Филиппо Брунеллески - великий архитектор Раннего Возрождения. Флорентийская республика в том числе благодаря ему заняла виднейшее место в культурной жизни Италии. Главным произведением Брунеллески стал грандиозный купол церкви Санта-Мария дель Фьоре во Флоренции, который до сих пор является доминантой города.
Круг деятельности и интересов Брунеллески не ограничивался архитектурой. Будучи истинным человеком Ренессанса, он проявил способности в самых разнообразных сферах: как скульптор, как ученый, как инженер и даже как сочинитель коротких виршей. Помимо этого он интересовался математикой, изучал военные и промышленные машины. В частности ,он разрабатывал конструкцию поворотного крана ,о чем свидетельствуют рисунки Леонардо да Винчи.
Удивительно, но,будучи неплохим скульптором и инженером, к архитектуре Брунеллески обратился довольно поздно, в возрасте около 40 лет. В отличии от многих художников того времени Брунеллески имел знатное происхождение и был независим в финансовом отношении,т.к. происходил из семьи видного нотариуса.
Купол главного собора Флоренции Санта-Мария дель Фьоре по праву считается наиболее грандиозным произведением в творчестве Брунеллески. Он второй по величине в Италии после купола собора Святого Петра в Риме. Покрытый красной черепицей, восьмигранный и двуслойный (стена купола полая внутри) купол стал символом Раннего Ренессанса.
Надо признать,что проект купола был не совсем самостоятельным и близко соотносился с моделью Арнольфади Камбио, сделанной еще в 1368 году, но которую не смогли воплотить, так как было неясно, как ее технически осуществить. Брунеллески выступил в решении данной проблемы больше как инженер, а не как архитектор. Без его таланта изобретателя возведение купола было бы просто невозможно. Он придумал конструкцию лесов и полностью продумал и воплотил технологию строительства. Неоднократное появление этого памятника в изобразительном искусстве еще больше увеличило его славу, превратив в один из главных архитектурных признаков эпохи.
«Брунеллески» серия «Великие архитекторы», том 13, издательство «Комсомольская правда» «Директ-Медиа», Москва, 2017 год.