В четырех цехах завода идет подготовка к сборке опытно-промышленной партии двухполюсного выключателя массы 16.3737 — нового прибора созданного конструкторами и технологами АО «СОАТЭ». Изделие предназначено для использования на пассажирских автобусах «НЕФАЗ», дочернего предприятия ПАО «КАМАЗ».
Ведущий конструктор проекта по созданию двухполюсного выключателя массы 16.3737 Александр Козлов,руководитель проекта главный конструктор Алексей Скрипников. В команду проекта входят: Егор Харебин, руководитель конструкторского бюро автоэлектрооборудования, Василий Уханев, ведущий технолог, Елена Паршина, инженер-конструктор, технологи основных цехов, специалисты отдела закупок и логистики, инструментального отдела, отдела планирования и экономического анализа.
Работы по новому прибору начались в 2022 году, в феврале 2023 года СОАТЭ получило номинацию от ПАО «КАМАЗ».Разработка нового изделия началась с создания математической 3D-модели. Потом был разработан габаритный чертеж, который отправили его на согласование в «КАМАЗ». После одобрения со стороны специалистов «КАМАЗа» заводские конструкторы изготовили макетные образцы нового изделия и также отправили на согласование заказчику.
На «КАМАЗе» инженеры смонтировали образцы в посадочное место, соединили, — все подошло, состыковалось, и они дали добро на дальнейшую разработку прибора.
Двухполюсной выключатель массы предназначен для коммутации силовых цепей плюса и минуса аккумуляторных батарей. Повернули - включили — повернули — выключили. Прибор включили — завели автомобиль и поехали. Если возникла какая-либо аварийная ситуация, то водитель просто поворачиваем выключатель в положение «выключено» и вся электрическая сеть автомобиля отключается.
СОАТЭ является ведущими производителями выключателей массы. Основная номенклатура этих приборов - дистанционные выключатели массы 13./14.3737. Подобные изделия, как правило, на автомобилях живут долго - это не те приборы, которые меняют ежегодно в комплектации транспортного средства. Эти изделия - долгожители на автомобилях и конструкторы транспортных средств используют, как правило, их и в своих новых проектах, поэтому выключатели АО «СОАТЭ» распространены в том числе и на новых автомобилях.
Кроме того, государство обязывает автопроизводителей оснащать специализированные автомобили выключателями массы. В эту категорию входят машины «скорой помощи», транспортные средства для перевозки пассажиров, а также опасных грузов, и другие виды транспортных средств.
Новый выключатель массы имеет две группы контактов: переключает/отключает одновременно плюсовую клемму и минусовую клемму аккумулятора к бортовой сети автомобиля. Предыдущая номенклатура переключателей массы, которая выпускается на АО «СОАТЭ» - однополюсная.
Выключатель массы размыкает электрическую цепь в транспортном средстве и обесточивает всю бортовую электрическую сеть автомобиля. Таким образом обеспечивается безопасность транспортного средства от замыкания или других ситуаций на то время, когда транспортное средство не используется.
- Новизна прибора в том, что он двухполюсной, а до этого на СОАТЭ делали только однополюсной. В новом изделии имеется две пары контактов. Новый прибор рассчитан на 250 ампер. Существующие в серийном производстве выключатели имеют номинальный ток 50 ампер, - рассказывает инженер-конструктор Александр Козлов. - На сегодняшний день в автобусах, и вообще в автомобилях, очень много электроники, электрооборудования и выключатель на 50 ампер уже не справляется со своими функциями. Новый прибор отвечает современным требованиям электрооборудования в современных автобусах. А то, что представители ПАО «КАМАЗ» обратились с предложением о разработке нового выключателя на СОАТЭ говорит о том, что на нашем предприятии накоплен большой положительный опыт по изготовлению таких приборов.
- Новизна изделия в том, что в нем коммутируется обе цепи сразу: плюс и минус аккумулятора, - считает Егор Харебин, руководитель конструкторского бюро автоэлектрооборудования. - И безопасность при эксплуатации транспортного средства увеличивается. К тому же, это решение — использование двухполюсного выключателя массы, предписывается соответствующими государственными стандартами. А Александр Козлов стал ведущим конструктором проекта потому что он исполнительный, работоспособный инженер-конструктор, своевременно решает задачи, которые возникают при разработке этого прибора. Александр отлично работает, справляется со всеми сложностями, уже можно сказать, что оправдывает возложенное на него доверие.
АО «СОАТЭ» уже давно занимается производством выключателей массы. Наиболее массовыми в выпускаемой заводом номенклатуре являются дистанционные выключатели массы 13/14.3737. Разработка и внедрение этих приборов была выполнена около 20 лет назад, но и по сей день выключатели массы остаются востребованы.
После внедрения дистанционных выключателей массы длительное время разработок в этом направлении не было, так как не было заказов от потребителей. Потребности автозаводов обеспечивались за счёт импортной продукции.
- Однако, ситуация поменялась, в связи с санкциями европейских стран автомобильные завозы испытывают острую потребность в замещении импортных комплектующих, - говорит Алексей Скрипников, главный конструктор. - И в рамках программы импортозамещения ПАО «КАМАЗ» обратился в СОАТЭ с предложением в сжатые сроки разработать и освоить производство двухполюсного выключателя массы 16.3737. За восемь месяцев мы должны разработать, пройти все испытания и начать поставки. Учитывая большую загруженность нашего инструментального цеха, в основном, подготовку производства пришлось проводить силами сторонних организаций. Благодаря помощи коммерческого директора О.Н. Величко, который организовал изготовление оснастки и покупных комплектующих пока отклонений от запланированных сроков нет.
Как считают специалисты, участвующие в проекте, чисто технических сложностей в реализации проекта нет, поскольку у СОАТЭ имеется опыт разработки и производства выключателей массы. В большей части, здесь вопросы организации производства деталей. Над этим эффективно работает служба инструментального отдела, которая осуществляет разработку, проектирование и изготовления оснастки. Также плодотворно работают специалисты отдела закупок и логистики, задействованные в этом проекте.
- Проект интересный в плане техники, - считает Егор Харебин. - Его создание крайне важно, поскольку в нашем государстве в последнее время настойчиво говорят об обеспечении страны техникой для перевозки людей. В том числе автобусами, троллейбусами, электробусами. Соответственно, решения государства коснутся всех автомобильных производителей, всех наших деловых партнеров. Поэтому, если мы обратимся к опыту производства выключателя массы 13./14.3737, который также был разработан СОАТЭ по заказу КАМАЗа, то мы увидим, что этот прибор стал широко применяться и на транспортных средствах других автомобильных производителей. Вообще, есть очень много техники, где может использоваться выключатель массы. Соответственно, можно предположить, что и новый двухполюсной выключатель массы найдет и других потребителей, кроме КАМАЗа.
Отвечая на вопрос, что было для вас сложным, поскольку это первый самостоятельный конструкторский опыт, Александр Козлов сказал:
- В плане моделирования и создания чертежей было не сложно. Трудно было подобрать материалы для прибора из-за высоких требований заказчика ПАО «КАМАЗ». Ток в 1000 ампер существенно нагревает конструктивные детали прибора и температура нагрева может достигать 150 градусов. Контакты нагреваются, поскольку при запуске двигателя идет значительное потребление тока и температура быстро растет. Поэтому я подбирал такие материалы, которые выдерживают высокую температуру .
Вы довольны своей работой?
- Конечно, я развиваюсь как конструктор, набираюсь опыта, получаю навыки самостоятельной работы, - уверенно отвечает Александр Козлов. - В процессе разработки этого прибора приходилось изучать стандарты, техническую литературу, опыт разработки в СОАТЭ подобных изделий, и аналогичных изделий других производителей, решать оперативно возникающие вопросы. Я стараюсь сделать свою работу качественно.
Алексей Скрипников, главный конструктор, подчеркнул, что Александр Козлов – молодой инициативный конструктор. Им в сжатые сроки разработана конструкция прибора, организованы испытания в СОАТЭ и у потребителя. Но для Александра это первый технически сложный проект, поэтому он ведёт работу под руководством Е.В. Харебина, начальника КБ АТЭиТНП, обладающего большим опытом в разработке и сопровождении аналогичных изделий.
Что касается нового прибора, то он имеет ряд технических особенностей, по сравнению с ранее разработанной продукцией, но благодаря большому опыту инженеров, конструкторов и технологов СОАТЭ в разработке аналогичных приборов, все технические проблемы удаётся решить. Кроме того, подготовка производства в СОАТЭ ведётся под строгим контролем технического директора С.И. Шубина.
Сейчас идет этап подготовки производства, а сборка опытно-промышленной партии начнется в декабре. Отправка этой партии на ПАО «НЕФАЗ» будет после новогодних каникул. Там пройдут приемочные испытания, часть приемочных испытаний будет проводиться в лаборатории надежности СОАТЭ.И после этих испытаний начнется серийное производство и серийные поставки на «НЕФАЗ».
- Пока что есть все предпосылки на успешную реализацию проекта, - уверен Алексей Скрипников. - Надеюсь, что внедрение выключателя 16.3737 даст толчок в разработках выключателей для других потребителей. Благодаря тому, что данный тип приборов востребован на большой номенклатуре автомобильной техники - это направление развития имеет для СОАТЭ большие перспективы.
Как прогнозируют специалисты, как минимум, в дальнейшем возможна установка двухполюсного выключателя массы 16.3737 и на автомобилях самого «КАМАЗа».
А в производстве нового прибора будут задействованы цеха: 01, 04, 05, сборочный 06 - там будут модернизировать имеющиеся рабочие места под сборку нового прибора.