Найти тему
Радио ЗВЕЗДА

Евгений Моргунов. История творчества

Фото: nazametke.com
Фото: nazametke.com

Рожденный в апреле 1927 года мальчик Женя по возрасту на фронт не попал. Был еще пацаном несмышленым, хотя в те годы дети взрослели быстро. В 14 лет подросток стал учеником фрезеровщика на Сокольническом вагоноремонтном заводе. И, в соответствии с главным лозунгом военных лет «Все для фронта, все для Победы», выполнял более чем ответственную работу — обтачивал болванки для артиллерийских снарядов.

Но мечтал он совсем о другом. С малых лет в голове своей Женя рисовал яркие картинки: он на театральной сцене или перед кинокамерой. Иногда мог так замечтаться, что минута, и полетели бы в разные стороны, отрезанные грозным станком пальцы. Слава Богу, обошлось.

Но мечта не оставляла, она зрела и крепла и вылилась в очень нестандартное решение. И, как мы теперь понимаем — небезопасное. В самый разгар войны, в 1943 году, юноша написал письмо ни кому-нибудь, а самому Иосифу Сталину. В письме этом молодой человек категорически заявил, что хочет стать актером, а директор завода ему мешает:

ЕВГЕНИЙ МОРГУНОВ: «Уважаемый Иосиф Виссарионович, примите меня в искусство. Я рабочий Сокольнического вагоноремонтного завода СВАРЗ, болваночник, хочу быть в искусстве, участвовал в самодеятельности, работал в массовке на «Мосфильме». Но директор нашего завода препятствует этому стремлению. Я хочу быть как Станиславский и Немирович-Данченко».

Самое удивительное и невероятное в этой истории, что через пару недель генеральный директор завода получил казенную бумагу из Кремля.

ИОСИФ СТАЛИН: «Направить товарища Моргунова Е.А. для поступления в театр имени Таирова в качестве актера вспомогательного состава. Сталин».

Как по мановению волшебной палочки жизнь будущего артиста переменилась. Да так, как он и мечтать не мог: его действительно, кто бы вздумал перечить самому «товарищу Сталину», приняли в таировский театр, где целый год Моргунов постигал азы актерского мастерства.

А в 1944 году поступил в мастерскую актерского отделения ВГИКа, который окончил дипломированным артистом. Как положено — через пять лет. Однокашниками Моргунова были, как бы сейчас сказали, сплошные «звезды» советского кино. В одной аудитории зачастую оказывались: Нонна Мордюкова, Инна Макарова, Вячеслав Тихонов, Сергей Бондарчук. А мастером курса был великий Герасимов. Уже, к тому времени, действительно вполне великий.

В 1946 году писатель Александр Фадеев выпустил в свет главную книгу своей жизни — роман «Молодая гвардия», посвящённый сопротивлению и гибели молодых подпольщиков во время Великой Отечественной войны. Эта героическая, но трагически закончившаяся история, во многом была основана на документальных событиях, происходивших с реальными членами организации, многие из которых были казнены фашистами.

Фото: zelengarden.ru
Фото: zelengarden.ru

Режиссерское чутье Герасимова сразу определило — материал романа богат и событиями, и психологическими портретами героев, то есть работа над ним практически гарантировала успех. Сначала он сделал на основе «Молодой гвардии» студенческий спектакль, в котором занял многих студентов своего курса. И, посмотрев на результат, серьезно задумался о киноэпопее.

Начал с работы над сценарием. Ему проще было какие-то сцены дописать самому, чем объяснять Фадееву свои задумки. А их было немало. Поэтому фильм нельзя, строго говоря, назвать экранизацией книги. Это отдельное произведение, не менее значимое, чем первоисточник. Хотя Фадеев постоянно держал «руку на пульсе» грандиозного проекта и имел весомый голос при принятии ключевых решений, даже во время актерского кастинга персонажей-молодогвардейцев. Что и сыграло дурную шутку с любимым учеником Сергея Аполлинариевича — Евгением Моргуновым.

Первоначально Герасимов собирался снимать Моргунова в роли самого отчаянного молодогвардейца Сергея Тюленева. Если бы кастинг остался неизменным, судьба молодого талантливого артиста наверняка сложилась бы иначе. Но увы, Фадеев с самого начала с недоверием отнесся к выбору соавтора, а увидев случайно появившегося в студии красавца Сергея Гурзо, категорически заявил:

АЛЕКСАНДР ФАДЕЕВ: «Вот это настоящий Тюленев»

И никаких возражений слышать не желал. Режиссеру пришлось уступить и одна из главных ролей уплыла у Моргунова прямо из рук. Злая ирония судьбы заключалась в том, что роли всех героев-подпольщиков уже нашли своих исполнителей, и учитель смог предложить любимчику только работу над образом предателя Стаховича.

Справившись с обидой, молодой артист Моргунов принял предложение. Во-первых, он просто не мог отказать мастеру, который для студентов был почти богом. А во-вторых, а может быть, как раз, во-первых, он просто не хотел остаться в стороне от такого грандиозного кинопроекта. Профессионализм победил тщеславие. И оказал юноше дурную услугу.

В 1948 году «Молодая гвардия» стала лидером отечественного проката. Исполнители основных ролей получили Сталинскую премию. Только вот актеру, очень ярко сыгравшему подлеца-предателя, премия не полагалась. Ведь главным критерием была идеология, а не талант, который позволил Моргунову создать такой достоверный и практически эталонно отвратительный образ труса и негодяя.

К моменту окончания съемок следствие по делу о гибели подпольной группы комсомольцев было еще не закончено. Имя предателя и все детали установили значительно позже. Поэтому Сергей Герасимов полностью выдумал эту сюжетную линию и дал подонку, которого так достоверно воплотил на экране актер, вымышленную фамилию.

Как это часто бывает у неискушенных зрителей, произошел банальный перенос восприятия персонажа на исполнителя. Моргунова начали ненавидеть.

Во время одной из традиционных творческих поездок по стране на встрече со зрителями произошел очень неприятный случай. Несмотря на то, что режиссер со сцены красочно расхваливал Евгения Моргунова за потрясающее мастерство перевоплощения, зрители восприняли все происходящее на экране буквально.

В результате разъяренная толпа подкараулила ни в чем не повинного актера и избила его до полусмерти. Людей можно понять. С момента окончания самой страшной войны ХХ столетия прошло всего несколько лет. А если учесть, что инцидент произошел на Донбассе — в местах реальных действий подпольщиков «Молодой гвардии», накал эмоций был вполне предсказуем.

С того дня Моргунов перестал ездить с группой по стране. И вообще делал все, чтоб его как можно меньше узнавали в толпе. Согласитесь, нетипичная ситуация для актера, суть профессии которого — добиться зрительского признания…

И, когда Сергей Герасимов, решив изменить линию предательства в картине и привести ее в соответствие с открывшимися следствию фактами, вырезал почти все сцены с Моргуновым, Евгений Александрович только радовался, что «его» подлость осталась в картине только проходной линией.

В общем, если однокурсники Моргунова после «Молодой гвардии», как говорится, проснулись знаменитыми: получили премии, их много приглашали сниматься, причем на хорошие роли, любимому своему ученику мастер практически сломал карьеру. Прямо на взлёте. Уделом Моргунова на многие годы стали маленькие эпизоды с отрицательными героями. Часто его имя даже не указывалось в титрах. Евгений Александрович соглашался на такое унижение, потому что надо было зарабатывать на жизнь.

К тому же артист начал стремительно полнеть. И со стройной фигурой навсегда улетучились мечты о заманчивых ролях героев-любовников.

Почти через десять лет после съемок злополучной «Молодой гвардии», Евгений Моргунов встретился с начинающим режиссером Леонидом Гайдаем. Познакомил их великий Михаил Ромм, который давно уже приметил остроумного толстяка, но так и не нашел, где использовать эту колоритную фактуру.

А вот в сатирической комедии «Жених с того света», съемки которой на «Мосфильме» предложили Гайдаю, типаж Моргунова, как с кальки, ложился на образ нищего. Богатого нищего, который побираясь, зарабатывал значительно больше других сограждан, обжирался втихаря пирожными и всякими недоступными советскому человеку деликатесами.

Картина получилась очень смешной. Но страшно злой. Талантливейшие партнеры: Ростислав Плятт, Георгий Вицин, Фаина Раневская превратили практически газетный фельетон в бурлескную комедию. Предсказуемо, яркая сатира не понравилась чиновникам. Министр культуры дал команду вырезать эпизоды с «явными издевательствами над общественным строем».

И повторилась история десятилетней давности. Роль Моргунова попала под нож, успокаивало только то, что он оказался в хорошей компании. Вместе с ним вырезали все эпизоды с Сергеем Филипповым и Фаиной Раневской. Полнометражный фильм превратился в довольно невзрачную короткометражку. Увы, довольно типичная судьба талантливых «неформатных» работ в те времена.

И все-таки, ничего не случается зря. Профессионалы со студии «поставили» на Гайдая и практически сразу предложили ему новую работу. На сей раз в альманахе «Совершенно серьёзно». Режиссер тут же пригласил Евгения Александровича, в дарование которого поверил с первых минут существования того на съемочной площадке…

Кандидатуру более чем поддержал директор «Мосфильма» Иван Пырьев. Он позвонил ассистентке Гайдая и сказал:

ИВАН ПЫРЬЕВ: «Передайте Леониду Иовичу Гайдаю, что я утверждаю Евгения Александровича Моргунова на роль Бывалого. Пусть время не тратит, средств не тратит и больше никого не ищет».

Партнерами Моргунова стали Георгий Вицин и Юрий Никулин. И на многие годы они превратились для зрителей в любимую и неразделимую троицу колоритных жуликов: Труса, Балбеса и Бывалого…

Фото: kakprosto.ru
Фото: kakprosto.ru

Вскоре вышла на экраны новая короткометражка: «Пес Барбос и необычный кросс». Настало время и ее персонажам проснуться знаменитыми. Слава, наконец, нашла любимого ученика Герасимова. Пусть не за воплощение образа харизматичного подпольщика-молодогвардейца, а всего лишь авантюриста Бывалого.

Новеллу даже выпустили отдельной от альманаха копией и стали «крутить» в кинотеатрах перед сеансами в качестве киножурнала, что, надо сказать, сильно повысило сборы от проката даже откровенно слабых фильмов. Уникальный случай — зрители покупали билеты чтоб посмотреть именно «Пса Барбоса…»

Бытовала в те времена легенда, что Хрущёв возил с собой копию короткометражки на зарубежные переговоры, чтоб снять напряжённость и показать западным партнерам русский юмор.

Премьера «Пса Барбоса» состоялась в сентябре 1961 года, а уже через три месяца на экраны вышли «Самогонщики». Идею сценария предложил Никулин. В цирке у него был номер про самогонщиков. Гайдай с оператором Константином Бровиным за пару дней написали сценарий, моментально получили деньги на съёмки и работа закипела.

Фото: biographe.ru
Фото: biographe.ru

Гайдай готовился к съёмкам фильма «Несерьёзные истории», который состоял из нескольких новелл. Режиссёр принял решение, что в одной из них должны появиться Бывалый, Трус и Балбес. Оставалось только придумать для актёров несерьёзную историю. Помогла газета «Правда», где режиссёр прочёл заметку об инсценировке ограбления магазина с целью избежать ревизии.

Сценаристы озаглавили новеллу «Операция «Ы», а затем и весь фильм получил это название. Моргунов был в восторге от сценария и придумал для своего Бывалого массу смешных моментов и трюков.

Но, несмотря на увлеченность всей группы работой, Моргунов стал, что называется, тянуть одеяло на себя. Он не просто предлагал, а часто навязывал Гайдаю свои идеи, а когда тот не принимал их, злился и отчаянно спорил. В результате, когда съёмки закончились, Гайдай тонко намекнул Моргунову, что тот не всегда был прав и переместил в титрах его фамилию с первого места на третье. После Никулина и Вицина. Это был серьезный удар по самолюбию несколько зарвавшейся «звезды» и первая «черная кошка» в его отношениях с коллегами.

Моргунов был энергичным, общительным, остроумным и любознательным человеком. Он старался из всего извлечь пользу и ловко пользовался своей популярностью. Мог достать всё: дефицитные продукты и лекарства...И, справедливости ради, стоит заметить, далеко не всегда для себя лично. Он любил помогать. Узнав о проблемах своих знакомых, актер бросался их решать с помощью связей.

О способности Моргунова налаживать отношения в свое время рассказывал Георгий Данелия:

ГЕОРГИЙ ДАНЕЛИЯ «В работе актера над ролью есть понятие «пристройка». Пристройки могут быть разные: снизу, на равных, сверху. У Моргунова в его моноспектаклях были только две пристройки: на равных — с начальством, а также сверху — со всеми остальными. С начальством любого ранга он общался по-приятельски: радушно и раскованно, как с одноклассником, с которым сидел за одной партой. А с остальными говорил спокойно, ровным голосом, с чувством собственного превосходства и легкого презрения. Остальные понимали, что перед ними — начальник. И поэтому его слушались и всюду пускали».

Иногда Моргунов перегибал палку. Когда во время съемок «Кавказской пленницы», команда собралась на ночной закрытый просмотр отснятого материала, Моргунов привел с собой двух девушек. Режиссер потребовал увести посторонних из зала, но актер заявил:

ЕВГЕНИЙ МОРГУНОВ: «Гайдай, ты совсем не ловишь мышей!»
ЛЕОНИД ГАЙДАЙ: «Это последний фильм с вами, Евгений Александрович».

Вычеркнул из сценария все эпизоды с Бывалым и дальше снимал фильм без Моргунова.

Когда их пытались, мирить Гайдай категорично заявлял:

ЛЕОНИД ГАЙДАЙ: «Актер Моргунов для меня больше не существует».

Поначалу артист не придал этому скандалу особого значения. Он был на пике популярности. У него было полно работы: концерты, встречи со зрителями, съёмки у других режиссёров. Троицу Моргунов, Вицин, Никулин полюбило телевидение и постоянно приглашало их на праздничные огоньки и новогодние представления.

Евгений Александрович очень не хотел, чтобы троица распадалась. Но черная кошка, в виде не особо управляемого характера Моргунова, снова появилась на горизонте и пробежала теперь между ним и Никулиным.

Слава – штука капризная. Она не бывает одинаковой во все периоды жизни творца. Но, как гласит народная мудрость: «Художника судят по победам». Так вот, таких побед в актерской судьбе Евгения Моргунова было немало.

И сегодня мы, вспоминая этого веселого и остроумного толстяка, невольно начинаем улыбаться. Да, да… Образ, созданный актером, радует нас много лет спустя. И это дорогого стоит!

Слушайте программу «СТОП-КАДР» на Радио ЗВЕЗДА.