интересов жителей, что застройка не начнется раньше появления необходимой инфраструктуры. Здесь как раз установлена строгая очередность», - отметили в ASG.

Говоря о сроках возведения микрорайона, представители компании заметили, что реализация данного проекта начнется со строительства дорог. Согласно их расчетам, это произойдет ориентировочно в ближайшие 2-3 года, в зависимости от ряда определенных факторов. Сама застройка, соответственно, начнется только после строительства дороги. Непосредственно освоение всей территории займет не менее 10-15 лет. Застройщик не сможет построить что-либо без увязки с дорожной и социальной инфраструктурой. Строго соблюдая законодательно прописанную этапность, необходимо сначала провести инженерные сети, проложить соответствующий отрезок транспортной инфраструктуры, построить детский сад, школу. На каждой очереди должны быть оборудованы машино-места для личного автотранспорта населения в предусмотренном нормативами количестве, и только потом возможен ввод в эксплуатацию домов.

Жильцы поселков боятся наплыва мигрантов и увеличения и так гигантских пробок

Заведующий кафедрой градостроительства КГАСУ Александр Дембич говорит, что территория «Восточной дуги», которая как раз простирается до Салмачей и предназначалась для массового жилищного строительства. Но слабым местом этой локации являются проблемы с инженерными коммуникациями и загруженные дороги.

- С канализацией там сложно. Откуда тянуть коммуникации? Тем более, для такого количества жителей. Это непростой вопрос. Да и проезды в этих местах очень узкие, они не годятся для такого активного движения общественного транспорта и автомобилей, - говорит Дембич.

Житель Куюков Юрий Публиков выразил опасения обитателей поселков.  Мужчина считает, что при нынешнем положении дел в поселениях, строительство около них нового микрорайона приведет к разрастанию транспортного коллапса.

- Это абсурд. Люди и так в этих поселках страдают, их загнали туда обещаниями, которые так никто и не выполнил. В этих поселениях порядок не могут навести, а тут целый микрорайон. Если предусмотрено в документах школы в «Яблоневых садах» и построят, то они их для себя строят, а не для жителей поселков. Сейчас обещают «золотые горы», то, я уверен, в конечном счете ничего не будет. Еще один вопрос - кто будет жить в этих комплексах, не превратится ли новый микрорайон в «мигрантское гетто»? - восклицает Публиков.

Пока жители поселков одержали небольшую победу, обратив внимание на попытку возвести микрорайон едва ли не под их окнами. Но окончательная судьба «Яблоневых садов» еще может стать яблоком раздора между интересами жильцов, считающих новостройки усугублением всех проблем, и владельца территории, полагающего, что масштабное строительство, наоборот, решит главные  проблемы поселений.

Автор: Рамиль Акберов