Найти тему
Школа №1158

Что такоe мелкая моторика и почему тaк важно ее развивaть?

Учитель-дефектолог здания «Д.А.Р.» Бакулина Людмила Алексеевна

Мелкая моторика – это способность выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук и ног в результате скоординированных действий важнейших систем: нервной, мышечной и костной. Относительно моторики кистей и пальцев рук часто применяют термин ловкость. Область мелкой моторики включает большое количество разнообразных движений: от простых жестов (например, захват игрушки) до очень сложных движений (например, писать и рисовать). Развитие мелкой моторики играет важную роль для общего развития ребенка. Мелкая моторика - основа развития психических процессов: внимания, памяти, восприятия, мышления и речи.

Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застёгивать и расстёгивать пуговицы, завязывать шнурки и т.д. В старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе, в частности, к письму.

Главное - учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, его возраст, настроение, желание и возможности. Умелыми пальцы станут не сразу. Занятия по развитию мелкой моторики необходимо проводить систематически по 5-10 минут ежедневно. Несмотря на то, что вначале многие упражнения даются ребенку с трудом, они приносят ему много радости, как от достигаемых результатов, так и от простого общения с мамой.

Только кропотливая работа, терпеливое отношение, ободрение при неудачах, поощрения за малейший успех, неназойливая помощь помогают добиться хороших результатов.

Рекомендации по развитию мелкой моторики у ребенка в домашних условиях:

- Разминать пальцами тесто, глину, пластилин, лепить что-нибудь.

- Нанизывать бусинки, пуговицы на нитки.

- Заводить будильник, игрушки ключиком.

- Штриховать, рисовать, раскрашивать карандашом, мелками, красками.

- Резать ножницами.

- Конструировать из бумаги («оригами»), шить, вышивать, вязать.

- Делать пальчиковую гимнастику.

- Катать по очереди каждым пальцем мелкие бусинки, камешки, шарики.

- Хлопать в ладоши тихо, громко, в разном темпе.

- Перебирать крупу.

- Рисовать узоры по клеточкам в тетради.

- Игры с прищепками.

- Игры со счетными палочками.

- Игры с конструктором, мозаикой.

- Игры со шнуровками.

Таким образом, целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики рук у детей во взаимодействии с родителями способствует формированию интеллектуальных способностей, положительно влияет на речевые зоны коры головного мозга, а самое главное – способствует сохранению физического и психического здоровья ребёнка. И всё это напрямую готовит его к успешному обучению в школе.