Найти тему

Главный купол Ренессанса.

Филиппо Брунеллески - великий архитектор Раннего Возрождения. Флорентийская республика в том числе благодаря ему заняла виднейшее место в культурной жизни Италии. Главным произведением Брунеллески стал грандиозный купол церкви Санта-Мария дель Фьоре во Флоренции, который до сих пор является доминантой города.

-2

Круг деятельности и интересов Брунеллески не ограничивался архитектурой. Будучи истинным человеком Ренессанса, он проявил способности в самых разнообразных сферах: как скульптор, как ученый, как инженер и даже как сочинитель коротких виршей. Помимо этого он интересовался математикой, изучал военные и промышленные машины. В частности ,он разрабатывал конструкцию поворотного крана ,о чем свидетельствуют рисунки Леонардо да Винчи.

Леонардо да Винчи. Рисунок  лебедки,изобретенной Брунеллески.
Леонардо да Винчи. Рисунок лебедки,изобретенной Брунеллески.

Леонардо да Винчи. Рисунок поворотного крана,изобретенного Брунеллески.
Леонардо да Винчи. Рисунок поворотного крана,изобретенного Брунеллески.

Удивительно, но,будучи неплохим скульптором и инженером, к архитектуре Брунеллески обратился довольно поздно, в возрасте около 40 лет. В отличии от многих художников того времени Брунеллески имел знатное происхождение и был независим в финансовом отношении,т.к. происходил из семьи видного нотариуса.

-5

Купол главного собора Флоренции Санта-Мария дель Фьоре по праву считается наиболее грандиозным произведением в творчестве Брунеллески. Он второй по величине в Италии после купола собора Святого Петра в Риме. Покрытый красной черепицей, восьмигранный и двуслойный (стена купола полая внутри) купол стал символом Раннего Ренессанса.

Рисунок храма в разрезе.
Рисунок храма в разрезе.

Надо признать,что проект купола был не совсем самостоятельным и близко соотносился с моделью Арнольфади Камбио, сделанной еще в 1368 году, но которую не смогли воплотить, так как было неясно, как ее технически осуществить. Брунеллески выступил в решении данной проблемы больше как инженер, а не как архитектор. Без его таланта изобретателя возведение купола было бы просто невозможно. Он придумал конструкцию лесов и полностью продумал и воплотил технологию строительства. Неоднократное появление этого памятника в изобразительном искусстве еще больше увеличило его славу, превратив в один из главных архитектурных признаков эпохи.

-7

«Брунеллески» серия «Великие архитекторы», том 13, издательство «Комсомольская правда» «Директ-Медиа», Москва, 2017 год.