Учитель-дефектолог здания «Д.А.Р.» Бакулина Людмила Алексеевна
Мелкая моторика – это способность выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук и ног в результате скоординированных действий важнейших систем: нервной, мышечной и костной. Относительно моторики кистей и пальцев рук часто применяют термин ловкость. Область мелкой моторики включает большое количество разнообразных движений: от простых жестов (например, захват игрушки) до очень сложных движений (например, писать и рисовать). Развитие мелкой моторики играет важную роль для общего развития ребенка. Мелкая моторика - основа развития психических процессов: внимания, памяти, восприятия, мышления и речи.
Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застёгивать и расстёгивать пуговицы, завязывать шнурки и т.д. В старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе, в частности, к письму.
Главное - учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, его возраст, настроение, желание и возможности. Умелыми пальцы станут не сразу. Занятия по развитию мелкой моторики необходимо проводить систематически по 5-10 минут ежедневно. Несмотря на то, что вначале многие упражнения даются ребенку с трудом, они приносят ему много радости, как от достигаемых результатов, так и от простого общения с мамой.
Только кропотливая работа, терпеливое отношение, ободрение при неудачах, поощрения за малейший успех, неназойливая помощь помогают добиться хороших результатов.
Рекомендации по развитию мелкой моторики у ребенка в домашних условиях:
- Разминать пальцами тесто, глину, пластилин, лепить что-нибудь.
- Нанизывать бусинки, пуговицы на нитки.
- Заводить будильник, игрушки ключиком.
- Штриховать, рисовать, раскрашивать карандашом, мелками, красками.
- Резать ножницами.
- Конструировать из бумаги («оригами»), шить, вышивать, вязать.
- Делать пальчиковую гимнастику.
- Катать по очереди каждым пальцем мелкие бусинки, камешки, шарики.
- Хлопать в ладоши тихо, громко, в разном темпе.
- Перебирать крупу.
- Рисовать узоры по клеточкам в тетради.
- Игры с прищепками.
- Игры со счетными палочками.
- Игры с конструктором, мозаикой.
- Игры со шнуровками.
Таким образом, целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики рук у детей во взаимодействии с родителями способствует формированию интеллектуальных способностей, положительно влияет на речевые зоны коры головного мозга, а самое главное – способствует сохранению физического и психического здоровья ребёнка. И всё это напрямую готовит его к успешному обучению в школе.