Мне всегда было интересно, что это за «салоны» такие, куда в свое время не пустили импрессионистов. Что же там такое выставлялось и против чего шли все эти новые смелые художники.
И когда я увидела, что в Эрмитаже открылась выставка «Салоны Дидро», конечно, я сразу поставила ее в список «must see».
В 1667 году Людовик XIV по предложению своего министра Жан-Батиста Кольбера велел учредить проходящие раз в два года показы творений мастеров Академии художеств. В Аванзале эрмитажной выставки представлены гравюры и акварели с изображением залов Салонов 18 века. Сплошной стеной (шпалерная развеска), водопадом сюжетов и красок обрушивались на зрителя художественные произведения. Думаю в реальной жизни все это обилие «визуального контента» оглушало, хотя сейчас…. мы его потребляем гораздо больше и интенсивнее через свои смартфоны. Но вернемся к живописи и текстам Дидро, они на выставке занимают главную место, а картины – как иллюстрации к его емким заметкам.
«Философ-просветитель превратился в критика по воле случая, в поисках дополнительного заработка. Дело в том, что приятель Дидро барон Фридрих Мельхиор Гримм, желая приблизиться к сильным мира сего, стал издавать рукописный журнал «Литературная корреспонденция». У издания всего в полтора десятка копий были весьма высокопоставленные подписчики — европейские монархи той или иной величины. Среди них — шведский король Адольф-Фредрик, король Польши Станислав-Август Понятовский, герцогиня Саксен-Готская, Екатерина II. Понятно, что новоявленный обозреватель писал почти что в стол: широкий читатель его критических заметок тогда в глаза не видел (их стали публиковать спустя почти 40 лет после смерти автора, уже в следующем веке)» (Источник: https://www.theartnewspaper.ru/posts/20230706-fera/)
В своей статье я не буду особенно углубляться в историю живописи, биографий представленных художников и исторические справки.
И так как я не только искусствовед, но и фотограф, я приведу фотографии тех картин, которые мне особенно понравились и суждения Дени Дидро по их поводу (опционально).
По выставке я ходила примерно вот с таким выражением лица как у Лазаря на шпалере "Воскрешение Лазаря". много раз видевшая картины с этой выставки в постоянной экспозиции музеев, я зачастую оставалась глуха и слепа. С комментариями Дидро "полотна" оживали. Создавалось впечатление, что я реинкарнировалась (можно так сказать?) в 18 век и смотрю на живопись глазами ее современников.
Про это "Рождество" Буше Дидро пишет, что не рассердился если бы ему ее подарили.... Да, я бы тоже была бы рада.
Пейзаж со стадом меня поразил не столько как пейзаж, а скорее как потрясающий пасторальный портрет. Какая милая селянка на лошадке, какой наклон головы, изящество позы, а эта ножка в сандалии.... Наглядное пособие по позированию на фотосессии.
Дальше у нас французская живопись во "фламандском вкусе". От фламандцев здесь освещение и композиция скорее, а вот сюжет по своей пикантности вполне французский.
А вот "недостойная мазня" по мнению Дидро художника Леписье, "Портрет семьи Лериуа, слушающий чтение Библии". Критик пишет о холодности людей на картине, о неправдоподобности одеяний священника ("сутана не побывала на ткацком станке") и о безмолвии его уст, хотя по жесту понятно, что он произносит речь. О, как это все похоже на современные семейные фотосессии в арендованных студиях, с бутафорскими интерьерами.
Ну а тут детали...... Боже, какое мастерство! В век, когда руками многие уже разучились работать, само существование таких тканей, кружев, шитья и масляной живописи - поражает воображение!
А следующая картина иллюстрация к роману-трактату Жана-Жака Руссо "Эмиль или О воспитании" (1762), где автор предостерегал матерей от излишнего попустительства своим чадам.
На картине под названием "Пневматический опыт" где удушили птичку для демонстрации того, что без кислорода ни одно животное не может существовать, мне нравится выражение на морде собаки, она как-будто спрашивает... "Кто следующий?" Она единственная кто смотрит на художника (и на зрителя), тем самым выдавая его присутствие.
Потрясающая "Лентяйка" Пьена Этьена Муата по живописному оригиналу Греза.
И не менее очаровательная девушка с капустой.
Надеюсь статья вас развлекла, я стараюсь быть не очень скучной и душной в своих заметках об искусстве. Хватит с нас высокомерия и снобизма некоторых искусствоведов.
Мы разучились чувствовать искусство. Не смотря на всю свободу мы зажаты, разучились свободно выражать свои чувства, высказывать свое мнение.
Если вам понравилась моя статья, буду рада вашим комментариям и положительным откликам (это я про лайки).
Подписывайтесь на мой канал, поболтаем об искусстве.