Найти тему
Миллиард Татар

«На Ислямова обратил внимание адмирал Степан Макаров и пригласил его на ледокол «Ермак» для плавания в Северном Ледовитом океане»

Много ли татар служило на военном флоте Российской империи? В каких далеких морских сражениях участвовали казанские татары и кто на этом поприще отличился больше всего? На эти и другие вопросы в интервью «Миллиард.Татар» ответил капитан 2-го ранга в отставке, автор книги «Генерал-майор флота Исхак Ислямов – потомству в пример» Шамиль Насеров. Подробнее – в нашем материале.

«Русские князья во время походов на Казань применяли такой тип войск, как «судовая рать» с которой воевал речной военный флот Казани»


Источник фото: piter.tatar
Источник фото: piter.tatar

– Шамиль Абдрахманович, чем вы занимались до написания книги об адмирале Исхаке Ислямове?

– На данный момент я являюсь капитаном второго ранга в отставке. В 1973 году окончил военно-морское училище подводного плавания им. Ленинского Комсомола. После служил на атомных подводных лодках Тихоокеанского флота. В запас ушел в 1993 году, после чего начал работать на гражданских должностях. Работал в постоянном представительстве Республики Татарстан в Санкт-Петербурге и Ленинградской области. В мои обязанности входило содействие в исполнении положений договора о взаимных мероприятиях и подготовки 300-летия Санкт-Петербурга и 1000-летия Казани. После успешного выполнения поставленных задач был награжден памятными медалями.

– Почему Вы решили связать свою жизнь с флотом?

– Любовь к кораблям проявилась у меня еще в детстве. Мой двоюродный брат, будучи юнгой, принимал участие в Великой Отечественной войне. Когда он уходил в отпуск, и я видел его, у меня сложилось впечатление, что моряки – это самые сильные люди на свете. В морское училище я поступил после окончания профессионально-технического училища и уехал из своего подмосковного города Апрелевка в Санкт-Петербург. Люди, помнящие СССР, скорее всего, слышали об Апрелевке: там выпускали грампластинки.

– Как Вы пришли к написанию книги?

– Когда я работал в постоянном представительстве Татарстан в Санкт-Петербурге и Ленинградской области, мне удалось познакомиться с вице-адмиралом в отставке Марсом Искандеровым. Он был доктором наук, начальником штаба Северного флота, командовал в Санкт-Петербурге различными военными институтами и принимал активное участие в жизни татарской общины. Во время своей научной деятельности он активно собирал информацию о татарах в жизни российского флота и Санкт-Петербурга. Меня тоже заинтересовали эти темы, и я совместно с постоянным представителем Республики Татарстан в Санкт Петербурге и Ленинградской области Шамилем Ахметшиным выпустили в соавторстве книгу «Татары на службе отечества: страницы истории военно-морского флота России». Мы оказались неудовлетворение результатом нашей работы: много компилированных текстов и мало научных обоснований. Ну, как говориться: первый блин комом.

– Какие неизвестные страницы истории приоткрывает эта книга?

– Она была написана к 1000-летияю Казани в 2005 году в Санкт-Петербурге. Обращение к читателям написал бывший президент Татарстана Минтимер Шаймиев. Предисловие к монографии подготовил бывший главнокомандующий ВМФ России адмирал Владимир Куроедов. В книге мы затронули вопросы судостроения в Волжской Булгарии и Казанском ханстве. По этим темам до нас дошли лишь летописные материалы. С времен Волжской Булгарии до нас не добралось почти ничего. С Казанским вилаетом ситуация лишь немного лучше. Известно, что русские князья во время походов на Казань применяли такой тип войск, как «судовая рать» с которой воевал речной военный флот Казани. Есть указание, что существовали корабли «учаны». От этого слово произошло слово «чан» которое обозначает «катку» или «большую ладью».

– Какие темы еще удалось затронуть?

– Отдельно мы обратили внимание на участии Казанской губернии и Республики Татарстан в строительстве военного флота России, военная промышленность региона и т.д. Во второй части книги мы рассмотрели феномен татар на флоте. Сначала мы изучили службу татар на военных кораблях до середины XIX века. Потом затронули период с середины XIX века по 1917 год и участие татар в Гражданской войне, Великой Отечественной войне и в послевоенное время. Книга получилась не большой по формату: всего 160 страниц.


Источник фото: piter.tatar
Источник фото: piter.tatar

«Я был убежден, что татары появились на фоте после 1917»

– Много ли татар служило вместе с Вами?

– Еще в училище заметил. На учебную роту из 60 человек приходится порядка 4 татар. Подобная картина была и в других ротах: всегда присутствовало минимум два татарина. После училища начались длительные плавания на атомных подводных лодках. На такой подлодке экипаж насчитывает порядка 120 человек. И всегда в команде 1-2 татарина.

– Татары не морской народ. Как много их служило на императорском флоте?

– До того, как начал писать, я был убежден, что татары появились на флоте после 1917 года. Российский императорский флот по статусу был приравнен к гвардии. Там была распространена православная культура, отраженная во всех уставах. В свое время мне удалось познакомиться с санкт-петербургским краеведом Даудом Аминовым. Под его авторством была издана небольшая книга «Татары в Санкт-Петербурге». Ее он презентовал в музее этнографии Северной столицы. Я поехал на эту презентацию, поговорил с Даудом Ахатовичем, и он подарил мне свой труд. Начал ее читать и очень удивился. Оказалось, что много татар служило в российском императорском флоте в Кронштадте. Для меня это было открытием, а еще большее удивление у меня вызвало то, что они хотели в Кронштадте построить мечеть.

– Можно назвать точную дату появление татар в военно-морских силах?

– Погружаясь в эту тему, я узнал, что татары присутствовали на флоте с 1722 года: их рекрутировали. Мне казалось странным, что выходцев из татарских сел призывали на флот. Оказалось, что подобная политика преследовала вполне конкретные цели – христианизация. Человек попадал в иную культурную среду, не зная языка повседневного общения и профессионального. О христианизации татар на ВМФ можно говорить еще потому, что рекрутированные началось при Петре I, который отменил сословные привилегии у татарской знати и ввел лашманную повинность. Сохранилась информация, что Казанскому губернатору были даны инструкции по рекрутированною некрещенных людей.

Имен и конкретных данных о татарах на флоте очень мало. Дело в том, что тогда имена нижних чинов вообще не упоминали. Допустим, происходит сражение, начинают считать потери: в рапорте пишутся имена и должности офицеров и общее количество нижних чинов.

– В какой период начинают писать имена нижних чинов?

– Ситуация меняется при правлении Екатерины II. После Чесменского сражения 1770-го года все нижние чины поименно были перечислены. Среди них оказалось большое количества татар, а удостоенных государственных наград и денежных премий было порядка 50 человек.

«В ходе экспедиции он посетил остров Борнео в Малайском архипелаге и принял участие в его описании»

– Шамиль Абдрахманович, чем Вас привлекла фигура Исхака Ислямова?


Исхак Ибрагимович Ислямов
Источник: ru.wikipedia.org
Исхак Ибрагимович Ислямов Источник: ru.wikipedia.org

– О нем я впервые прочитал в татарской энциклопедии в 2003. Сначала посчитал, что контр-адмирал Ислямов служил на советском флоте, а оказалось, что он состоял на службе у Российской империи. Когда искал материалы для моей первой книги «Татары в истории отечества» я наткнулся на его послужной список. Оказалось, что он был сыном унтер-офицера: переводя на сегодняшние звания – это старший сержант. Родился Ислямов в Кронштадте в 1865 году и закончил училище Морского ведомства, куда принимали все сословия. Если в морской корпус принимали только дворян, то в техническое училища зачисляли не только все сословия, но и национальности. Ограничения при приеме распространялись только на лиц иудейского вероисповедания: оно было снято при Николае II.

– Как началась карьера будущего адмирала?

– Дядя Ислямова по матери был гражданским чином. Он написал в училище письмо с просьбой допустить до экзаменов его племянника. Морское министерство удовлетворило просьбу. Ислямов сдал экзамены, но со второго раза. Окончил он училище по первому разряду и получил звание подпоручика флотских штурманов. Важно указать одну особенность флота. Существовали корпус штурманов, артиллеристов, корабельных инженеров: там были сухопутные звания, и Ислямов получил именно его, а не флотское. Два года он плавал на кораблях, ходящих по прибрежным водам. Принимал участие в учениях. Потом его зачислили в команду клипера «Разбойник» уходящего в 3-х летнее кругосветное плавание. В ходе экспедиции он посетил остров Борнео в Малайском архипелаге и принял участие в его описании.

– Что происходило после возвращения?

– Вернувшись из кругосветного плавания, он написал прошение о допуске к экзаменам в морскую академию. И в этот раз он не смог сдать их с первого раз: поступил на следующий год. С отличием закончил академию и в последующем служил в метеорологической части в главном гидрографическом управление ВМФ. Он был помощником полковника Иосифа Шпиндлера: участвовал в экспедиции на Каспийское море и описании залива Кара-Богаз-Гол.

Ислямов занимался научными работами по метеорологии и гидрографии, публиковал свои исследования в научных журналах. В какой-то момент на работы Ислямова обратил внимание адмирал Степан Макаров и пригласил его на испытательное плавание на ледоколе Ермак в Северном Ледовитом океане. Имперские власти хотели узнать, можно ли на ледоколе пройти до Северного полюса напрямую.

– Полярное плавание прошло успешно?

– После возвращения Ислямова адмирал Макаров был доволен его результатами и велел доложить ему об итогах экспедиции министру финансов империи Сергею Витте. После плавания на ледоколе Ислямов влюбился в полярные моря и написал книгу «Плавание на «Ермаке». На суше он вернулся в главное гидрографическое управление, поработал немного, и началась Русско-японская война. Во время конфликта его назначили старшим штурманом броненосца Севастополь находящегося в Порт-Артуре: Ислямов отправился на Дальний Восток. Там он под командованием капитана Николая Эссена, в будущим ставшего адмиралом и командующим Балтийским флотом, участвовал во всех сражениях с японскими силами.

«После этого подвига Эссен представил Ислямова к награде золотым оружием»

– Как проявил себя Ислямов в войне с Японской империей?

– Штаб порт-артурской эскадры во главе с адмиралом Макаровым находился на броненосце «Петропавловск». При выходе в море он подорвался на мине, после чего детонировал боезапас, и корабль погиб вместе с Макровым. На флоте и Порт-Артуре это произвело очень гнетущие впечатление. Когда броненосец «Севастополь» после боя с японскими кораблями возвращался в Порт-Артур, он также наскочил на мину. На судне моментально возникал паника: только недавно произошла похожая ситуация.

– Известно, что во время этих событий корабль не погиб. Кто спас судно?

– Севастополь накренился, что грозило обернуться трагедией. По воспоминанию Эссена, паники удалось избежать только благодаря его указам, действиям старшего помощника и Ислямова. Старший помощник помог Эссену прекратить панику среди команды, а Ислямов раздал пару тумаков на палубе и успокоил самых горячих. Панику удалось предотвратить только благодаря им: кто-то уже надел спасательные жилеты, а некоторые и вовсе без команды попрыгали в воду. После наведения порядка Ислямов взял управление броненосцем на себя, из-за чего он не потерял управляемость и не потонул.

После этого подвига Эссен представил Ислямова к награде золотым оружием за храбрость. В штабе царского наместника тихоокеанского флота Евгения Алексеева не оказалось, поэтому оружие за храбрость заменили орденом Святого Владимира 4 степени – это награда возводила в потомственное дворянство.

– Что было с Ислямовым после сдачи Порт-Артура?

– Ислямов провоевал всю осаду на броненосце «Севастополь», и когда город пал под натиском японцев, Ислямов отказался вместе с командиром задаваться в плен. В то время была практика, что можно было написать расписку, в которой ты обязуешься в дальнейшим не принимать участие в боевых действиях против победившей стороны, после чего можно было отправиться домой. Так поступил Ислямов и другие офицеры, после чего через США вернулись в Россию. В то время это не считалось чем-то позорным.

Подробнее: https://milliard.tatar/news/na-islyamova-obratil-vnimanie-admiral-stepan-makarov-i-priglasil-ego-na-ledokol-ermak-dlya-plavaniya-v-severnom-ledovitom-okeane-4936