Найти тему

Для возврата переплаты соцотчислений, пени нужно прилагать отчетность или выписку

В Казахстане изменится пакет документов для возврата суммы переплаты по соцотчислениям и пене. С 17.02.2024 г. вступают в силу изменения в Правила и случаи осуществления возврата излишне (ошибочно) уплаченных социальных отчислений и (или) пени за несвоевременную и (или) неполную уплату социальных отчислений (утверждены Приказом №229 от 21.06.2023 г.).

Теперь для возврата излишне (ошибочно) уплаченных соцотчислений и (или) пени за несвоевременную и (или) неполную уплату соцотчислений налогоплательщику нужно будет предоставить:

  1. заявление на возврат;
  2. копию документа, подтверждающего начало/прекращение трудовой деятельности участника системы обязательного социального страхования,  за участников, являющихся пенсионерами;
  3. копию ФНО 910, 911 за период возврата социальных отчислений, при их отсутствии - выписку из лицевого счета налогоплательщика.

ФНО и выписка предоставляется в случаях:

  • наличия ошибок в периоде платежа в списочной части платежного поручения;
  • наличия ошибок в суммах социальных отчислений в списочной части платежного поручения.

В рамках одного заявления можно указать только одну причину и соответствующую сумму излишне (ошибочно) уплаченных социальных отчислений и (или) пени за несвоевременную и (или) неполную уплату социальных отчислений.

Напомним, возврат излишне (ошибочно) уплаченных социальных отчислений и (или) пени за несвоевременную и (или) неполную уплату социальных отчислений осуществляется в случаях:
1) их ошибочной уплаты два и более раз за один и тот же период;
2) их излишнего начисления на доходы, полученные вновь принятыми или уволенными работниками, авансом, подлежащие возврату;
3) излишней их уплаты за участников, являющихся пенсионерами;
4) неверного указания кода назначения платежа (КНП);
5) наличия ошибок в периоде платежа в списочной части платежного поручения;
6) наличия ошибок в суммах социальных отчислений в списочной части платежного поручения;
7) неверного указания реквизитов плательщика;
8) их уплаты физическим лицом, не зарегистрированным в качестве ИП или лица, занимающегося частной практикой, главы крестьянского или фермерского хозяйства.

Если документы на возврат подать в бумажном виде, ГК «Правительство для граждан»:

  • в течение пяти рабочих дней со дня поступления проверяет пакет документов;
  • при положительном результате проверки регистрирует заявление на возврат и передает его в ГФСС;
  • при отрицательном результате проверки возвращает заявление и документы услугополучателю.

ГФСС в течение 10 рабочих дней со дня поступления заявления и документов рассматривает их и осуществляет возврат или выдает предварительный отказ в возврате соцотчислений или пени.

При получении услуги онлайн через портал Egov.kz электронное заявление с документами проходят проверку в информационных системах государственных органов.

При положительном результате проверки на портале электронное заявление и документы услугополучателя поступают в ИС МТСЗН, после чего ГК «Правительство для граждан» в течение 5 рабочих дней со дня поступления электронного заявления осуществляет проверку сведений, содержащихся в заявлении. При положительном результате проверки Государственная корпорация регистрирует электронное заявление на возврат и передает его в ГФСС. ГФСС в течение 10 рабочих дней со дня поступления заявления и документов рассматривает их и осуществляет возврат или выдает предварительный отказ в возврате соцотчислений или пени.

Государственная корпорация не позднее 3 рабочих дней, следующих за днем поступления средств из Фонда, формирует платежное поручение и перечисляет услугополучателю сумму излишне (ошибочно) уплаченных социальных отчислений и (или) пени за несвоевременную и (или) неполную уплату социальных отчислений.

При непрохождении проверки портал представляет сообщение об отклонении электронного заявления услугополучателю в его «личный кабинет».

Если заявитель получил предварительный отказ от ГФСС, он вправе направить возражение. Возражение принимается Фондом в течение 2 рабочих дней со дня направления услугополучателю предварительного отказа.
Если в установленный двухдневный срок услугополучатель не предоставляет и не высказывает возражения, это равнозначно отсутствию возражения к предварительному отказу.

ИП закрывается: как вернуть переплату по ИПН и соцналогу?